Законы Госсена. Эквимаржинальный принцип.
Законы Госсена — основные принципы теории предельной полезности, одной из теорий стоимости.
Госсен исходит из предположения, что рациональное поведение определяется стремлением к увеличению полезности или удовольствия[1]. На этой основе Госсен выдвинул два тезиса, известные как «законы Госсена».
Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.
Второй закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определённого количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.
Второй закон впоследствии широко использовался математической школой для объяснения явлений спроса и ценообразования.
Закон формулируется в предположении, что полезность по меньшей мере слабо квантуема, и таким образом в равновесной точке субъект будет распределять свои расходы таким образом, что отношение предельной полезности к цене (предельные издержки приобретения, англ. marginal cost of acquisition) будет одинаковым для всех товаров и экономических услуг:
Предположения в отношении предпочтений потребителя. Кривые безразличия и их свойства.
Выбор потребителя
Потребитель, решая проблему выбора, исходит из того, что из числа доступных ему потребительских наборов он, в соответствии со своими предпочтениями, выбирает тот набор, который для него наиболее привлекателен. При этом мы предполагаем, что потребитель ведет себя рационально, и это позволяет при решении проблемы выбора использовать одни и те же принципы ранжирования наборов в различных ситуациях. Эти принципы сформулированы в исходных аксиомах:
- полной (совершенной) упорядоченности, или сравнимости (1); транзитивности (2); рефлексивности (3).
Аксиома полной (совершенной) упорядоченности, или сравнимости гласит, что потребитель в состоянии сравнить между собой наборы благ и выбрать из них более предпочтительный (например, набор «А» предпочтительнее набора «В», т.е. А>В), или согласиться, что они для него равноценны (набор «А» приносит потребителю такую же полезность, как и набор «В», т.е. А~В).Из этого следует, что, если А > В, то невозможна ситуация, когда
В > А. Это важно, поскольку потребителю, как правило, приходится выбирать не из двух товаров, а из большего их числа. Свойство полной упорядоченности предпочтений предполагает, что через каждую точку, соответствующую каждому возможному набору, можно провести кривую безразличия. Таким образом, предпочтения потребителя можно представить в виде карты кривых безразличия.
Аксиома транзитивности. Аксиома исходит из того, что если потребитель считает, что набор «А» не хуже (более предпочтительный или равноценный) набора «В», а «В» - не хуже «С», то тем самым он считает, что «А» не хуже «С». (Если А > В f С, илиА~В>С, или А>В~ С, то А>С.
Таким образом, аксиома полной упорядоченности и аксиома транзитивности позволяют считать, что предпочтения согласованны и рациональны.
Аксиома рефлексивности. Данная аксиома предполагает, что любой набор благ не хуже себя самого (А~А). В соответствии с этой аксиомой каждый набор благ принадлежит хотя бы одной кривой безразличия, а именно, той, которая содержит этот набор.
Соблюдение вышеперечисленных предпосылок позволяет графически изобразить предпочтения с помощью кривых безразличия. Кривая безразличия соединяет все наборы благ, которые приносят потребителю одинаковую полезность (т.е. потребителю все равно, какой набор выбрать, т.к. все они для него одинаково хороши). Эти аксиомы позволяют понять, что каждый набор (аксиома 1) находится на одной кривой безразличия (аксиома 3), причем не более, чем на одной кривой безразличия (аксиома 2). Из этого следует, что кривые безразличия никогда не пересекаются.
Но если соблюдать только предпосылки 1-3, кривые безразличия могут принимать самые разнообразные формы, (их мы рассмотрим в следующем разделе, когда будем исследовать виды кривых безразличия)
Чтобы получить типичные кривые безразличия, традиционно исследуемые и наиболее используемые в теории потребительского выбора, следует в отношении предпочтений ввести еще три допущения (аксиомы):
- ненасыщения (4);
- непрерывности (5)
- строгой выпуклости к началу координат (6).
Аксиома ненасыщения.(4) Мы исходим из того, что потребитель в данном временном интервале далек отнасыщения и предпочитает большее количество блага меньшему количеству, т.е. товары, входящие в набор, являются для потребителя благом. Таким образом, если набор «А» содержит не меньше каждого товара, а одного из них больше, чем набор «В», то А > В. Ситуация, в которой достижение определенного, чрезмерного для данного потребителя уровня потребления, приводит к тому, что благо станет приносить отрицательную полезность, при наличии данного допущения не рассматривается.
Аксиома непрерывности (5). Если А > В, то наборы, близкие к «А», также предпочтительнее набора «В». Это предположение позволяет исследовать поведение потребителей при относительно малых изменениях цен и доходов. Это необходимо для того, чтобы не рассматривать некоторые виды предпочтений, не удовлетворяющие данной предпосылке (например, лексикографические предпочтения)
Аксиома строгой выпуклости к началу координат. (6) Мы рассматриваем строго выпуклую кривую безразличия (рис.2.2), которую можно описать как "выпуклый набор точек это область правее кривой безразличия U1). Если кривая безразличия строго выпукла к началу координат, то соединив две любые точки, находящиеся внутри набора, отрезком прямой, получим, что комбинация (X1 + X2)/ 2, (У1+У2)/2 предпочтительней любой из начальных комбинаций Х и Y, поскольку она будет находиться на более высокой кривой безразличия, чем исходные наборы.2