Технико-экономический и финансовый анализ ОАО «Комбинат Красный Строитель»
Наличие и движение основных фондов.
Важнейшим показателем производственной структуры ОПФ является доля активной части в их общей стоимости. Это связано с тем, что объем выпуска продукции, производственная мощность и другие экономические показатели работы предприятия в значительной мере зависят от величины активной части ОПФ. Поэтому повышение ее доли до оптимального уровня является одним из направлений совершенствования производственной структуры ОФ на предприятии.
Коэффициенты обновления и выбытия используются для более детального анализа процесса воспроизводства основных фондов.
, где:
Фввед – стоимость введенных основных фондов.
Фкон. года – стоимость ОФ на конец года.
Составим вспомогательную таблицу 1 для расчета коэффициента обновления ОПФ.
Таблица 1. Вспомогательная таблица для расчета коэффициента обновления
Показатели | 2014 год | 2015 год |
Фввед, тыс. руб. | ||
Фкон, года, тыс. руб. | ||
Кобн.% (стр. 1 / стр. 2) | 0,15 | 0,22 |
, где:
Фвыб – стоимость выбывших основных фондов.
Фнач. года – стоимость ОФ на начало года.
Составим вспомогательную таблицу 2 для для расчета коэффициента выбытия ОПФ.
Таблица 2. Вспомогательная таблица для расчета коэффициента выбытия
Показатели | 2014 год | 2015 год |
Фвыб, тыс. руб. | ||
Фнач.года, тыс. руб. | ||
Квыб, % (стр. 1 / стр. 2) | 0,07 | 0,01 |
Анализируя эти два показателя можно сделать следующий вывод: превышение величины Кобн. по сравнению с Квыб. свидетельствует о том, что идет процесс обновления ОПФ. Такая тенденция наблюдается в 2014 и в 2015 годах.
Показатели эффективности использования ОПФ.
Обобщающим показателем, характеризующим использование основных фондов на предприятии, является показатель фондоотдачи. Для его расчета используется следующая формула:
, где
ТП – товарная продукция предприятия в стоимостном выражении;
ОПФср. год – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Составим вспомогательную таблицу 3 для расчета фондоотдачи.
Таблица 3. Вспомогательная таблица для расчета фондоотдачи
Показатели | 2014 год | 2015 год |
ТП, тыс. руб. | ||
ОПФср год, тыс. руб. | 115942,5 | 143145,5 |
Фо, руб./руб. (стр. 1 / стр. 2) | 4,47 | 5,06 |
Анализируя показатель, выявилось, что в 2014 году на 1 руб. ОПФ приходилось 4,47 руб. товарной продукции, а в 2015 году этот показатель вырос до 5,06 руб. Это говорит о положительной тенденции изменения фондоотдачи.
Обеспеченность оборотными средствами.
Для анализа структуры оборотных средств составим таблицу 4.
Таблица 4. Структура оборотных средств предприятия.
Состав элементов оборотных средств | Нач.2014 года | Кон.2014 года 99 | Нач.2015 года 00 | Кон.2015 года | ||||
тыс. руб. % | тыс. руб. % | тыс. руб. % | тыс. руб. % | |||||
Запасы | 52,24 | 65,54 | 65,15 | 62,95 | ||||
Налог на добавленную Стоимость по приобретенным ценностям | 3,55 | 6,82 | 6,98 | 5,6 | ||||
Долгосрочная дебиторская задолженность | 0,46 | 6,57 | 6,72 | 5,5 | ||||
Краткосрочная дебиторская задолженность | 37,92 | 19,1 | 19,1 | 18,63 | ||||
Краткосрочные финансовые вложения | 0,04 | 0,03 | 0,03 | 0,0009 | ||||
Денежные средства | 5,81 | 1,94 | 1,98 | 7,32 | ||||
Итог |
В начале 2014 года наибольшую долю в структуре оборотных фондов предприятия составляли запасы: 52,24%, куда входят сырье и материалы, готовая продукция и товары для перепродажи, и расходы будущих периодов.
Данный факт можно выделить как положительный момент, т. к. запасы являются собственными средствами предприятия. К концу 2014 года этот показатель увеличился до 65,54%. но уже с начала 2008 года доля запасов начала уменьшаться и к концу 2015 года составляла 62,95%.
В начале 2014 года большой удельный вес имела краткосрочная дебиторская задолженность 37,92%, но уже к концу 2014 года уменьшилась практически в 2 раза и составила 19,1%, и продержалась на этом уровне до начала 2015 года, и в незначительной мере снизилась к концу года.
В целом же можно сказать, что в 2015 году по сравнению с 2014 наблюдается улучшение состояния предприятия по одним показателям, таким как запасы и краткосрочная дебиторская задолженность, но в то же время ухудшение по показателю долгосрочной дебиторской задолженности.
Показатели уровня использования оборотных средств
Важнейшими показателями использования оборотных средств на предприятии являются коэффициент оборачиваемости оборотных средств и длительность одного оборота.
Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период. Он определяется по формуле:
, где:
Vр – выручка от реализации продукции;
Оср – средний остаток оборотных средств за отчетный период.
Продолжительность (длительность) одного оборота показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции.
Составим вспомогательную таблицу 5 для расчета коэффициента оборачиваемости ОбС и длительности оборота.
Таблица 5. Вспомогательная таблица для расчета коэффициента оборачиваемости ОбС и длительности оборота
Показатели | 2014 год | 2015 год |
Vр, тыс. руб. | ||
Оср, тыс. руб. | 91122,5 | |
Коб (стр. 1 / стр. 2) | 8,06 | 8,36 |
Д, дней (360/стр. 3) | 44,67 | 43,06 |
Данные показатели имеют положительную динамику. Наблюдается как рост коэффициента оборачиваемости, что говорит об увеличении скорости оборота оборотных средств предприятия, так и снижение длительности оборота, что свидетельствует о сокращении срока возврата оборотных средств в виде выручки от реализации продукции.
Использование материальных ресурсов
Структура затрат представляет соотношение отдельных элементов затрат в общей величине затрат на предприятии (табл. 6).
Таблица 6. Структура затрат на предприятии
Вид затрат | 2014 год | 2015 год |
Материальные затраты | ||
Затраты на оплату труда | ||
Отчисления на социальные нужды | ||
Амортизация | ||
Прочие затраты | ||
Итого по элементам затрат |
Важнейшим обобщающим показателем уровня использования всех материальных ресурсов на предприятии является материалоемкость продукции,которая показывает, сколько в среднем материальных ресурсов необходимо для выпуска единицы продукции.
Материалоотдача – показатель, обратный материалоемкости, т.е. она показывает количество выпускаемой продукции на 1 руб. расходуемых ресурсов.
, , где:
МЗ – количество израсходованных материальных ресурсов на предприятии;
ГПст.выр – готовая продукция в стоимостном выражении.
Составим таблицу 7 для расчета материалоемкости и материалоотдачи.
Таблица 7. Показатели материалоемкости и материалоотдачи предприятия
Показатели | 2014 год | 2015 год |
МЗ (тыс. руб.) | ||
ГПст.выр. (тыс. руб.) | ||
Ме (стр. 1 / стр. 2) | 0,732 | 0,703 |
Мо (стр. 2 / стр. 1) | 1,366 | 1,423 |
По сравнению с 2014 годом в 2015 наблюдается улучшение обоих показателей, т.е. наблюдается снижение материальных затрат на ед. продукции на 0,03 и увеличение выпускаемой продукции на 1 руб. затрат на 0,057.
Т.к. оба показателя улучшились, это говорит об улучшении использования ресурсов на предприятии.
Анализ финансового состояния предприятия
Рассчитаем ряд коэффициентов, характеризующих платежеспособность предприятия:
1) коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов:
2) коэффициент автономии:
3) коэффициент соотношения заемных и собственных средств:
(строки)
Составим таблицу 8 для расчета коэффициентов, характеризующих платежеспособность предприятия.
В 2015 году наблюдается снижение коэффициента соотношения заемных и собственных средств. В то же время снижается коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, что можно выделить в качестве положительного момента.
Таблица 8. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия
2014 год | 2015 год | |
Итог оборотных активов | ||
Итог внеоборотных активов | ||
Реальный собственный капитал | ||
Итог пассива | ||
К заемн./собств. | 0,41 | 0,38 |
К об/внеоб. | 1,96 | 1,36 |
К автономии | 0,71 | 0,73 |
Немного повысился коэффициент автономии, что говорит о возможном повышении размера собственного капитала предприятия.
Анализ себестоимости
Составим и проанализируем смету затрат на производство (табл. 9)
Таблица 9. Смета затрат на производство ОАО «Комбинат Красный Строитель»
Показатели | 2014 год | 2015 год | Изменение (+/–) | |||
Тыс. руб. | Удельный вес, % | Тыс. руб. | Удельный вес, % | абсол., тыс. руб. | относит., % | |
Материальные затраты | 77,35 | 76,8 | +128780 | 33,92 | ||
Затраты на оплату труда | 13,39 | 12,14 | +14695 | 22,36 | ||
Отчисления на социальные нужды | 4,44 | 3,86 | +3769 | 17,31 | ||
Амортизация | 0,84 | 0,78 | +1031 | 25,12 | ||
Прочие затраты | 3,99 | 6,42 | +22905 | 116,79 | ||
Итого | +171180 | 34,87 |
Наибольший удельный вес как в 2014, так и в 2015 году имеют материальные затраты. В 2015 году они увеличились на 33,92%. На втором месте затраты на оплату труда, которые увеличились на 22,36%. Также значительно увеличились прочие затраты. Можно сделать вывод о том, что общая сумма затрат возрастает.
Оценка прибыльности предприятия
Для оценки прибыльности предприятия составим таблицу 10.
Таблица 10. Анализ прибыли ОАО «Комбинат Красный Строитель» (тыс. руб.)
Показатели | 2009 год | 2014 год | %, к пр. г. | 2015 год | %, к пр. г. |
I Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг. | 131,21 | 137,29 | |||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 128,15 | 135,24 | |||
Валовая прибыль | 154,67 | 150,29 | |||
Коммерческие расходы | 97,07 | 119,53 | |||
Прибыль от продаж | 172,98 | 155,78 | |||
II Операционные доходы и расходы Проценты к получению | - | - | - | ||
Проценты к уплате | - | - | - | ||
Доходы от участия в др. организац. | - | - | - | ||
Прочие операционные доходы | 201,28 | 56,3 | |||
Прочие операционные расходы | 94,95 | 118,94 | |||
III Внереализационные доходы и расходы Внереализационные доходы | 70,25 | 4039,7 | |||
Внереализационные расходы | 85,07 | 18040,72 | |||
Прибыль (убыток) до налогообложения | 170,57 | 128,88 | |||
Налог на прибыль | 353,36 | 56,88 | |||
Прибыль (убыток) от обычной деятельности | 90,75 | 251,3 | |||
IV Чрезвычайные доходы и расходы Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода | 90,75 | 251,3 |
Анализируя данную таблицу можно сделать следующие выводы:
По сравнению с 2014 годом в 2015 году наблюдается значительный рост всех видов прибыли.
В 2015 же году по сравнению с 2009 и 2014 годами наблюдается значительный рост чистой прибыли.
Анализ показателей рентабельности
Рассчитаем основные показатели рентабельности:
– рентабельность производства
– рентабельность продаж
– рентабельность капитала
– рентабельность продукции
Результаты занемеем в таблицу 11.
Таблица 11. Основные показатели рентабельности ОАО «Комбинат Красный Строитель»
2014 год | 2015 год | |
П валовая | ||
ОбС | 91122,5 | |
ОПФ | 115942,5 | 143145,5 |
П от реализации | ||
Выручка от реализации | ||
П чистая | ||
Актив баланса | 105789,5 | 150628,5 |
R производства | 40,9 | 48,5 |
R продаж | 10,85 | 12,37 |
R капитала | 22,58 | 39,86 |
R шифера | 13,6 | 15,3 |
R труб | 10,0 | 15,6 |
Наблюдается стабильное повышение рентабельности асбестоцементных труб и шифера по сравнению с 2014 годом. Положительным моментом является рост рентабельность капитала, что говорит об эффективности использования имущества предприятия. Увеличились также рентабельности производства и рентабельность продаж. Все это говорит об улучшении деятельности предприятия.
Оценка платежеспособности предприятия
Рассчитаем показатели платежеспособности предприятия:
1) коэффициент абсолютной ликвидности (Кабс.ликв.≥0,2);
(строки)
2) коэффициент уточненной ликвидности (Куточненной.ликв>1);
(строки)
3) коэффициент текущей ликвидности (Ктекущ.ликв.≥2) – критерий банкротства;
(строки)
Расчет этих показателей представлен в таблице 12.
Таблица 12. Коэффициенты платежеспособности ОАО «Комбинат Красный Строитель»
2014 год | 2015 год | |||
нач. года | кон. года | нач. года | кон. года | |
стр. 210 | ||||
стр. 220 | ||||
стр. 240 | ||||
стр. 250 | ||||
стр. 260 | ||||
стр. 290 | ||||
стр. 610 | - | |||
стр. 620 | ||||
стр. 630 | - | - | - | |
стр. 660 | - | - | - | - |
стр. 670 | - | - | - | - |
стр. 490 | ||||
К абс. ликв. | 0,11 | 0,045 | 0,045 | 0,15 |
К уточн. ликв. | 0,85 | 0,5 | 0,48 | 0,55 |
К тек. ликв. | 1,93 | 2,14 | 2,1 | 1,99 |
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Этот индикатор имеет особо важное значение для инвесторов. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса.
Мы видим, что коэффициент абсолютной ликвидности к концу 2014 году по сравнению с началом года снизился на 0,065, и оставался таким же до начала 2015 года. Но к концу года значительно возрос (на 0,105), но не достиг критерия его оценки (>0,2).
Коэффициент уточненной ликвидности в 2014 и 2015 году гораздо ниже критерия его оценки (>1). Это отрицательный момент.
Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку деятельности предприятия и показывает, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются материальными оборотными средствами. Мы видим, что этот показатель в 2014 году и начале 2015 года соответствовал критерию оценки >2, но к концу 2015 года снизился.
План маркетинга
Стратегия маркетинга для ОАО «Комбинат Красный Строитель» имеет следующие основные положения:
1. Маркетинг направлен на рынок кровельных материалов, с целью увеличения доли рынка за счет продажи асбестоцементных листов.
2. Добиваться следует увеличения объема упомянутого выше продукта.
3. Необходимо заметно увеличить объемы выпуска а/ц листов.
4. Все должно быть проведено в кратчайшие сроки.
Для данного предприятия представляет основной интерес стратегия проникновения на рынок.
Данная стратегия предполагает увеличение объема продаж уже имеющегося у предприятия товара, на рынке, где предприятие уже имеет определенную долю.
Данная стратегия имеет следующее соотношение рисков и выгод:
· вероятность успеха – 80%
· риски – 20%
В то время как остальные:
· развитие рынка (риски 60%; успех 40%)
· разработка товара (риски 40%; успех 60%)
· диверсификация (риски 80%; успех 20%)
Таким образом, можно сделать вывод, что с учетом нынешнего состояния предприятия, его возможностей, а также учитывая позиции и возможности основных конкурентов наиболее эффективной и безопасной стратегией является стратегия проникновения на рынок.