Основные противоречия и виды конфликтов
Конфликтология
Конструктивные и деструктивные конфликты
.
По влиянию на психологический климат трудового коллектива конфликты подразделяют на деструктивные, которые подрывают взаимоотношения изнутри и порождают разрушительные конфликты, споры и дискомфорт,
и конструктивные, творческие, способствующие нормализации обстановки в коллективе.
Действительно, конфликты играют положительную роль, если они помогают выявить причины отставания или недисциплинированности, недостатки в работе, оздоровить деловые отношения.
Все конфликты, независимо от масштабов, развиваются по идентичной динамической схеме. Деструктивные строятся по "принципу классического треугольника:
Активный конфликтующий Пассивный конфликтующий
Посредник
Активный конфликтующий действует, используя набор средств, которые являются авторитарными и неэтическими при конфликте: агрессивный тон, давление от психологически-нормального до физического, угрозы и т.д.
Пассивный конфликтующий проявляется в беспомощности, молчаливой агрессии, уязвимости и стремлении выйти из конфликта без борьбы.
Если активный конфликтующий впоследствии иногда ощущает чувство вины, то пассивный конфликтующий — только обиду. Эти чувства относятся к разряду неудовлетворяемых. Психологические роли могут переходить от одного партнера к другому, в зависимости от того, кто управляет общением.
Посредник выступает в роли третьего, авторитетного для двоих конфликтующих лица, которое помогает разобраться в конфликте.
В конфликте проявляются две отрицательные тактики:
БОРЬБА-- ПОБЕГ
ВЫИГРЫШ--ПРОИГРЫШ
В борьбе партнер обычно ведет себя агрессивно: прерывает соперника, видит только свою точку зрения, отстаивает свою правоту, оскорбляет и угрожает.
Побег осуществляется в целях избежания конфликта. Характерные проявления: молчаливость, жалобы, нарекания, иногда самобичевание и даже потеря желания что-либо доказывать, позиция "а мне все равно".
Активный конфликтующий часто злоупотребляет властью и манипулирует поведением партнера. Чтобы добиться результата вопреки желаниям и интересам соперника, он использует специальные технологии, учитывающие слабости и уязвимые места партнера.
Подавление чувств соперника — пассивного конфликтующего — вызывает ответную негативную эмоциональную реакцию и выражается в конкретных образах, которые часто являются не причиной конфликтов, а только их следствием. Зафиксированная скрытая обида может перерасти во внутренний конфликт или в открытую месть.
При такой расстановке ролевых позиций один из конфликтующих партнеров становится хозяином положения. Он может контролировать и регулировать действия с психологической установкой: "Партнер мне ни друг, ни враг, а учитель". Роли меняются в зависимости от процесса конфликта.
Посредник помогает решить конфликт, учитывая различные точки зрения партнеров.
Конструктивный дуэт — это общение равноправных партнеров:
ПАРТНЕР– ПАРТНЕР, ВЫИГРЫШ- ВЫИГРЫШ
В дуэтном режиме желательно достигнуть взаимопонимания методом обмена информацией и нахождения взаимовыгодных позиций: получение выигрыша без ущемления выгод партнера. Так на практике осуществляется переход от конфронтационного мышления к сотрудничеству.
2. Достижение конструктивного результата заключается:
— в поиске взаимовыгодного решения конфликта: "Я хочу выгоды для обеих сторон";
— нахождении неординарных решений, при которых больше щадят людей, чем проблему. Предлагайте альтернативы сотрудничества.
Управление конфликтом
I этап. Работа над собой
Эмоции в конфликте
Анализ собственных чувств, эмоций и позиций
I этап
1. Что я чувствую?
2. Что я делаю?
3. Что я думаю?
4. Как я дышу?
II этап
1. Что я хочу изменить?
2. Что мне нужно для этого сделать?
3. Чья это проблема: моя или партнера?
4. Что зависит от меня?
5. Что я хочу получить в результате?
6.Что важнее-одержать победу или разрешить проблему?
III этап
1. Что я теперь чувствую?
2. Что я теперь делаю?
3. Что я теперь думаю?
4. Как я теперь дышу?
Эти вопросы помогут вам разобраться и справиться со всей гаммой отрицательных и положительных эмоций. Только осознание деструктивных эмоций превращает их в конструктивные!
Упражнение «Концентрация»
Сконцентрируйте внимание на конфликтной проблеме. Почувствуйте себя свободным от давящей энергии страха, агрессии, неуверенности... Задайте себе несколько ключевых вопросов:
В чем причина?
Что от меня скрыто?
Расслабьтесь. Не отвечайте на вопросы сами. Прислушайтесь к себе. Мысленно попросите вашу интуицию и подсознание подсказать вам ответы. Слушайте и ждите. В вашем сознании появятся спонтанные образы, связанные с проблемой. При чутком контакте с подсознательной сферой, в которой проблема воспринимается в целом, но еще в неосознанном виде, сознание "распутает запутанный клубок" образов и переведет их в мысли.
Что же делать, когда вы не властны изменить окружающую конфликтную среду или партнеров?
В такой почти безвыходной ситуации воспользуйтесь блестящим советом: "Если вы не можете изменить окружающих — измените себя". Это сделать нелегко, и даже народная пословица гласит: "Желающих изменить ближнегои окружающих столько же много, сколько не желающих изменить себя".Надо только помнить, что идеально хороших или совсем плохих людей нет. Вы тоже не идеальны, но резервы для изменения имеются всегда.
· Вылейте всю обиду в "сточную яму", не купайтесь в ее нечистых водах, не соблазняйтесь временной победой и самодовольством, ибо результатом может стать новый скрытый враг в лице партнера, так как своей победой вы нанесете пощечину его самолюбию. Это никому не прощают. Чтобы изменить ситуацию, измените свое отношение к ней.
· Уступайте в мелочах, чтобы очистить дорогу к утверждению вашей главной идеи или мысли. Это даст вам большую свободу маневра в общении. Часто люди считают, что если они уступают, то проигрывают. Наоборот, своим упрямством, как сильной разрушительной энергией, они только сжигают последние мосты взаимопонимания.
· Внутренне освободитесь от предрассудков, они вам не попутчики в решении конфликтов. Измените палитру своих чувств и отношений к партнеру и тем самым вы сможете изменить тональность общения. Подсознательный механизм проекции поможет реализации вашей готовности к решению противоречий. Проекция означает перенос собственных мыслей, подсознательных чувств и побуждений в стратегию поведения и мысли партнера. При положительной эмоциональной реакции на проблемную ситуацию вы как бы заражаете партнера адекватным состоянием.
Рекомендации по самостоятельной работе над конфликтом
· умерьте свои внутренние диалоги и самозащиту, все внимание сосредоточьте на реальном положении вещей;
· не создавайте себе алиби, не оправдывайте себя и не ругайте партнера;
· признайте свои просчеты, осознайте свои действия (поступки) и выберите оптимальный вариант выхода из конфликта;
· не придумывайте возможные провалы в общении или сложности: "Как будет плохо, если он...", "Как я боюсь, что..." и т.д. Живите в настоящей ситуации и всегда ищите реальный выход из нее;
· ваши потери являются вашим приобретенным опытом, серьезным полезным уроком взаимоотношений;
· подумайте, какую пользу можно извлечь из сложившейся ситуации.
· Подумайте о нуждах и выгодах вконфликте своих соперников, разберитесь в истинных причинах.
· Почувствуйте, какие страхи и опасения соперники испытывают в отношении возможных решений и исходов конфликта.
· Уясните для себя, что вы хотите изменить. Продумайте свою позицию.
· Не сосредоточивайтесь на личности соперника, а активизируйте внимание , на проблеме и вариантах ее решения. Утихомирьте свои внутренние диалоги и приготовьтесь услышать все, что скажет партнер. Поймите его точку зрения и позицию.
· Подойдите к личности не как к противнику, а как к партнеру с его нуждами.
· Прощение - освобождение от негативных качеств.
· Найдите истинные мотивы. Определите причинно-следственные связи: "Из-за чего же на самом деле идет борьба?".
· Дифференцируйте мнимые мотивы: "Что же не является причиной конфликта?".
Переговоры
Рекомендации
· Перед встречей с неприятным партнером сядьте, представьте его лицо и то место, где состоится ваша встреча. Искренне найдите в этом человеке хоть одно положительное качество. Проверьте, ярко ли оно выражено у вас. Таким же методом найдите еще три-четыре положительных качества. По заслугам оцените партнера и ощутите ту положительную перемену в себе, которая произошла и будет способствовать улучшению ваших отношений. А теперь идите на разрешение конфликта. Успех будет сопутствовать вам, как попутный ветер парусной лодке.
· В начале разговора поговорите на интересную для обоих, желательно шутливую тему, на которую у вас сложилась общая точка зрения. Создайте базу для доверия.
· Расслабьтесь, примите позу партнера, почувствуйте его.
· Задавайте вопросы, поощряйте партнера высказывать свою точку зрения на проблему. Проверяйте вопросами его реакцию, осознайте преимущество своей позиции,сформулируйте конструктивные предложения и стратегию воздействия.
· Ведите разговор доброжелательным, твердым и спокойным тоном, стараясь начинать с тех вопросов, мнения по которым с партнером совпадают и могут вызвать утвердительный ответ.
· Не говорите только о своих нуждах, проблемах и о себе, предоставьте возможность высказаться партнеру и внимательно выслушайте его.
· Не делайте выводы за партнера, не утверждайте, а спрашивайте. Не советуйте, а слушайте его советы. Расспрашивайте о нуждах и опасениях партнера, о его чувствах.
· Первое замечание человеку целесообразно делать наедине, что позволяет выяснить скрытые внутренние причины, которые могут быть устранены без участия остальных членов коллектива, обстоятельно и не спеша обсудить само недоразумение, не задев тем самым самолюбие человека.
· Предоставляйте людям, находящимся в состоянии ссоры, психологическую паузу, которая поможет снять эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, самосознанию, за советом к товарищу.
· Стремитесь искренне и серьезно понять точку зрения собеседника, не отвергая ее сразу и резко, а давая возможность высказаться до конца.
· Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро и решительно, опережая возможную критику.
· Найдите истинные мотивы. Определите причинно-следственные связи: "Из-за чего же на самом деле идет борьба?".
· Защитой от воздействия чужого раздражения могут быть внутренние диалоги-выражения: "Не спеши реагировать", "Включи тормоз", "Посмотри на себя со стороны", "Держи паузу".
· Сам механизм защиты основывается на следующей закономерности: отрицательное эмоциональное воздействие усиливается, если получает подкрепление.Подкреплением выступает эмоциональное реагирование. Не получив подкрепления, отрицательное эмоциональное воздействие затухает.
o Избегайте критиковать личность партнера. Критикуйте дело, деятельность, результат. Критикуйте конструктивно и начинайте критику с себя исо своей точки зрения.
· Регулируйте процесс в конструктивном русле. Предлагайте возможные альтернативы, например: "Нам было бы выгодно, если бы вы взяли на себя часть нагрузки по выполнению общего дела".
· Уступайте в мелочах, чтобы расчистить дорогу своей главной позиции.
· Предлагайте партнеру альтернативные варианты решения конфликта.
· Слушайте активно, акцентируйте то, что важно для вас двоих.
· Пользуйтесь искусством дипломатии. Идите на возможные компромиссы.
· Решайте, что для вас является важным, а в чем можно уступить.
· Создавайте возможности для корректного выхода эмоций партнера.
· Превращайте свои проблемы в новые возможности и перспективы.
· Чувствуйте, когда нужно отступить, "уйти со сцены".
· Необходимо осознавать взаимосвязь мыслей, чувств, энергии и действий человека.
· Если нет выхода, значит вы его просто не замечаете, продолжайте его искать. Безвыходных ситуаций не бывает.
· излучайте уверенность, готовность к сотрудничеству;
· создайте положительную установку на результат, и она оправдается.
· Действуйте! Не избегайте конфликтов/а старайтесь их решать или предотвращать отрицательные последствия.Стоит ли завязывать глаза и постоянно натыкаться на те же проблемы? Прогнозируйте и обязательно варьируйте стратегии своего поведения. Когда вас невозможно "просчитать", вас трудно обмануть и вами трудно управлять или манипулировать.
Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
- высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
- открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
- демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
КРИТИКА, ЕЕ ВИДЫ И ФОРМЫ
Критика — форма контроля и оценки действий, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым кол-лективом к каждой личности.
Выделяют два вида критики: деловую и морализующую.
Деловая критика — направлена на выявление ошибок в работе. Она вскрывает их причины и указывает на конкретные пути выхода из создавшегося щепетильного положения.
Морализующая критика — это обвинительная речь, направленная против провинившегося.
Аргументы для критики должны быть всегда обоснованными фактами. Необоснованная критика обычно легко парализуется обоснованной контркритикой.
Правильно воспринять критику обычно мешает задетое чувство собственного достоинства, т.е. наше "я".
По форме критика может быть щадящей или наказывающей.
Щадящую критику применяют тогда, когда ошибки не носят систематического характера и не вызваны халатностью или недобросовестностью работника.
Если нарушение, опоздание или брак допускаются регулярно, то применяют наказывающую критику. При такой критике уровень самоуважения и уважения личности падает. Критикуя, необходимо не только наказывать и указывать на отрицательные факты, но и тщательно анализировать причины их возникновения.
Следует напомнить, что преследование за критику запрещается законом.
Конфликтология
Основные противоречия и виды конфликтов
Выделяют следующие источники конфликтов: противоречия, возникающие на производственной основе, внутриличностные противоречия, выражающиеся в отрицательных взаимоотношениях, и конфликтная личность.
1. Производственно-деловой конфликт - проблемная ситуация, возникающая на производстве в процессе деловых отношений. Конфликт, как айсберг: его поверхностная часть имеет глубинные мотивы, которые являются внутренними причинами конфликтной ситуации
Производственно-деловой конфликт
Противоречия, возникшие на производственной основе
Отсутствие сотрудничества
Авторитарное управление
Конкурентная борьба Рис. 1
2. Межличностный конфликт — проблемно-конфликтная ситуация, в которой люди либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достиг-. нута только одной из конфликтующих групп или сторон (рис. 1.4).
Межличностный конфликт
несовместимость характеров
Столкновение противоположных мотивов потребностей и интересов
Внутриличностные противоречия
Конкуренция
Межгрупповой конфликтукак один из видов межличностного конфликта, — это конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу-
3. Внутриличностные конфликты возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека. В их основе лежит негативное психологическое состояние личности: внутренние переживания, обиды и разочарования. Люди, склонные к бурным внутриличностным переживаниям, характеризуются импульсивностью, завышенным уровнем притязаний и критичности к поступкам окружающих, низкой самокритичностью
Личностный конфликт
Комплексы неполноценности или превосходства
Завышенная (или заниженная) самооценка и уровень притязаний
Негативное психологическое состояние: обида, переживания, раздражение, разочарование, неудовлетворенность
Повышенная критичность к поступкам окружающих и низкая самокритичность
Страх за собственную безопасность
Основные понятия:
• Участники (противостоящие стороны, оппоненты);
• Объект конфликта;
• Конфликтная ситуация;
• Инцидент.
Участники (противостоящие стороны, оппоненты) – это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.
Объект конфликта – это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.
Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний оппонентов. Для различия конфликта и конфликтной ситуации советуем запомнить следующую «формулу»:
Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент
Динамика конфликта изменчива и может то усиливаться, то затухать. Чтобы конфликт начал разрастаться, конфликтная ситуация (причина) должна перерасти в инцидент (следствие), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент в свою очередь является поводом (причиной) резкого обострения и углубления конфликта (следствие). Практически невозможно устранить из жизни конфликт, если не предупреждена или не ликвидирована конфликтная ситуация. Попытки устранить конфликт без изменения конфликтной ситуации таят в себе две опасности: во-первых, конфликт порождает вокруг себя новые конфликтные ситуации, захватывая новых участников; во-вторых, между постоянными оппонентами первичного конфликта возникают и укрепляются чувства неприязни, а иногда и враждебной непримиримости.
Конфликт выполняет ряд функций в той среде, где он происходит.
И немногим все же известно, что функции конфликта не только деструктивны, но и конструктивны. А чтобы суметь справиться с конфликтной ситуацией, да ещё и извлечь из неё выгоду для себя, необходимо эти функции знать.