Характеристика созидательной критики
Критика — обоюдоострое оружие, способное не только созидать, но и разрушать человеческую личность. Поэтому созидательная критика должна быть позитивной, конструктивной (указывать пути преодоления обнаруженных недостатков).
Критика ведет к улучшению результатов при условии, что:
— она является средством, а не целью;
— ее высказывает человек, пользующийся доверием и уважением критикуемого;
— критикуется дело, деятельность, а не человек;
— она применяется в особых случаях, а не является повседневной и привычной;
— она высказывается наедине или дружеским тоном.
Критика — лекарство, ее нужно уметь применять и принимать. Она, как змеиный яд: может быть полезна в малых дозах ивредна в больших. Поэтому не прибегайте к ней очень часто.
Бели есть недостатки в работе или отношениях и это заметили другие, то лучше всего открыто признать свою вину, не дожидаясь критики со стороны.
Критиковать необходимо корректно- и тактично, желательно указывать на положительные моменты в деятельности критикуемого партнера, как бы "подслащивая пилюлю".
При критике старайтесь соблюсти меру, критиковать лучше за один недостаток или ограничиться предметом обсуждения.
Необходимо применять конструктивную критику, при этом желательно указывать методы исправления недостатков.
В критической ситуации попробуйте применить следующую систему вопросов: "Все ли так плохо?"; "Где конкретно?"; "Почему, в чем причина?".
Не задевайте личность, не наносите удар самолюбию.
Незаслуженная критика, подобно бумерангу или почтовому голубю, обычно возвращается назад.
Начальник, часто критикующий подчиненных, нередко оказывается окруженным соглашателями и подхалимами. Когда люди боятся наказания после критики, они создают себе защиту. Одни доказывают несостоятельность критики своим профессионализмом и самостоятельностью, что гораздо реже, другие — ограждают себя тактикой отхода и соглашательства или унижающим подхалимством. Защита подхалима заключается иногда в самоунижении. Ему легче перенести самоунижение, чем грубое унижение критикующего.
Вы хотите, чтобы ваши позиции и мнения не отвергались? Тогда постарайтесь не употреблять в разговоре следующие фразы: "Когда вы кричите..."; "Когда вы неправы..."; "Когда вы опаздываете...".
Собеседнику не придет в голову мысль отвергнуть ваши слова и будет труднее опровергнуть ваше заявление, если оно представлено как ваша проблема: "Когда при мне кричат..." или "Когда на меня повышают голос..."; "Когда мне говорят неправду..."; "Когда мои сотрудники опаздывают...".
Очень важно уметь выслушать критические замечания в свой-адрес. Приведем несколько советов, как выслушивать критические замечания:
— умерьте свои внутренние диалоги;
- используйте критику как резерв для совершенствования;
— дайте почувствовать партнеру, что вы замечания поняли: повтори те и уточните их;
- не нападайте, воспользуйтесь технологией "ай-ки-до". Избегайте критиканства, ибо оно создает иллюзию
превосходства и престижа, а установка на критику изъянов, слабых и уязвимых мест в позиции партнера мешает конструктивному отношению к чужому мнению и нахождению оптимальных средств взаимодействия.
Помните, что часто личные интересы выражаются нечетко, маскируются критиканами и скрываются под видимостью объективности и разумности предлагаемых критических доводов. Важно увидеть причину их возникновения и порождения.
Не стройте критику на сведении личных счетов: "око за око", "зуб за зуб". Это унизительно. Вы теряете при этом авторитет и престиж руководителя. Вас будут считать необъективным, злопамятным, мелочным и опасным.
Если вас хотят покритиковать более опытные партнеры, обратитесь к ним сами: "У вас больше опыта, выскажите, пожалуйста, свои критические замечания. Ваши советы мне помогут". Критика в данном случае будет конструктивной. Не вызывайте у людей чувство обиды, указывайте на их ошибки не прямо, а косвенно. Например, при критике длинного и утомительного выступления на юбилее одного из коллег удачнее сказать: "Ваше выступление прекрасно подошло бы к праздничному собранию".
Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника.
Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать: "Каково ваше мнение об этом?", "Вы полагаете, что это даст результат?" Такой метод критики щадит самолюбие человека и пробуждает в нем ощущение своей значительности, порождает у человека желание сотрудничать, а не стремление к протесту...
конфликтах. Они исходят из того, что психологическая реакция личности на требование подчиниться, делать так, а не иначе, приводит к его игнорированию. Поэтому в конфликтной ситуации предпочтительнее высказывать свои пожелания в форме следующих оборотов: "Мне хотелось бы иметь..."; "Когда мне говорят о перемене планов, я чувствую..."; "Когда мне приходится выполнять неинтересную работу, я...".
При этом вербальное давление не ощущается, а партнер чувствует свободу выбора и не сопротивляется вашим предложениям. Ученые называют эту методику "Я — высказывание". Это удачное начало трудного разговора. Ключ к честному общению и новым возможностям в решении конфликта. "Я — высказывание" не требует, а как бы уведомляет собеседника о вашей точке зрения, чувствах огорчения или сожаления, о поведении в данной ситуации. Вербальное выражение вашей возможной реакции на то или иное событие часто очень полезно знать партнеру. Когда возникает конфликт, не поддавайтесь соблазну уйти от него или адекватно ответить. Попробуйте справиться с закипающим гневом. Используйте метод оптимального самоутверждения "Я — высказывание":
1) "Когда вы недовольным тоном высказываете..." (событие);
2) "Чувство униженности возникает у меня..." (эмоциональная реакция);
3) "Мне хотелось бы иметь возможность обсуждать спорные вопросы в обстановке доверия..." (предпочитаемая ситуация).
Конфликтологи предлагают несколько проблемных ситуаций, решенных методом оптимального самоутверждения.
1. По отношению к человеку, часто не выполняющему работу к сроку: "Если вам нужно больше времени для выполнения задания, мне хотелось бы знать об этом как можно раньше, с тем, чтобы я смог пересмотреть свой график и ресурсы".
2. Когда вам приказывают, вместо того» чтобы попросить: "Когда мне говорят о перемене наших планов, у меня возникает ощущение, будто мое мнение безразлично; мне хотелось бы знать о переменах до того, как решение о них будет принято".
3. По отношению к чрезмерно строгому начальнику: "Когда я слышу критику от вас, мне больно, так как я прилагаю все усилия и мне хотелось бы иногда получать похвалу".
4. По отношению к людям, с трудом встающим по утрам: "Когда я ухожу на работу, ты должна быть готова к 8 часам. Мне неприятно опаздывать из-за тебя".
5. Когда в семье не понимают, насколько волнует вас поздний приход с работы: "Я чувствовала бы себя спокойнее, если бы ты позвонил и предупредил, что задерживаешься".