Влияние предшествующего результата
ТЕМА 1.МЕТОДОЛОГИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1.Задачи и состав планов предприятия
Планирование – это, прежде всего, процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие фирмы в будущем.Эти решения обычно не разрознены, а образуют целостную систему, в рамках которой взаимно влияют друг на друга, что, понятно, вызывает на практике значительные трудности, обусловленные необходимостью их увязки. Такая увязка позволяет обеспечить оптимальное сочетание решений в системе и уменьшить число неиспользуемых возможностей, открывающихся перед фирмой.
Объектами плановых решенийявляются: постановка целей и выработка, стратегии фирмы, распределение и перераспределение ресурсов (материальных, денежных, трудовых) в соответствии с изменением внутренних и внешних условий деятельности фирмы, определение необходимых стандартови т. п. Принятие таких решений является содержательной стороной процесса планирования, рассматриваемого в широкомсмысле слова.
Планирование в узкомсмысле слова сводится к составлению специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги фирмы по достижению стоящих перед ней целей в рамках предстоящего (планового) периода.
Внутрифирменное планированиерешает следующие основные задачи:
• формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;
• создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы управления ею;
• создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
• обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;
• формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.
В целом с помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа всего сложного организма фирмы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющегося производственного потенциала.
С точки зрения объектов плановых решений, интервалов планирования и других сторон деятельности конкретного предприятия можно выделить следующие видыпланов:
• стратегическийплан - долговременный план, как правило, охватывающий период 10 - 15 лет, в котором формулируются задачи, увязанные по времени и ресурсам, а также общая стратегия достижения поставленных целей;
• долговременныепланы - планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;
• текущиепланы - планы, в которых сопрягаются все направления деятельности фирмы на текущий финансовый год;
• оперативныепланы - планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;
• инвестиционныепроекты - планы капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию производственных мощностей;
• бизнес-план - план создания новой фирмы, программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.
Все вышеперечисленные планы могут быть объединены на практике в три основных типа планов.
Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Цели в рамках плана согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако не связываются ни с конкретными способами их достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами.
Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях. В качестве примера таких планов можно привести графики движения транспорта, расписание киносеансов и пр. По возможности в них предусматриваются "окна", обеспечивающие свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций или необходимости осуществления тех или иных корректирующих действий.
В-третьих, планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических, вновь возникающих проблем. Они характеризуют деятельность фирмы в ее развитии и изменении, а не в механическом повторении, как в предыдущем случае. Такие планы могут составляться в форме бюджета, программы, сетевого графика.
1.2. Организация и принципы планирования производства
Процесс планирования базируется на ряде принципов, или правил, которые необходимо учитывать при его осуществлении. Принципы эти во многом зависят от условий, в которых происходит планирование, традиций, теоретических воззрений специалистов, а потому со временем постепенно меняются.
Основным, ведущим принципомрыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах.
Другим принципомпланирования считается непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности фирмы, в результате чего планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно возобновляющийся процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями.
В основе процесса планирования должны лежать принципыкоординации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит "по горизонтали'', то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция - "по вертикали", между вышестоящими и нижестоящими. В результате, процесс внутрифирменного планирования приобретает необходимые целостность и единство.
Важным принципом планирования является экономичность. Ее суть состоит в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана -не превышать его.
Любой план останется на бумаге,если не будут созданы надлежащие условия для его выполнения,что считается еще одним принципом планирования.
Кроме перечисленных выше принципов планирования, в практике часто используются и другие принципы:научный характер планирования, пропорциональности, органического (методологического) единства планов, комплектности, оптимальностии другие.
Реализации принципов планирования способствуют использование некоторых правил и требований:
Связь уровней управления
- Планирование "сверху вниз" (детализация плана)
- Планирование "снизу вверх" (укрупнение плана)
- Работа без плана (полное делегирование)
- Планирование в зоне результата (частичное делегирование)
Привязка к календарю
- Объемное планирование по календарным интервалам
- Жесткое планирование по датам завершения работ (по особым точкам)
- Свободное планирование очередности работ
3. Длина горизонта планирования
- Планирование на один интервал (дискретное планирование)
- Скользящее планирование (плановый горизонт больше отчетного срока)
- Остаточное планирование (уменьшающийся плановый горизонт)
- Гибкое планирование (с выбором планового горизонта)
Нормы и нормативы.
Разработка тактического плана должна осуществляться на прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расходов всех видов ресурсов, нормативов использования средств труда и организации производственных процессов.
В этих целях нормативная база планирования должна разрабатываться с наиболее полным учетом влияния всех мероприятий планируемого и предшествующего года по внедрению передовых технологических процессов; механизации производственных процессов; автоматизации производства; модернизации оборудования, оснастки и инструмента; совершенствованию организации производства и труда; сокращению отходов производства; использованию передового опыта.
Нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным видам:
• нормы затрат живого труда (времени по видам изделий и работ, обслуживания оборудования и рабочих мест, соотношения численности различных категорий работающих, коэффициенты выполнения норм);
• нормы затрат предметов труда (расхода сырья и основных материалов по отдельным видам работ и изделий; вспомогательных материалов для технологических нужд; материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды; топлива, электроэнергии и других видов энергии на технологические цели; полуфабрикатов и комплектующих изделий, поступающих со стороны; инструмента и приспособлений; отходов и потерь);
• нормы и нормативы использования средств труда (коэффициент использования среднегодовой производственной мощности; удельный вес установленного оборудования; нормы выработки продукции на единицу оборудования, часовой производительности, а также режимы работы оборудования в плановом периоде; коэффициент сменности оборудования).
• нормы и нормативы движения (организации производства), включая длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, нормы производственных запасов сырья, материалов, топлива. Кроме того, при разработке планов предприятий учитываются установленные вышестоящими организациями и органами власти различные нормативы, например природоохранные, экономические и др.
Персонал и оплата труда.
Данный раздел плана устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда предприятия. В процессе его разработки необходимо обеспечить: оптимальную величину численности работающих и соотношение отдельных категорий персонала; опережающие темпы роста производительности труда над темпами роста заработной платы; эффективное использование персонала; повышение квалификации и переподготовку работников предприятия.
В процессе составления плана по труду и персоналу определяются: общая численность и структура персонала; дополнительная потребность и источники обеспечения дополнительной потребности; высвобождение персонала; общая величина фонда оплаты труда; структура фонда оплаты труда.
6. Издержки производства, прибыль и рентабельность.
При составлений данного раздела тактического плана решаются следующие задачи:
• составляются плановые калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции (услуг) и смета затрат на производство продукции по предприятию;
• разрабатываются меры по экономии затрат;
• определяется балансовая прибыль;
• рассчитывается рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;
• создается база для разработки цен на продукцию предприятия;
Особое внимание при планировании издержек обращается на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, топлива и энергии; потерь рабочего времени; потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака; излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам материалов, нарушением технологической и трудовой дисциплины, изменением объема работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники и технологии.
Данные плана по издержкам, прибыли и рентабельности используются при составлении финансового плана. Поэтому важно правильно отразить в плане по издержкам нормируемых государством расходов (амортизационных отчислений, командировочных и представительских расходов, затрат на форменную одежду и т.д.) полноту отнесения на себестоимость республиканских и местных налогов и сборов, отчислений во внебюджетные фонды. Необходимо установить рациональную структуру себестоимости, соотношение между постоянными и переменными расходами, обосновать прогнозируемый уровень затрат.
ТЕМА 1.МЕТОДОЛОГИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1.Задачи и состав планов предприятия
Планирование – это, прежде всего, процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие фирмы в будущем.Эти решения обычно не разрознены, а образуют целостную систему, в рамках которой взаимно влияют друг на друга, что, понятно, вызывает на практике значительные трудности, обусловленные необходимостью их увязки. Такая увязка позволяет обеспечить оптимальное сочетание решений в системе и уменьшить число неиспользуемых возможностей, открывающихся перед фирмой.
Объектами плановых решенийявляются: постановка целей и выработка, стратегии фирмы, распределение и перераспределение ресурсов (материальных, денежных, трудовых) в соответствии с изменением внутренних и внешних условий деятельности фирмы, определение необходимых стандартови т. п. Принятие таких решений является содержательной стороной процесса планирования, рассматриваемого в широкомсмысле слова.
Планирование в узкомсмысле слова сводится к составлению специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги фирмы по достижению стоящих перед ней целей в рамках предстоящего (планового) периода.
Внутрифирменное планированиерешает следующие основные задачи:
• формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;
• создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы управления ею;
• создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
• обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;
• формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.
В целом с помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа всего сложного организма фирмы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющегося производственного потенциала.
С точки зрения объектов плановых решений, интервалов планирования и других сторон деятельности конкретного предприятия можно выделить следующие видыпланов:
• стратегическийплан - долговременный план, как правило, охватывающий период 10 - 15 лет, в котором формулируются задачи, увязанные по времени и ресурсам, а также общая стратегия достижения поставленных целей;
• долговременныепланы - планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;
• текущиепланы - планы, в которых сопрягаются все направления деятельности фирмы на текущий финансовый год;
• оперативныепланы - планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;
• инвестиционныепроекты - планы капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию производственных мощностей;
• бизнес-план - план создания новой фирмы, программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.
Все вышеперечисленные планы могут быть объединены на практике в три основных типа планов.
Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Цели в рамках плана согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако не связываются ни с конкретными способами их достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами.
Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях. В качестве примера таких планов можно привести графики движения транспорта, расписание киносеансов и пр. По возможности в них предусматриваются "окна", обеспечивающие свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций или необходимости осуществления тех или иных корректирующих действий.
В-третьих, планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических, вновь возникающих проблем. Они характеризуют деятельность фирмы в ее развитии и изменении, а не в механическом повторении, как в предыдущем случае. Такие планы могут составляться в форме бюджета, программы, сетевого графика.
1.2. Организация и принципы планирования производства
Процесс планирования базируется на ряде принципов, или правил, которые необходимо учитывать при его осуществлении. Принципы эти во многом зависят от условий, в которых происходит планирование, традиций, теоретических воззрений специалистов, а потому со временем постепенно меняются.
Основным, ведущим принципомрыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах.
Другим принципомпланирования считается непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности фирмы, в результате чего планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно возобновляющийся процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями.
В основе процесса планирования должны лежать принципыкоординации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит "по горизонтали'', то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция - "по вертикали", между вышестоящими и нижестоящими. В результате, процесс внутрифирменного планирования приобретает необходимые целостность и единство.
Важным принципом планирования является экономичность. Ее суть состоит в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана -не превышать его.
Любой план останется на бумаге,если не будут созданы надлежащие условия для его выполнения,что считается еще одним принципом планирования.
Кроме перечисленных выше принципов планирования, в практике часто используются и другие принципы:научный характер планирования, пропорциональности, органического (методологического) единства планов, комплектности, оптимальностии другие.
Реализации принципов планирования способствуют использование некоторых правил и требований:
Связь уровней управления
- Планирование "сверху вниз" (детализация плана)
- Планирование "снизу вверх" (укрупнение плана)
- Работа без плана (полное делегирование)
- Планирование в зоне результата (частичное делегирование)
Привязка к календарю
- Объемное планирование по календарным интервалам
- Жесткое планирование по датам завершения работ (по особым точкам)
- Свободное планирование очередности работ
3. Длина горизонта планирования
- Планирование на один интервал (дискретное планирование)
- Скользящее планирование (плановый горизонт больше отчетного срока)
- Остаточное планирование (уменьшающийся плановый горизонт)
- Гибкое планирование (с выбором планового горизонта)
Влияние предшествующего результата
- Планирование с "нуля" (прошлые обязательства пропадают)
- "Возвратное" планирование (прошлые обязательства остаются)
5. Переменная при планировании
-Планирование по заказам
-Планирование по группам продукции
-Планирование по технико-экономическим показателям
-Комбинированное планирование (работа с заделами)
6. Связь между объектами планирования
-Планирование по "узкому" месту
-Планирование "от выхода к входу"
-Планирование "от входа к выходу"
-Последовательная "проводка" единиц продукции
7. Потоки в планировании
Денежный поток оценивается с учетом:
—объемов продаж
—динамики цен
—торговых и транспортных расходов
—динамики накладных расходов
—цикла жизни продукта
—соотношения прироста доходов и расходов.
8. Принципы организации плановой работы
-Специализация плановой деятельности
-Разделение процессов планирования и корректировки плана
-Разделение нормативного планирования и привязки плана к календарным срокам
-Взаимодействие плановых работников через компьютерную систему
-Осуществление планирования как части единой горизонтальной структуры предприятия.
1.3.Методы планирования
В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, то есть методов планирования. К ним относятся балансовый, нормативный, математико-статистические.
Балансовый методосновывается на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает или будет располагать фирма, и потребностей в них в рамках планового периода, то есть срока, на который составляется план. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то начинается поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно высвобождать в собственном хозяйстве путем его рационализации. Если же ресурсы по сравнению с потребностями в них имеются в избытке, то приходится решать обратную проблему - расширять их потребление или избавляться от излишков.
Балансовый метод реализуется через составление системы балансов- материально-вещественных, стоимостных и трудовых. Баланспредставляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой- отражаются источники ресурсов, а в правой - их распределение. В целом таблица выглядит следующим образом.
Таблица 1.1
Баланс ресурсов
Источники ресурсов | Распределение ресурсов |
1. Остаток на начало периода 2. Внешние поступления 3. Внутренние резервы | 1 . Текущее потребление 2. Реализация на сторону 3. Остаток на конец периода |
Итого | Итого |
Баланс | Баланс |
В основе подобных таблиц лежит балансовое уравнение, предполагающее, что остатки ресурсов на начало периода плюс их поступление из внутренних и внешних источников должны быть равны сумме расхода (потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода. Все источники ресурсов в балансе даются с выделением основных поставщиков.
Наряду с натуральнымибалансами, в планировании широкое применение находят стоимостные. Объясняется это рядом обстоятельств.
Во-первых, фирма является субъектом рыночных отношений; она закупает за деньги все необходимые условия деятельности и реализует за деньги производимую продукцию и услуги. Следовательно, все потоки ресурсов и готового продукта с самого начала получают денежное выражение, являющееся универсальным и наиболее удобным для составления планов.
Во-вторых, некоторые потоки ресурсов и продукции на практике вообще могут выражаться только в стоимостных величинах - например, информация, интеллектуальная собственность и т. п.
В-третьих, обобщающие показатели разнородных ресурсов и продукции могут также иметь только денежную форму, ибо до сих пор еще никто не придумал, как сложить тонны картошки с литрами молока или чугунные чушки с киловатт-часами электроэнергии.
Трудовыебалансы также могут быть самыми разнообразными. Балансы рабочего времениотражают, с одной стороны, его ресурсы за период (в часах), которыми располагает фирма, и, с другой стороны, распределение этого времени на различные виды работ. К трудовым относится также баланс рабочей силыи ее движения. Он может иметь самые различные формы.
Нормативный методсостоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) закладываются нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных ресурсов и т. п.) на единицу продукции. Таким образом, нормативный метод планирования является как самостоятельным, так и вспомогательным по отношению к балансовому методу.
Нормы, используемые в планировании, могут быть натуральными, стоимостными и временными. Натуральныенормы касаются обычно расхода материальных ресурсов (сырья, энергии и т. п.) для производства единицы продукции. Стоимостныенормы отражают или обобщенные затраты ресурсов различного вида, или затраты, которые иначе как в денежной форме выразить невозможно (например, амортизация); или непосредственно денежные расходы (скажем, оплата труда на единицу продукции). Нормы временивыражают его затраты на выполнение работ или их отдельных элементов. Так, выделяются нормы оперативного времени (осуществления отдельных производственных операций); времени обслуживания рабочего места, времени личных перерывов, подготовительно-заключительного времени и т. п.
На фирмах нормы расходования ресурсов чаще всего индивидуализируютприменительно к отдельным подразделениям и конкретным рабочим местам, однако встречаются и групповые, пригодные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях и даже предприятиях, входящих в фирму.
Третью группу методов планирования составляют математико-статистические,заключающиеся в оптимизационных расчетах на основе различного рода моделей. Простейшими моделями являются статистические,например, корреляционнаямодель, отражающая зависимость двух величин. Исходя из нее, можно с определенной степенью вероятности предсказать наступление события Б, если произошло событие А. Статистические модели помогают рассчитать будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках, планировать финансовые операции и т. п. Именно в области финансового планирования они находят наиболее широкое применение.
Методы линейного программированияпозволяют решать систему равенств и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, на основе чего определяются их оптимальные величины в различных сочетаниях. Это помогает выбрать один из вариантов функционирования конкретного экономического объекта по заданному критерию, например, по минимуму затрат при ожидаемом результате; максимуму результатов при некоторых затратах и т. п. Чаще всего эти варианты связаны с выбором различных видов сырья, материалов, технологий.
1.4.Содержание и структура тактического плана
Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.
В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы:
• экономическая эффективность производства;
• нормы и нормативы;
• производство и реализация продукции;
• материально-техническое обеспечение производства;
• персонал и оплата труда;
• издержки производства, прибыль и рентабельность;
• инновации (техническое и организационное развитие предприятия);
• инвестиции и капитальное строительство;
• охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;
• социальное развитие коллектива;
• фонды специального назначения;
• финансовый план.
На рисунке 1.1 изображены разделы тактического плана и информационные связи между ними, показанные стрелками: Основу тактического плана составляют стратегический план и портфель заказов предприятия, сформированный на планируемый период. На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций, а на базе портфеля заказов — план производства и реализации продукции. План производства и реализации продукции является основным в структуре тактического плана. Он устанавливает возможности предприятия по производству и реализации продукции в планируемом периоде. Задания этого плана определяют показатели остальных разделов тактического плана: плана по издержкам, прибыли и рентабельности; плана материально-технического обеспечения; плана по персоналу и оплате труда.
Важное место в структуре плана отводится плану инноваций, который отражает научно-техническую, организационную и экономическую политику предприятия в планируемом периоде. Мероприятия плана инноваций служат средством обоснования плана по инвестициям и капитальному строительству предприятия. План инноваций органически связан с планом по инвестициям. Эта связь двусторонняя: мероприятия плана инноваций определяют требуемый объем инвестиций и направления их использования, а наличие инвестиционных ресурсов является ограничением при отборе инновационных проектов.
Рис. 1.1 Структура тактического плана предприятия
На основе мероприятий плана инноваций формируется система норм и нормативов по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, с помощью которых достигается реальность всех планов. План инноваций служит средством обоснования производственной мощности предприятия, необходимой для расчета производственной программы предприятия, поскольку мероприятия плана инноваций предусматривают ввод дополнительной мощности за счет нового строительства, расширения, технического перевооружения, реконструкции и модернизации основных фондов.
Заключительным в структуре тактического плана является финансовый план. Он определяет конечные цели деятельности предприятия и связан со всеми остальными разделами плана предприятия.
Проведенные исследования показали, что минимальный состав разделов тактического плана, без которых план теряет свой экономический смысл, должен охватывать основные хозяйственные области деятельности и процессы. Сокращенный вариант тактического плана содержит следующие разделы:
• производство и реализация продукции;
• материально-техническое обеспечение производства;
• персонал и оплата труда;
• издержки производства;
• финансовый план;
• оценка эффективности планов.
Рассмотрим содержание тактического плана.
1. Экономическая эффективность производства.
В современных условиях развития производства, когда усложнились хозяйственные связи и возрос его научно-технический уровень, особое значение приобретает эффективное использование материально-технического и трудового потенциала предприятий. Исследования показывают, что производственные резервы имеются практически на каждом предприятии. Для их выявления и реализации составляется соответствующий раздел тактического плана.
В данном разделе плана увеличение эффективности предусматривается за счет рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения технического уровня производства, совершенствования управления, улучшения организации труда, производства, стимулирования труда, укрепления трудовой дисциплины, улучшения структуры и повышения качества продукции.
Планирование показателей повышения экономической эффективности производства осуществляется с учетом следующих внутрипроизводственных резервов:
• рационального использования трудовых ресурсов (снижения трудоемкости изготовления продукции, устранения простоев, сокращения сверхурочных работ, ликвидации отклонений от нормальных условий труда);
• рационального использования средств труда (увеличения выпуска продукции на единицу оборудования, сокращения сроков ввода оборудования в эксплуатацию, увеличения фонда времени работы оборудования, сокращения затрат на содержание и обслуживание оборудования, снижения аварийности работы оборудования);
• экономии предметов труда (снижения материалоемкости продукции, сокращения транспортно-заготовительных расходов, снижения запасов сырья, материалов, топлива, уменьшения объема незавершенного производства, сокращения остатков готовой продукции на складах);
• повышения качества и конкурентоспособности. продукции (повышения потребительских свойств выпускаемой продукции, снижения брака, увеличения выпуска изделий улучшенного качества, улучшения послепродажного обслуживания продукции);
• общепроизводственных резервов (уменьшения длительности производственного цикла, повышения, ритмичности работы, улучшения качества обработки информации, повышения культуры управления);
• непроизводственных резервов (сокращения расходов по сбыту продукции, штрафов, пени за невыполнение договорных обязательств).
В данном разделе плана рассчитываются показатели повышения экономической эффективности:
• обобщающие;
• использования труда;
• использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений;
• использования материальных затрат.
Проводятся обобщающие расчеты эффективности по всем мероприятиям, предусмотренным к внедрению в планируемом году. При этом учитывается разрыв во времени (лаг) между осуществлением проекта и получением эффекта исходя из нормативных сроков проектирования, продолжительности строительства и освоения мощностей.
В результате расчетов экономической эффективности должны быть найдены решения повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности на предприятии в планируемом периоде.
Нормы и нормативы.
Разработка тактического плана должна осуществляться на прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расходов всех видов ресурсов, нормативов использования средств труда и организации производственных процессов.
В этих целях нормативная база планирования должна разрабатываться с наиболее полным учетом влияния всех мероприятий планируемого и предшествующего года по внедрению передовых технологических процессов; механизации производственных процессов; автоматизации производства; модернизации оборудования, оснастки и инструмента; совершенствованию организации производства и труда; сокращению отходов производства; использованию передового опыта.
Нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным видам:
• нормы затрат живого труда (времени