Безопасность и экологичность проекта

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА

Методические указания по выполнению раздела в выпускных квалификационных работах для студентов всех форм обучения направлений:

09.03.01 Информатика и вычислительная техника,

09.03.04 Программная инженерия,

27.03.04 Управление в технических системах,

09.03.03 Прикладная информатика

10.03.01 Информационная безопасность

Краснодар

Составители: канд. техн. наук, доц. А.В. Александрова;

канд. техн. наук, доц. Н.В. Солонникова;

д-р техн. наук, проф. Т.Г. Короткова

УДК 658

Безопасность и экологичность проекта:методические указания по выполнению раздела в выпускных квалификационных работах для всех форм обучения направлений: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.04 Программная инженерия, 27.03.04 Управление в технических системах, 09.03.03 Прикладная информатика, 10.03.01 Информационная безопасность / Сост.: А.В. Александрова, Н.В. Солонникова, Т.Г. Короткова; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. безопасности жизнедеятельности. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2015. ‒ 20 с.

Приведены общие требования к содержанию раздела «Безопасность и экологичность проекта» в выпускных квалификационных работах

Библиогр.: 41 назв.

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»

Рецензенты: канд. техн. наук, доц. кафедры БЖ КубГТУ Т.В. Ригер;

д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой АПП КубГТУ,

Д.Л. Пиотровский

© КубГТУ, 2017

Содержание

     
  Введение…………………………………………………………………
Нормативные ссылки …………………………………………………..
Общие положения………………………………………………………
Пояснительная записка…………………………………………………
  3.1 Значение и задачи безопасности жизнедеятельности…………….
  3.2 Анализ условий труда и мероприятия по защите  
  от воздействия вредных производственных факторов…………….....
  3.3 Обеспечение электробезопасности………………………………...
  3.4 Пожарная безопасность……………………………………….…....
  3.5 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях….
  3.6 Охрана окружающей среды………………………………………...
  3.7 Выводы по разделу………………………………………………….
  3.8 Особенности выполнения раздела в ВКР в форме научно-  
  исследовательской работы…………………………………………......
  Список литературы……………………………………………………..
  Приложение А (рекомендуемое) Примеры оформления данных….



Введение

Цель информатизации общества - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда. Информационные технологии оказывает непосредственное влияние на трудовую деятельность человека, изменяя характер труда. Информационно-компьютерная составляющая трудовых процессов сохраняет свое ведущее значение в общем процессе информатизации, поэтому необходим её детальный анализ.

Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении. При выполнении и защите выпускной квалификационной работы (ВКР) студент должен проявить умение самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников.

Появление новых технологий и технических решений, их постоянное совершенствование, возрастающая степень автоматизации производственных процессов, широкое распространение информационных технологий не должно входить в противоречие с требованиями правил и норм безопасности производства и труда, необходимостью создания условий труда, обеспечивающих не только сохранение жизни и здоровья работников, но и повышение их работоспособности. Отклонение условий жизнедеятельности от допустимых возможно и в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или антропогенного характера. Научная обоснованность требований и рекомендаций безопасности жизнедеятельности является обязательным условием принятия грамотных технических и организационных решений.

Зрелость будущего специалиста на стадии завершения своей подготовки – выпускной квалификационной работы в значительной степени будет определяться успешной и эффективной трудовой деятельностью, умением решать профессиональные задачи в нормальном режиме работы, условиях чрезвычайных ситуаций и при ликвидации их последствий.

Цель настоящих методических указаний – оказать помощь студентам при разработке раздела «Безопасность и экологичность проекта» в выпускных квалификационных работах и в решении задач обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве.

При написании раздела студентами используются:

- знания, полученные во время обучения в университете;

- данные и материалы производственных практик;

- нормативно-техническая документация по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды.

Нормативные ссылки

В данных методических указаниях используются ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.1.005-88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений

ГОСТ 12.1.012-2004 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.003-83* ССБТ. Шум. Общие требования безопасности

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

P 2.2.2006–05 Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факто­ров рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда

Общие положения

Содержание специального раздела «Безопасность и экологичность проекта» должно быть тесно связано с основным заданием выпускной квалификационной работы, в нем дополнительно освещаются те специфические вопросы, которые не были затронуты в других разделах.

При разработке данного раздела необходимо учитывать следующие сведения, основная часть которых может быть собрана во время прохождения студентами преддипломной практики:

- место нахождения объекта (организации, предприятия), географические, климатические и экологические факторы и оценка их возможного влияния на условия труда персонала;

- влияние технологического и другого оборудования и приборов на условия труда персонала;

- режим работы персонала;

- результаты санитарно-технической оценки условий труда, аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда;

- проведение мероприятий, направленных на улучшение условий и повышение безопасности труда за последние несколько лет;

- опасные зоны оборудования и технологических процессов, применяемые средства защиты работающих (оградительные и предохранительные устройства, датчики обнаружения опасных ситуаций, сигнализация и другие средства оповещения персонала об угрозах);

- классы основных производственных помещений по опасности поражения электрическим током и применяемые на данном предприятии средства электробезопасности;

- применяемые средства защиты от статического и атмосферного электричества;

- категории помещений и классы зон по взрыво- и пожароопасности;

- принятая на данном предприятии система пожарной сигнализации, обеспечение средствами пожаротушения, их виды и размещение;

- сведения о влиянии производственной деятельности предприятия (организации) на окружающую среду: атмосферу, гидросферу и литосферу, характеристика отходов предприятия.

Для получения характеристики условий труда на рабочих местах конкретного предприятия или организации можно обратиться в службу охраны труда этой организации и воспользоваться материалами аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда), а также формой 1-Т (условия труда), которая может быть предоставлена бухгалтерией. Сведения о влиянии деятельности предприятия на окружающую среду могут быть предоставлены специалистом-экологом. Сведения, необходимые для успешного написания раздела можно узнать из имеющихся на предприятии проектов, технологических регламентов, документации о предельно допустимых выбросах (ПДВ), сбросах (ПДС), образования и размещения отходов (ЛНОРО), экологического и санитарно-технического паспортов, паспортов на оборудование, инструкций по охране труда и пожарной безопасности, технологических регламентов, планов ликвидации аварий, декларации безопасности и др.

Собранный студентом материал рекомендуется включать в общий отчет по практике, который представляется на выпускающую кафедру.

Рекомендации по вопросам безопасности жизнедеятельности студент получает от руководителя выпускной квалификационной работы. Вместе с общим замыслом работы намечаются вопросы, которые необходимо разработать для выполнения раздела «Безопасность и экологичность проекта». После чего с консультантом-преподавателем кафедры БЖ составляется задание, определяется содержание раздела, объем необходимых расчетов, определяется список необходимой литературы.

Завершенный раздел «Безопасность и экологичность проекта» сдается в предварительном виде консультанту для проверки. После устранения замечаний и окончательного оформления пояснительная записка представляется для подписания титульного листа (возможно также других листов записки или иллюстративной части) консультанту-преподавателю кафедры «Безопасность жизнедеятельности». Без подписи консультанта дипломный проект к защите не допускается. Во время защиты выпускной работы члены государственной аттестационной комиссия в праве задавать вопросы, касающиеся аспектов безопасности жизнедеятельности.

Пояснительная записка

Раздел «Безопасность и экологичность проекта» оформляется в виде самостоятельного раздела пояснительной записки выпускной квалификационной работы (объемом от 6 до 10 страниц).

Проблема безопасности всегда должна решаться в интересах конкретных работников, выполняющих функции в условиях конкретного рабочего места с учетом выполняемых операций и заданий, применяемого оборудования и наличия вредных и опасных производственных факторов.

Основной задачей раздела следует считать обоснование обеспечения здоровых и безопасных условий труда персонала, который связан с реализацией разработанных в основной части ВКР мероприятий, то есть эксплуатирует предлагаемую разработку (программное или программно-аппаратного обеспечение, комплексные мероприятий по защите информации и т.п.).

Анализу в разделе «Безопасность и экологичность» подлежат те изменения в условиях труда персонала, которые наступят (или могут наступить) при внедрении разработки в организациях. При этом наиболее обстоятельным считается анализ условий труда как для повседневных условий, так на случай возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) и ликвидации их последствий.

Информация, представленная в разделе должна являться логическим продолжением предыдущих разделов, служить объективным обоснованием целесообразности и безопасности внедрения разработки студента на конкретные рабочие места, способствовать снижению нагрузок различного характера (интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, монотонности труда, тяжести труда, режима работы и пр.) на работников. Важно в данном разделе показать и обосновать, что в результате предполагаемого внедрения результатов работы не произойдет отрицательных изменений в условиях труда персонала. В случае, если при внедрении предлагаемой разработки (мероприятий) возможно улучшение условий труда по отдельным факторам, в пояснительной записке это необходимо обосновать, а также указать в общих выводах по работе – это будет свидетельствовать о социальной значимости результатов.

При разработке и планировании внедрения программных и/или технических (аппаратных) средств на рабочих местах необходимо ставить задачу облегчения выполнения трудовых функций работников за счет снижения, например, интеллектуальных и сенсорных напряжений для человека.

Снижение уровней вредных производственных факторов позволит создать предпосылки для повышения работоспособности, вследствие этого – производительности труда, что в свою очередь связано с экономическим эффектом от внедрения программных и аппаратных средств.

Выбор вопросов, освещаемых в разделе «Безопасность и экологичность» согласуется с дипломным руководителем. Правильно выбранные для анализа аспекты и факторы условий труда помогут автору более выгодно представить результаты своей работы, пояснить и обосновать те позитивные изменения в условиях труда, которые произойдут при внедрении разработанных мероприятий.

В пояснительной записке рекомендуется освещать следующие вопросы безопасности жизнедеятельности на производстве в приведенном ниже порядке.

Пожарная безопасность

Охарактеризовать взрыво- и пожароопасные свойства веществ и материалов, используемых участке в организации, и категорировать помещения по взрыво- и пожароопасности в форме таблицы А.3 (приложение А).

При необходимости произвести расчет категории взрывопожароопасности отдельных помещений по заданию преподавателя. Необходимо привести описание средств обнаружения пожара, пожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения, которые применяются (или могут быть использованы) в организации, а также рекомендации по повышению пожарной безопасности.

В соответствии с темой работы указать конкретные мероприятия по пожарной безопасности, включающие:

- максимально возможное применение негорючих веществ;

- применение электрооборудования соответствующего исполнения;

- применение в конструкции быстродействующих устройств защитного отключения возможных источников зажигания;

- применение оборудования, удовлетворяющего требованиям по электростатической безопасности;

- применение средств пожаротушения;

- применение пожарной сигнализации (с указанием типа датчика пожарной сигнализации при использовании автоматической системы сигнализации);

- применение строительных конструкций зданий с регламентируемыми пределами огнестойкости и пределами распространения огня по ним;

- эвакуацию людей (установить количество, размеры и исполнение путей эвакуации);

- обучение работающих требованиям пожаробезопасности;

- разработка мероприятий на случай возникновения пожара и безопасной эвакуации персонала.

Рекомендуемый объем подраздела – 1-1,5 страницы.

Охрана окружающей среды

Следует охарактеризовать влияние производственной деятельности конкретного предприятия на окружающую среду и ее компоненты (атмосфера, литосфера, гидросфера). Выявить и дать краткое описание источников, загрязняющих окружающую среду, при проектировании или эксплуатации выбранного в проекте оборудования или всего предприятия. При этом придерживаться следующей схемы: «источник - процесс преобразования исходных веществ - выделяющиеся вредные вещества (отходы)».

Указать вредные вещества, которые выделяются в атмосферный воздух. Предусмотреть меры по улавливанию и очистке выбросов. Дать краткое описание способа и аппарата очистки выбросов.

Указать вредные вещества, выделяющиеся в гидросферу, и разработать мероприятия по очистке сточных вод, способы и средства очистки, схему водоснабжения.

Дать характеристику твердых отходов в цехе (на участке), определить их класс опасности. Предусмотреть способы захоронения и утилизации отходов.

Экологическая оценка проекта должна выявить виды отходов, предполагаемых в проекте, и дать решения по рациональной их утилизации, складированию или удалению с обоснованием преимуществ принятых решений по сравнению с ранее существовавшими или передовыми аналогами. В данном подразделе также можно привести краткую характеристику рациональных технологий утилизации, обезвреживания и захоронения отходов, которые образуются по истечении жизненного цикла упомянутого в ВКР оборудования.

Рекомендуемый объем подраздела: не более одной страницы.

Выводы по разделу

Весь раздел «Безопасность и экологичность проекта» может завершаться выводами автора с обоснованием достаточности предлагаемых мероприятий или необходимости более детальной проработки в предложенных направлениях для безусловного обеспечения безопасности персонала.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белов [и др.]; под общ. ред. С.В. Белова. - 8-е изд., стереотип. – М.: Высш. шк., 2009. – 616 с.

2. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Лань, 2009. – 448 с.

3. Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологиче­ских процессов и производств. Охрана труда. - М.: ВШ, 2009. – 336 с.

4. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: учеб. пособие / П.П. Кукин [и др.] - М.: Высшая школа, 2008.- 317 с.

5. Анализ и оценка риска производственной деятельности: учеб. пособие с грифом / П.П. Кукин [и др.] – М.: Абрис, 2012. - 327 с.

6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учебник. – 13-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 608 с.

7. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник.- 4-е изд. испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 496 с.

8. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. учебник для вузов.- М.: Академия, 2009. – 320 с.

9. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – 5-е изд., перераб. - М.: Академия, 2008.- 334 с.

10. Трудовой кодекс РФ. С учетом Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru.

11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.12.2014) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru.

12. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015). URL: http://www.consultant.ru.

13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) О специальной оценке условий труда. URL: http://www.consultant.ru.

14. Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 (ред. от 23.06.2014) О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников. URL: http://www.consultant.ru.

15. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 20.01.2015) Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. URL: http://www.consultant.ru.

16. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (ред. от 12.01.2015) Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. URL: http://www.consultant.ru.

17. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 05.12.2014) Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. URL: http://www.consultant.ru.

18. Федеральное отраслевое соглашение по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2015 - 2017 годы. URL: http://www.consultant.ru.

19. ТОИ Р-45-084-01. Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере (утв. Приказом Минсвязи РФ от 02.07.2001 № 162) Типовая инструкция. ТОИ Р-45-084-01. URL: http://www.consultant.ru.

20. МР 2.2.9.2311-07.2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности. Методические рекомендации (вместе с "Методикой психической саморегуляции"). Рекомендации к организации режимов труда и отдыха работников зрительно-напряженного труда (пользователи ВДТ и ПЭВМ). URL: http://www.consultant.ru.

21. СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение (Актуализированная редакция). URL: http://www.consultant.ru.

22. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. URL: http://www.consultant.ru.

23. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ. URL: http://www.consultant.ru.

24. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (2002г.). URL: http://www.consultant.ru.

25. СН 2.2.4/2.1.8.566-96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданиях. URL: http://www.consultant.ru.

26. ГОСТ 12.1.002-84 ССБТ Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах (1999). URL: http://www.consultant.ru.

27. ГОСТ 12.1.006-84 ССБТ Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля (1999). URL: http://www.consultant.ru.

28. СанПиН 2.2.4.1191-03 Электромагнитные поля в производственных условиях. URL: http://www.consultant.ru.

29. СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ). URL: http://www.consultant.ru.

30. СанПиН 2.2.2.1332-03 Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике. URL: http://www.consultant.ru.

31. ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования (2001). URL: http://www.consultant.ru.

32. ГОСТ 12.2.049-80 Оборудование производственное. Общие эргономические требования. URL: http://www.consultant.ru.

33. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. URL: http://www.consultant.ru.

34. Общие требования безопасности . URL: http://www.consultant.ru.

35. ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности. URL: http://www.consultant.ru.

36. ГОСТ 12.4.011-89 Средства защиты работающих. Классификация. URL: http://www.consultant.ru.

37. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. ФЗ № 123 от 22.08.2008г. URL: http://www.consultant.ru.

38. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) Об охране окружающей среды. URL: http://www.consultant.ru.

39. Постановление Правительства РФ от 19.11.2012 № 1193 Об утверждении перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора. URL: http://www.consultant.ru.

40. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) Об отходах производства и потребления (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015). URL: http://www.consultant.ru.

41. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 N 81 "Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (вместе с "СанПиН 2.2.4.3359-16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...")

Приложение А

(рекомендуемое)

Примеры оформления данных

Т а б л и ц а А.1 – Условия труда

Вредные производственные факторы Характер воздействия на здоровье и работоспособность человека Предельно допустимый уровень Фактическое значение
       

Т а б л и ц а А.2 – Классификация помещений по опасности поражения электрическим током

Подразделение организации (помещение) Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током Класс помещения
     

Т а б л и ц а А.3 – Категории помещений и класс зон по взрыво- и пожароопасности

Подразделение организации (помещение) Категория помещения по взрыво- и пожароопасности   Класс зоны
     

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА

Методические указания по выполнению раздела в выпускных квалификационных работах для студентов всех форм обучения направлений:

09.03.01 Информатика и вычислительная техника,

09.03.04 Программная инженерия,

27.03.04 Управление в технических системах,

09.03.03 Прикладная информатика

10.03.01 Информационная безопасность

Краснодар

Составители: канд. техн. наук, доц. А.В. Александрова;

канд. техн. наук, доц. Н.В. Солонникова;

д-р техн. наук, проф. Т.Г. Короткова

УДК 658

Безопасность и экологичность проекта:методические указания по выполнению раздела в выпускных квалификационных работах для всех форм обучения направлений: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.04 Программная инженерия, 27.03.04 Управление в технических системах, 09.03.03 Прикладная информатика, 10.03.01 Информационная безопасность / Сост.: А.В. Александрова, Н.В. Солонникова, Т.Г. Короткова; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. безопасности жизнедеятельности. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2015. ‒ 20 с.

Приведены общие требования к содержанию раздела «Безопасность и экологичность проекта» в выпускных квалификационных работах

Библиогр.: 41 назв.

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»

Рецензенты: канд. техн. наук, доц. кафедры БЖ КубГТУ Т.В. Ригер;

д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой АПП КубГТУ,

Д.Л. Пиотровский

© КубГТУ, 2017

Содержание

     
  Введение…………………………………………………………………
Нормативные ссылки …………………………………………………..
Общие положения………………………………………………………
Пояснительная записка…………………………………………………
  3.1 Значение и задачи безопасности жизнедеятельности…………….
  3.2 Анализ условий труда и мероприятия по защите  
  от воздействия вредных производственных факторов…………….....
  3.3 Обеспечение электробезопасности………………………………...
  3.4 Пожарная безопасность……………………………………….…....
  3.5 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях….
  3.6 Охрана окружающей среды………………………………………...
  3.7 Выводы по разделу………………………………………………….
  3.8 Особенности выполнения раздела в ВКР в форме научно-  
  исследовательской работы…………………………………………......
  Список литературы……………………………………………………..
  Приложение А (рекомендуемое) Примеры оформления данных….

Введение

Цель информатизации общества - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда. Информационные технологии оказывает непосредственное влияние на трудовую деятельность человека, изменяя характер труда. Информационно-компьютерная составляющая трудовых процессов сохраняет свое ведущее значение в общем процессе информатизации, поэтому необходим её детальный анализ.

Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении. При выполнении и защите выпускной квалификационной работы (ВКР) студент должен проявить умение самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников.

Появление новых технологий и технических решений, их постоянное совершенствование, возрастающая степень автоматизации производственных процессов, широкое распространение информационных технологий не должно входить в противоречие с требованиями правил и норм безопасности производства и труда, необходимостью создания условий труда, обеспечивающих не только сохранение жизни и здоровья работников, но и повышение их работоспособности. Отклонение условий жизнедеятельности от допустимых возможно и в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или антропогенного характера. Научная обоснованность требований и рекомендаций безопасности жизнедеятельности является обязательным условием принятия грамотных технических и организационных решений.

Зрелость будущего специалиста на стадии завершения своей подготовки – выпускной квалификационной работы в значительной степени будет определяться успешной и эффективной трудовой деятельностью, умением решать профессиональные задачи в нормальном режиме работы, условиях чрезвычайных ситуаций и при ликвидации их последствий.

Цель настоящих методических указаний – оказать помощь студентам при разработке раздела «Безопасность и экологичность проекта» в выпускных квалификационных работах и в решении задач обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве.

При написании раздела студентами используются:

- знания, полученные во время обучения в университете;

- данные и материалы производственных практик;

- нормативно-техническая документация по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды.

Нормативные ссылки

В данных методических указаниях используются ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.1.005-88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений

ГОСТ 12.1.012-2004 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.003-83* ССБТ. Шум. Общие требования безопасности

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

P 2.2.2006–05 Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факто­ров рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда

Общие положения

Содержание специального раздела «Безопасность и экологичность проекта» должно быть тесно связано с основным заданием выпускной квалификационной работы, в нем дополнительно освещаются те специфические вопросы, которые не были затронуты в других разделах.

При разработке данного раздела необходимо учитывать следующие сведения, основная часть которых может быть собрана во время прохождения студентами преддипломной практики:

- место нахождения объекта (организации, предприятия), географические, климатические и экологические факторы и оценка их возможного влияния на условия труда персонала;

- влияние технологического и другого оборудования и приборов на условия труда персонала;

- режим работы персонала;

- результаты санитарно-технической оценки условий труда, аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда;

- проведение мероприятий, направленных на улучшение условий и повышение безопасности труда за последние несколько лет;

- опасные зоны оборудования и технологических процессов, применяемые средства защиты работающих (оградительные и предохранительные устройства, датчики обнаружения опасных ситуаций, сигнализация и другие средства оповещения персонала об угрозах);

- классы основных производственных помещений по опасности поражения электрическим током и применяемые на данном предприятии средства электробезопасности;

- применяемые средства защиты от статического и атмосферного электричества;

- категории помещений и классы зон по взрыво- и пожароопасности;

- принятая на данном предприятии система пожарной сигнализации, обеспечение средствами пожаротушения, их виды и размещение;

- сведения о влиянии производственной деятельности предприятия (организации) на окружающую среду: атмосферу, гидросферу и литосферу, характеристика отходов предприятия.

Для получения характеристики условий труда на рабочих местах конкретного предприятия или организации можно обратиться в службу охраны труда этой организации и воспользоваться материалами аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда), а также формой 1-Т (условия труда), которая может быть предоставлена бухгалтерией. Сведения о влиянии деятельности предприятия на окружающую среду могут быть предоставлены специалистом-экологом. Сведения, необходимые для успешного написания раздела можно узнать из имеющихся на предприятии проектов, технологических регламентов, документации о предельно допустимых выбросах (ПДВ), сбросах (ПДС), образования и размещения отходов (ЛНОРО), экологического и санитарно-технического паспортов, паспортов на оборудование, инструкций по охране труда и пожарной безопасности, технологических регламентов, планов ликвидации аварий, декларации безопасности и др.

Собранный студентом материал рекомендуется включать в общий отчет по практике, который представляется на выпускающую кафедру.

Рекомендации по вопросам безопасности жизнедеятельности студент получает от руководителя выпускной квалификационной работы. Вместе с общим замыслом работы намечаются вопросы, которые необходимо разработать для выполнения раздела «Безопасность и экологичность проекта». После чего с консультантом-преподавателем кафедры БЖ составляется задание, определяется содержание раздела, объем необходимых расчетов, определяется список необходимой литературы.

Завершенный раздел «Безопасность и экологичность проекта» сдается в предварительном виде консультанту для проверки. После устранения замечаний и окончательного оформления пояснительная записка представляется для подписания титульного листа (возможно также других листов записки или иллюстративной части) консультанту-преподавателю кафедры «Безопасность жизнедеятельности». Без подписи консультанта дипломный проект к защите не допускается. Во время защиты выпускной работы члены государственной аттестационной комиссия в праве задавать вопросы, касающиеся аспектов безопасности жизнедеятельности.

Пояснительная записка

Раздел «Безопасность и экологичность проекта» оформляется в виде самостоятельного раздела пояснительной записки выпускной квалификационной работы (объемом от 6 до 10 страниц).

Проблема безопасности всегда должна решаться в интересах конкретных работников, выполняющих функции в условиях конкретного рабочего места с учетом выполняемых операций и заданий, применяемого оборудования и наличия вредных и опасных производственных факторов.

Основной задачей раздела следует считать обоснование обеспечения здоровых и безопасных условий труда персонала, который связан с реализацией разработанных в основной части ВКР мероприятий, то есть эксплуатирует предлагаемую разработку (программное или программно-аппаратного обеспечение, комплексные мероприятий по защите информации и т.п.).

Анализу в разделе «Безопасность и экологичность» подлежат те изменения в условиях труда персонала, которые наступят (или могут наступить) при внедрении разработ

Наши рекомендации