Налоговая система - это совокупность действующих на территории страны налогов и принципов их взимания.
Правовую базу налоговой системы РФ составляет Налоговый кодекс РФ.
Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулировал Адам Смит в 1776 году в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Исходя из этого положения, он сформулировал четыре принципа, известные как «максимы А.Смита»: равенство, определенность, удобство и экономичность.
Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям. К принципам построения налоговой системы относятся:
— принцип способности заплатить налог — налоги должны взиматься в соответствии со способностью индивида нести налоговое бремя. Этот принцип предполагает горизонтальную и вертикальную справедливость. Горизонтальная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Вертикальная справедливость означает, что богатые должны платить пропорционально больше налогов, чем бедные;
· определенность — плательщикам необходимо четко знать, когда, сколько и как они должны платить. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика;
· правовой характер налогообложения, стабильность действующей налоговой системы — налоги устанавливаются, изменяются или отменяются законами. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
· пропорциональность — установление лимита налогов по отношению к ВВП. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
· экономичность и эффективность системы налогообложения — издержки, связанные с взиманием и уплатой налогов, должны быть минимальными. Эффективная налоговая система обеспечивает небольшие безвозвратные потери и незначительное административное бремя налогов. Административное бремя налоговой системы можно облегчить, упростив налоговое законодательство. Однако сложность налогового законодательства есть результат политического процесса, согласования интересов различных групп налогоплательщиков;
· неотвратимость — трудности уклонения от уплаты налога;
· удобство — налогоплательщикам должно быть максимально удобно платить налоги;
· единство — действие налоговой системы на всей территории страны и для всех лиц. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Сформулированные выше принципы характеризуют «идеальную» налоговую систему, некий эталон, к которому необходимо стремиться. Принципов недостаточно, чтобы определить лучший способ уравновешивания эффективности и справедливости налоговой системы. Реальная действительность вносит определенные коррективы в эту модель и представляет собой компромисс принципов и интересов конкретных политических сил, находящихся у власти.
Действующая в РФ налоговая система является трехуровневой. Первый уровень — федеральные налоги, второй — налоги субъектов РФ, третий — местные налоги. Трехуровневая система налогообложения дает возможность формирования доходной части бюджета органов управления в центре, в регионах, на местах.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, налог па добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. Местные налоги включают земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Действующая в РФ налоговая система обладает рядом особенностей. Наиболее существенное отличие отечественной системы от зарубежных состоит в преобладании косвенных налогов над прямыми. Вторая особенность — ориентация в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов, организаций, а не физических лиц. Основные виды налогов, уплачиваемых гражданами РФ, представлены подоходным налогом, налогом на имущество, транспортным налогом. Доля личного подоходного налога составляет примерно десятую часть налоговых поступлений. Для сравнения, в США на долю личного подоходного налога приходится более 40% доходов федерального бюджета.
Третьей особенностью налоговой системы РФ является слабое развитие имущественного обложения. Доля поимущественных налогов в общих налоговых поступлениях в местные бюджеты невелика, тогда как в США она составляет почти три четверти налоговых поступлений в местные бюджеты. В отличие от других видов налогов, имущественный налог менее всего воздействует на стимулы, не несет безвозвратных потерь и может быть использован как относительно стабильный источник бюджетных доходов.