Развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
Жилищное строительство в Центральном федеральном округе в 2009 году снизилось до 97,3% к уровню 2008 года, при этом индивидуальное жилищное строительство показало рост на 11,5% (доля которого достигла 40,6% общего ввода площади жилых домов).
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда округа в 2008 г. составил 2,0 %, в том числе ветхого – 1,8%, аварийного – 0,2%. Худшая ситуация в Тульской (6,0%) и Калужской областях (5,3%), лучшая – в г.Москве (0,3%) и Курской области (0,6%). Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя на конец 2008 г. в округе составила 24,0 кв. м, что больше среднероссийского уровня (22,0 кв. м). Показатели по всем видам благоустройства жилищного фонда в макрорегионе также превышают среднероссийские.
В целом ситуация в сфере обеспеченности жильем характеризуется неравномерностью. Несмотря на относительно высокий уровень общей обеспеченности, остаются социальные группы, недостаточно или совсем не обеспеченные жильем. К ним, прежде всего, относятся молодые семьи, социально необеспеченные слои населения.
В сельской местности основной проблемой в сфере жилищной обеспеченности остается крайне низкий уровень оснащенности жилья современными элементами инфраструктуры.
Первоочередная цель решения жилищной проблемы в округе – радикальное сокращение доли домохозяйств, нуждающихся в существенном улучшении жилищных условий. Основным условием достижения этой цели является обеспечение доступности жилья для средне- и низкодоходных групп населения.
Важнейшим направлением социально-экономического развития Центрального федерального округа является содействие обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества.
Основной целью государственной политики в сфере строительства является создание условий для увеличения объемов строительства доступного для населения жилья, в том числе малоэтажного, обеспеченного социальной, инженерной и дорожной инфраструктурой. Одним из приоритетных направлений в этой сфере является реализация комплексной застройки территорий. Проекты комплексного освоения территорий предусматривают не только строительство жилья, но и современной инфраструктуры, позволяющей обеспечивать население округа качественными услугами.
В рамках повышения доступности покупки жилья для граждан необходимо продолжить реализацию мероприятий по оказанию финансовой помощи населению на приобретение жилья.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе основными направлениями развития жилищно-коммунального хозяйства останутся повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, снижение издержек производителей услуг и, как следствие, снижение роста тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Решение поставленных задач будет выполнено за счет демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства с внедрением концессионных соглашений с целью привлечения частного бизнеса в отрасль, расширения добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере, проведения мероприятий по модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, развития системы энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе.
В целях гарантированного обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами будут осуществлены строительство новых и реконструкция действующих объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Продолжится проведение мероприятий, связанных с благоустройством территорий населенных пунктов.
В целях обеспечения качества и доступности жилья для населения будут проводиться мероприятия по подготовке площадок под жилищное строительство; формированию современных форматов жилой застройки; обеспечению участков массового строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» дальнейшее развитие получит малоэтажное и коттеджное строительство жилых домов.
Для решения жилищных проблем в округе также необходимо развивать механизмы обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Решение жилищной проблемы сельского населения округа предполагается осуществлять, в том числе, в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» с учетом ее пролонгации до 2013 года, одним из направлений которой является оказание государственной поддержки граждан, проживающих в сельской местности, в улучшении жилищных условий, а также обеспечение жильем молодых специалистов организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы села. Механизмы дальнейшего развития жилищной сферы села предусмотрены в разработанной Минсельхозом России Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
Повышение доступности жилья также будет достигнуто путем развития механизмов ипотечного кредитования; снижения и эффективного распределения рисков кредитования между всеми участниками рынка; привлечения дополнительных средств в систему жилищного ипотечного кредитования; обеспечения инфраструктуры ипотечного рынка, включая организацию взаимодействия с кредитными, страховыми, оценочными, риэлтерскими организациями; выполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан путем обеспечения возможности приобретения жилья или улучшения жилищных условий.
В результате реализации мероприятий по развитию жилищного строительства и стимулирования спроса на комфортное жилье будут существенно увеличены объемы ввода жилья, повысится обеспеченность жильем населения Центрального федерального округа.
Модернизация и реконструкция системы коммунального хозяйства обеспечит снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, будет увеличена доля средств внебюджетных источников, инвестируемых в сферу жилищно-коммунального хозяйства.
РАЗДЕЛ 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа
Показатели, характеризующие социально-экономическое положение и освоенность территории субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа приводятся в Приложениях 1-3.