Правовые последствия введения процедуры конкурсного производства.

Согласно статье 126 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и введение в отношении него процедуры конкурсного производства влечет определенные правовые последствия, изложенные в указанной статье.

В частности, в связи с ликвидацией организации-банкрота с момента открытия конкурса считается наступившим срок уплаты задолженности по обязательным платежам, а также срок исполнения денежных обязательств должника.

Так как процедура банкротства подразумевает недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, увеличение размера таких требований представляется нецелесообразным, в связи с чем прекращается начисление санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе, пеней, неустоек, штрафов и т.д. В то же время прекращения операций по счетам должника не происходит.Тем не менее, начисление процентов и санкций по текущим платежам продолжается. Также, исключением из правила является начисление процентов, предусмотренных частью 2.1. статьи 126 Закона о банкротстве. Согласно Закону, такие проценты подлежат начислению исключительно на сумму основного долга, проценты на проценты не начисляются. Также не производится начисление указанных процентов на требования кредиторов, входящих в 1 и 2 очереди.

В отношении сведений об имущественном состоянии должника прекращается режим конфиденциальности и коммерческой тайны. Специалистами высказываются мнения, в соответствии с которыми проблемным аспектом является прекращение режима коммерческой тайны в отношении банковской, аудиторской, налоговой и иной профессиональной тайны в случае банкротства организаций, располагающих такими специальными сведениями.

Прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе и по тем, которые исполнялись в ходе более ранних процедур банкротства, а приставы-исполнители, контролирующие исполнение по таким документам, передают их конкурсному управляющему.

Как установлено в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), в случае признания должника банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, исполнительное производство оканчивается. При этом законодательством не предусмотрена необходимость вынесения специального судебного акта – пристав-исполнитель самостоятельно выносит постановление об окончании исполнительного производства. В случае же, если исполнительный лист попадает к приставу уже после признания должника банкротом, то это неминуемо влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.

Все имущественные требования кредиторов, за исключением требований о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и некоторые иные, указанные в Законе, могут быть предъявлены только в особом порядке исключительно в рамках процедуры конкурсного производства.Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, установленный Законом особый режим имущественных требований к должнику позволяет обеспечивать определенность объема его имущества в течение всей процедуры банкротства, создавая необходимые условия как для принятия мер к преодолению неплатежеспособности должника, так и для возможно более полного удовлетворения требований всех кредиторов[10]. По сути, такой порядок призван максимально учитывать интересы всех кредиторов, а также соблюдать баланс их взаимных интересов, даже в случае, когда имущества должника, которое включено в конкурсную массу, недостаточно для удовлетворения всех требований.

В случае наличия требований по неденежным обязательствам имущественного характера, такие требования подлежат денежной оценке и включению в реестр требований кредиторов наряду с денежными. Данное правило было закреплено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35, что изменило существовавшую судебную практику коренным образом[11]. До принятия указанных разъяснений в практике рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве нередко возникали ситуации, когда кредиторы, имевшие неденежные требования, попросту не допускались к участию в процедуре конкурсного производства, так как признавались исключительно кредиторы с денежными требованиями[12].

С имущества должника снимаются все ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом. Как установлено в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59, указанное последствие касается арестов, которые могут быть наложены в ходе исполнительного производства, а также арестов, которые могут быть применены как обеспечительные меры по иным судебным делам, не относящимся к производству по делу о банкротстве[13]. Данное последствие обусловлено необходимостью устранения препятствий в исполнении конкурсным управляющим своего полномочия по распоряжению имуществом несостоятельного должника. Кроме того, все полномочия руководителя несостоятельной организации, собственника имущества организации и иных органов управления переходят к конкурсному управляющему в определенных пределах, установленных Законом о банкротстве.

Норма абзаца 9 части 1 статьи 126 Закона о банкротстве запрещает наложение новых арестов, а также иных ограничений на имущество несостоятельного должника, даже если введение таких ограничений происходит вне рамок дела о банкротстве. В частности, залогодержатель, владеющий имуществом должника, после введения в отношении залогодателя процедуры конкурсного производства обязан передать заложенное имущество в конкурсную массу, даже несмотря на то, что фактически взаимные права и обязанности сторон по залогу не прекращаются.

Прекращаются полномочия единоличного или коллегиальных органов управления организации-банкрота, а в случае, если несостоятельным должником является унитарное предприятие, прекращаются также полномочия собственника имущества унитарного предприятия. В указанной статье Закона приводится оговорка, в соответствии с которой данные ограничения не касаются полномочий перечисленных лиц на заключение соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств перед кредиторами.

Отчуждение имущества должника допускается лишь в установленном Законом порядке. Ни одна сделка по распоряжению имуществом должника, составляющим конкурсную массу, не может обойтись без одобрения конкурсного управляющего. Реализация имущества банкрота осуществляется посредством проведения аукциона, конкурса или публичного предложения.

Исполнение всех обязательств должника производится конкурсным управляющим в соответствии с нормами главы VII Закона о банкротстве.

Наши рекомендации