Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
Центральный федеральный округ характеризуется высоким уровнем развития информационно-телекоммуникационных (далее - ИТ) технологий.
Основными целями развития ИТ инфраструктуры округа являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности округа, развитие экономической и социально-политической сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления и местного самоуправления на основе использования современных технологий
Важным направлением развития является создание инфраструктуры широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – ШПД) на всей территории округа, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Особого внимания в этом отношении требуют населенные пункты с населением менее 300 тысяч человек.
Основными направлениями и стратегическими инициативами являются:
- перевод строительства местных сетей на технологии VDSL2, FFTx с сокращением протяженности медных распределительных участков и поэтапной ликвидацией магистральных медных кабелей;
- опережающее развитие услуг ШПД, основанное на системной модернизации существующей технической инфраструктуры, обеспечивающей доступ 100% абонентов к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и мультимедиа услугам на скорости до 100 Мбит/сек и достижение 100% цифровизации сети на всей территории Центрального федерального округа с акцентом на технологию РТТС;
- активная работа с застройщиками коммерческой и жилой недвижимости, строительство инфраструктуры в новых жилых микрорайонах/домах и бизнес-центрах;
- создание сетей VPN для территориальных органов власти регионов ЦФО;
- дальнейшая модернизация сети передачи данных филиалов и межрегиональной сети передачи данных (далее - МСПД) с пропускной способностью на уровне МСПД - Nх40 Гбит/с и возможностью дальнейшей модернизации Nх100 Гбит/с. Комплексная модернизация МСПД, должна включать как расширение пропускной способности каналов передачи данных, так и внедрение подсистем, увеличивающих интеллектуальность данной сети;
- развитие услуг беспроводного ШПД доступа на территории ЦФО. Активное развитие сети подвижной радиотелефонной связи, а также услуг высокоскоростного доступа;
- реализация механизма универсального обслуживания.
Реализация стратегических инициатив в 2011-2020 годах будет сопровождаться модернизацией существующей телекоммуникационной инфраструктуры, применением инновационных технологий, созданием единого многофункционального, удобного пользователю пространства, с целью обеспечения разных групп пользователей (от частных лиц и предприятий малого и среднего бизнеса до крупных предприятий и организаций) современными услугами связи на базе единой сети NGN/IMS с дальнейшим внедрением платформы доставки услуг (SDP), которая должна быть ориентирована на реализацию сервисного уровня на базе подхода SOA (Service Oriented Architecture), позволяющего максимально ускорить разработку и внедрение новых услуг.
Основным механизмом реализации направлений и приоритетов развития ИТ инфраструктуры будет являться привлечение инвестиций со стороны операторов связи для развития услуг ШПД, расширения пропускной способности магистральных, зоновых и местных транспортных сетей связи, достижения полной цифровизации телефонных сетей связи, расширения зоны покрытия сетей подвижной радиотелефонной связи.
В целях предоставления ШПД, услуг IPTV и других услуг по технологии РТТС используются мультисервисные узлы доступа (MSAN).
Технология широкополосного доступа FTTC предполагает комбинированное использование волоконно-оптических кабелей и существующей медной кабельной распределительной сети, при которой организуется вынос оборудования доступа в зону действия «шкафного района». При этом, при использовании технологии VDSL2, скорость доступа к услугам будет увеличена до 100 Мбит/с.
Для оказания услуг телефонной связи с использованием MSAN организуется взаимодействие по протоколам H.248, SIP с имеющимися гибкими программными коммутаторами (Softswitch) или устанавливаемыми при модернизации традиционной телефонной сети. Таким образом, обеспечивается переключение абонентской ёмкости с демонтируемых АТС и осуществляется поэтапный переход к единой сети NGN. Магистральные кабели распределительной абонентской сети в дальнейшем планируется демонтировать.
В целях развития сетей магистрального уровня, планируется дальнейшая модернизация межрегиональной сети передачи данных (МСПД). Модернизация будет производиться исходя из необходимости перевода на топологию «суперядро» и повышение интеллектуальности сети. Магистральная сеть будет иметь пропускную способность не менее 40 Гбит/с от каждой области, с возможностью доумощнения до 100 Гбит/с. Оборудование типового транзитного узла будет поддерживать от 3 до 6 портов ЮС (с возможностью умощнения до портов 40G и 100G) для магистральных соединений и не менее 2 портов 10G (с возможностью умощнения до 40G) для подключения ASBR узлов региональных сетей.
В период с 2011-2015 годы планируется умощнение основных каналов МСПД до 100 Гбит/с.
Региональная сеть связи к 2013 году должна охватывать крупные районные центры и крупные города одной области, в каждом из которых должны быть установлены один или несколько оконечно- транзитных узлов (ОТУ), в зависимости от экономической целесообразности.
ОТУ, подключаемый к транзитному узлу магистральной сети, является ASBR для магистральной сети связи, а также P/PE-маршрутизатором и MPLS-коммутатором для региональной сети связи.
В 2011-2014 годах будет продолжаться переход к сети NGN с последующей централизацией коммутации и сокращением числа программных коммутаторов при соответствующем изменении нормативной правовой базы.
В областных центрах предполагается строить программные коммутаторы, обеспечивающие управление как IP, так и TDM-соединениями, а также маршрутизацию транзитного VoIP трафика. В районных центрах и на местных сетях ГТС/СТС будут устанавливать транковые медиашлюзы и шлюзы абонентского доступа (MSAN).
Замена аналоговых АТС на оборудование узлов доступа MSAN, устанавливаемое в автономных шкафах, обеспечит возможность предоставить абонентам высокоскоростные услуги связи до 100 Мбит/с.
В рамках планов по реализации проектов модернизации сетей фиксированной и подвижной радиотелефонной связи будут внедрены технические решения, обеспечивающие возможность предоставления FMC-услуг (конвергенция фиксированной и подвижной радиотелефонной связи), в том числе технологическое обновление оборудования, используемого на зоновом уровне сети фиксированной связи филиалов, обеспечивающее начало строительства и дальнейшего развития NGN сети. Данная сеть на основе технологии NGN создаст базис для дальнейшего развития и возможности предоставления абонентам новых услуг связи.
Обеспечение выбора абонентом оператора МН/МГ связи решается при использовании программных коммутаторов либо стандартных функций интеллектуальных сетей (CPS - Carier Pre Select), что делает экономически обоснованным ускоренный переход на пакетную коммутацию голосового трафика.
Завершение перехода на NGN сеть планируется в 2014 году.
Услуги подвижной радиотелефонной связи являются одним из важных направлений развития рынка телекоммуникаций в ЦФО. Очевидно, что в настоящее время значительная часть рынка услуг подвижной радиотелефонной связи - это вспомогательные сервисные услуги, не связанные непосредственно с установлением разговорного соединения между абонентами, такие как доступ к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети Интернет, передача мультимедийной информации, услуги с позиционированием в точных географических координатах, мобильная коммерция и прочие услуги. Следовательно, основное направление для привлечения новых абонентов - это движение к мультимедийности подвижной радиотелефонной связи, а также конвергенция фиксированной и подвижной радиотелефонной связи (FMC) на базе сервисной платформы SDP.
В целях развития услуг подвижной радиотелефонной связи операторами связи продолжится реализация мероприятий по строительству собственных опорных сетей. В настоящее время операторами связи проводятся мероприятия по строительству внутризоновых ВОЛС, связывающих областные центры с крупнейшими райцентрами. В 2011-2012 годах планируется увеличение протяженности внутризоновых ВОЛС в 2 раза. Протяженность внутригородских ВОЛС в областных центрах регионов ЦФО к 2011 году увеличится более чем на 30 %.
Совместное использование возможностей сети NGN и сети подвижной радиотелефонной связи, полноценная их конвергенция, обеспечит абонентов уникальным набором возможностей и услуг. В результате пользователям с различными способами доступа будут предоставлены все сервисы реального времени вне зависимости от местоположения и используемых интерфейсов (Ethernet, xDSL, Wi-Fi и т.д.). Абоненты FMC использовать единый номер для мобильного и фиксированного аппаратов, а также возможность набора внутреннего укороченного номера с мобильного телефона.
Предполагаемыми результатами к 2020 году станут:
- обеспечение доступности услуг ШПД на всей территории ЦФО, уменьшение информационного неравенства (к 2020 году абонентская база ШПД на рынке ЦФО составит более 7,5 млн. абонентов, при уровне проникновения ШПД в домохозяйствах ЦФО 68,4%);
- обеспечение 100% цифровизации сети связи ЦФО;
- переход на новый качественный уровень оказания услуг связи, таких как интерактивное телевидение, высокоскоростной доступ к сети Интернет, видеотелефония на всей территории ЦФО;
- обеспечение доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, возможность полного или частичного получения наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием информационно- телекоммуникационной сети Интернет.
Реализация направлений модернизации сети объектов почтовой связи в 2010-2020 годах позволит существенно повысить качество и доступность услуг почтовой связи, улучшит экономические показатели почтовой сети вплоть до отказа от государственных централизованных дотаций, обеспечит рост заработной платы и улучшение условий труда почтовых работников.
РАЗДЕЛ 4. Основные направления и перспективы социального развития Центрального федерального округа
Демографическая ситуация
В период 1990-2006 гг. население Центрального федерального округа естественным образом сокращалось на 0,9% в год и лишь в 2007-2009 гг. убыль населения уменьшилась до 0,6% в год. Естественная убыль частично компенсировалась миграционным притоком жителей других регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Общая численность жителей макрорегиона на начало 2010 г. составила 37,1 млн. чел., что на один миллион меньше численности 1990 г.
В 2009 году естественная убыль населения составила – (- 4,7) на 1000 населения (в Российской Федерации – (- 1,8).
В Центральном федеральном округе по данным Росстата на 1 января 2010 года на 0,8% уменьшилось число жителей в Смоленской, Тульской и Тамбовской областях, на 0,7% – в Владимирской и Тверской областях; на 0,6% - 0,5% – в Ивановской, Курской, Брянской, Костромской, Рязанской, Орловской, Липецкой областях.
Население сократилось практически по всех субъектах ЦФО – Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областях.
Увеличение численности населения в Белгородской, Московской областях и в г. Москве наблюдается в основном за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.
В составе населения ЦФО сохраняется численное преобладание женщин над мужчинами. В Ивановской, Тульской, Ярославской, Тверской, Владимирской, Смоленской областях на 1000 мужчин приходится 1246-1221 женщин.
Средний возраст населения Российской Федерации составляет 38,9 лет (в 2009 году – 38,8 лет), мужчин соответственно 36,2 лет (36,1), женщин – 41,2 год (41,1). Средний возраст населения свыше 40 лет отмечается в регионах Центрального федерального округа: в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Тверской, г. Москве – 42,2 – 41,1 года.
В структуре населения вышеуказанных возрастов женщины составляют более двух третей (68,7%).
Каждый пятый житель России (30,7 млн. человек на 1 января 2010 года) – пенсионного возраста. Превышение численности населения пенсионных возрастов над численностью детей и подростков в возрасте до 16 лет в Тульской области составляет 2,0 раза, Рязанской и Воронежской областях – 1,9 раза, Тамбовской, Ивановской, Ярославской областях, г. Москве – 1,8 раза.
В период с 2000 по 2009 годы в ЦФО отмечался рост рождаемости с 7,7 до 10,8 на 1000 населения (в Российской Федерации – с 8,7 до 12,4 на 1000 населения).
Самая высокая рождаемость в 2009 году в ЦФО отмечалась в Белгородской, Брянской, Московской, Тверской областях (по 11,1 на 1000 населения), в Ярославской области и г. Москве (по 11,0 на 1000 населения), самая низкая – в Тульской (9,6) и Тамбовской (9,3) областях.
Смертность населения в ЦФО за 2000–2009 годы снизилась с 17,5 до 15,5 на 1000 населения (в Российской Федерации – с 15,4 до 14,2). Динамика показателей смертности в 2000-2009 гг. характеризуется их увеличением в 2000-2004 гг., и динамичным их уменьшением после 2004 г. В большинстве субъектов ЦФО показатели смертности за 2004-2009 гг. уменьшились до уровня 2000 г. Исключение составила Липецкая область, где не удалось уменьшить показатель смертности до уровня 2000 г. – превышение показателя 2009 г. над показателем 2000 г. составило 0,2 промилле. Самые высокие показатели смертности среди субъектов, входящих в состав ЦФО – в Тверской (20,0 на 1000 населения), Тульской (19,5), Смоленской (19,3), Ивановской (18,6) и Владимирской (18,4) областях. Наименьшие показатели – в г. Москве (11,4) и Белгородской области (14,5).
В ЦФО за 2000-2009 годы младенческая смертность снизилась с 13,6 до 7,2 на 1000 родившихся живыми (в Российской Федерации – с 15,3 до 8,2).
Наряду со снижением общей и младенческой смертности снижается и материнская смертность. Так, в ЦФО материнская смертность за 10 лет снизилась с 36,6 до 23,46 на 100 тысяч родившихся живыми (в Российской Федерации – с 39,7 до 25,56).
В структуре смертности населения ЦФО преобладают болезни системы кровообращения – 59,9% (931 на 100 тысяч населения), на втором месте – новообразования – 14,9% (232 на 100 тысяч населения), на третьем – внешние причины – 8,8% (136,6 на 100 тысяч населения), на четвертом – болезни органов пищеварения – 4,3% (66,5 на 100 тысяч населения), на пятом - болезни органов дыхания – 3,4% (52,3 на 100 тысяч населения).
Самый высокие показатели смертности от болезней системы кровообращения отмечены в Тверской (1266,5 на 100 тысяч населения), Смоленской (1180,4) областях; от новообразований – в Тульской (272,7 на 100 тысяч населения) и Московской (252,5) областях; от внешних причин – в Тверской (223,1 на 100 тысяч населения) и Смоленской (197) областях.
Среди внешних причин смерти населения ЦФО на первом месте находятся самоубийства – 12,6% (17,3 на 100 тысяч населения), на втором - убийства - 8,5% (17,3 на 100 тысяч населения), на третьем - случайные отравления алкоголем – 9,3% (12,7 на 100 тысяч населения), на четвертом – дорожно-транспортные происшествия – 9,2% (12,6 на 100 тысяч населения). Наибольшие показатели смертности от внешних причин среди субъектов ЦФО отмечены в Тверской области (на первом месте - случайные отравления алкоголем (35,1 на 100 тысяч населения), на втором месте – самоубийства (33,4 на 100 тысяч населения), на третьем – дорожно-транспортные происшествия (23,9 на 100 тысяч населения), на четвертом – убийства (20,0 на 100 тысяч населения).
В г. Москве и Белгородской области в 1990-2009 гг. миграционный приток существенно превышал естественную убыль населения и численность жителей этих регионов выросла на 19% и 21%, соответственно. В Московской области естественная убыль полностью компенсировалась миграционным притоком и увеличение числа жителей составило около одного процента. В 10 регионах центра европейской части России с численностью жителей 12,3 млн. чел. сокращение населения в 1990-2009 гг. составило от 7 до 15%, в пяти регионах с численностью жителей 6,1 млн. чел, численность жителей сократилась на 17-18%.
В 2009 г. уровень смертности в 1,4 раза превышал уровень рождаемости – по общему коэффициенту смертности Центральный федеральный округ находится на последнем месте в России. В сравнении с наиболее развитыми странами Европы с большой численностью населения демографическая ситуация в Центральной России по этому показателю в 1,6-1,8 раза хуже.
Уровень рождаемости в макрорегионе в 2009 г. составил 10,8 родившихся на 1000 жителей или 1,4 ребенка рожденных одной женщиной на протяжении всего ее репродуктивного периода. С 2000 г. уровень рождаемости увеличивается в связи со вступлением в детородный возраст многочисленного поколения женщин рожденных в 1980-90-х годах. Весомый вклад в увеличение деторождений в 2000-2009 гг. внесло повышение возрастных коэффициентов рождаемости в 1,4 раза, что связано с реализацией государственных мер направленных на стимулирование рождаемости в стране.
В 1990-2009 гг. значительные изменения претерпела половозрастная структура населения: сократилась доля населения моложе трудоспособного возраста с 20,9% до 13,7%, доля населения в трудоспособном возрасте выросла на 6% и составила 62%, доля жителей старше трудоспособного возраста выросла до 24%.
В Центральном федеральном округе на начало 2009 г. доля лиц старше 65 лет превысила 15%. Этот показатель в европейских странах на несколько процентных пунктов выше: в Германии – 28%, в Италии – 29%, во Франции – превышает 27%. При этом ожидаемая продолжительность жизни в этих странах на 11 лет больше чем в Центральном федеральном округе, где в 2009 г. она составила 69 лет (причем у мужчин на 12 лет меньше, чем у женщин).
Численность подростков и молодежи в возрасте 10-19 лет меньше численности когорты молодых людей 20-29-летнего возраста - наиболее фертильного возраста, в 1,6 раза, что обусловит сокращение базы для деторождений в ближайшее десятилетие. В последующем эта база продолжит сокращаться поскольку на смену этим когортам жителей центральной России придет еще более малочисленная когорта рожденных в 2000-2009 гг.
Базис для формирования трудовых ресурсов макрорегиона составляет трудоспособное население, численность которого в 1990-2009 гг. имела тенденцию к увеличению – наиболее интенсивно в 1997-2003 гг. В начале 2009 г. численность трудоспособных жителей составила 23,1 млн. человек с преобладанием старших возрастов (старше 45 лет) и младших трудоспособных возрастов (18-28 лет).
Развитие демографической ситуации в 2010-2020 гг. будет происходить, во-первых, под воздействием внутренних инерционных процессов и, во вторых, многочисленных внешних факторов, в результате воздействия на которые будет получен ряд благоприятных тенденций в развитии демографической ситуации в Центральном федеральном округе.
Реализация комплекса мероприятий по увеличению рождаемости, сокращению смертности, особенно в трудоспособных возрастах, сокращения оттока местных жителей из регионов-доноров трудоспособного населения, а также привлечение внешних мигрантов в макрорегион позволит практически полностью сохранить численность населения. Численность населения сократится относительно уровня 2009 г. на 2,1%, составив в 2020 г. 36,3 млн.чел. Положительный миграционный приток компенсирует естественную убыль постоянного населения на 70%.
Возрастная структура населения претерпит существенные изменения:
- доля населения моложе трудоспособного возраста увеличится до 15,0% во всей численности населения;
- доля населения трудоспособных возрастов снизится до 57,5%;
- доля граждан пенсионного возраста увеличится до 27,5%.
В результате увеличения возрастных коэффициентов рождаемости и реализации мероприятий по снижению младенческой смертности удастся избежать резкого сокращения числа рождений, тем самым частично компенсировав сокращающуюся численность женщин в наиболее фертильных возрастах(20-34 лет) - число рожденных детей одной женщиной сохранится на уровне 1,42-1,45. Численность женщин в этих возрастах в 2020 г. будет меньше уровня 2009 г. в 1,4 раза. Несмотря на это ежегодное число рождений в 2020 г. снизится до 314,0 тыс. чел, что в 1,2 раза ниже уровня 2009 г.
В целях повышения уровня рождаемости необходимо:
- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей,
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений,
- создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре,
- внедрение эффективных перинатальных диагностических технологий, создание высокотехнологичной службы реанимации и интенсивной терапии, организация перинатальных центров и учреждений вспомогательных репродуктивных технологий в региональных центрах и узловых райцентрах,
- обеспечение высокотехнологичных методик лечения беременных, новорожденных и детей раннего возраста,
- повышение доступности современных репродуктивных технологий в существующих федеральных и областных клиниках.
Для выработки социальной политики регионов Центрального федерального округа важно учитывать изменение численности населения в разных возрастных группах в период 2010-2020 гг. Особо острое воздействие на социальную сферу (систему образования, здравоохранения, культуры, спорта, физической культуры и пр.) окажет движение демографических волн детских и подростковых возрастов. В этот период будут наблюдаться следующие тенденции:
- численность детей досадовского возраста (до 3 лет, включительно) будет увеличиваться до 2012 г., когда общая численность детей этого возраста составит 1,5 млн. чел. Затем будет наблюдаться неуклонное снижение численности детей до 1,3 млн. чел. в 2020 г.;
- численность детей в возрасте 4-6 лет в 2010-2015 гг. вырастет на 10%, составив в 2015 г 1,09 млн. чел, а затем снизится до 1,03 млн. чел в 2020 г.;
- численность детей начальных школьных возрастов (7-9 лет) будет увеличиваться до 2018 г. – рост к уровню 2009 г. составит 1,26 раза. Начиная с 2019 г. наметится снижение численности детей этих возрастов;
- численность детей 10-14 лет будет менять вектор своего изменения с отрицательного – до 2013 г. численность детей этих возрастов сократится в 1,06 раза, на положительное - численность будет увеличиваться и в 2020 г. составит 1,7 млн. чел. – рост к уровню 2013 г. составит 1,19 раза;
- численность подростков старшеклассников (15-16 лет) после 2010 г. будет сокращаться до 2016 г. – уменьшение численности относительно уровня 2009 г. составит 1,23 раза, затем их численность начнет восстанавливаться, составив в 2020 г. 631 тыс. чел., что на 9% меньше уровня 2009 г.;
- особенно резкие изменения численности населения ожидаются в молодежных возрастах, только вступающих во взрослую жизнь - 17-22 летних: численность юношей и девушек этих возрастов в 2010-2019 гг. сократится до 1,43 млн. чел., что в 1,82 раза меньше уровня 2009 г. С 2020 г. начнется временное увеличение численности населения этих возрастов со среднегодовым темпом в 2,5%.
Учет этих тенденций необходим при выработке политики федеральной и региональных органов власти в части:
- социальной поддержки семей с малолетними детьми,
- развития системы дошкольного и общего образования, модернизации системы среднего и высшего профессионального образования, учитывающего волнообразное изменение численности детей и подростков в различных возрастных группах;
- развития учреждений оказывающих медицинскую помощь детям и подросткам;
- развития системы дополнительного образования, спорта и физической культуры, сферы досуга и культуры.
Реализация комплекса мероприятий по предотвращению преждевременной смертности в трудоспособных возрастах, приобщение населения к здоровому образу жизни, другие мероприятия позволят сохранить жизни более 60 тыс. мужчин и 24 тыс. женщин старших трудоспособных и ранних пенсионных возрастов.
Демографическая нагрузка на трудоспособное население увеличится с 607 граждан нетрудоспособных возрастов на 1000 жителей трудоспособного возраста до 738 в 2020 г.
Увеличение численности населения пенсионных возрастов до 10,0 млн. чел. существенно повысит нагрузку на учреждения социальной сферы, особенно, здравоохранения и социальной защиты. В сфере организации социальной защиты и социального обслуживания населения предполагается развитие и укрепление материально- технической базы сети учреждений социального обслуживания: планируется открытие Домов милосердия, создание государственных стационарных учреждений социального обслуживания типа «Межрегиональный реабилитационный центр для инвалидов», открытие отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в районных центрах регионов.
Кроме этогонеобходимо сформировать механизмы привлечения негосударственных (частных) организаций для осуществления социального обслуживания населения, в том числе лиц старшего возраста, с помощью частно-государственного партнерства.
Наиболее перспективными областями реализации проектов частно–государственного партнерства в сфере социального обслуживания будут:
- предоставление санаторно-курортных услуг;
- оказание реабилитационных услуг;
- предоставление социальных услуг в стационарных условиях и на дому.