Азотная, кислородная и углекислотная формула избытка воздуха
Коэффициент избытка воздуха определяется газовым анализом проб продуктов сгорания, отбираемых из газоходов, с последующим расчетом по приводным ниже формулам.
Коэффициент избытка воздуха указывает насколько больше количество подаваемого действительного объема воздуха, по сравнению с теоретически необходимым αт=Vв/V0.
Азотная формула:
α=1/(1–79/21*О2/N2).
При прикидочных расчетах пользуются более простой приближенной формулой для определения α, легко получаемой из формулы азотной формулы.
α=RO2 max/RO2 – углекислотная формула.
Справедлива формула при отсутствии Q3, точность зависит от точности определения .
При полном сгорании топлива объем подаваемого для горения воздуха приближенно можно считать равным объему сухих газов Vв= Vс.г., а процент неиспользованного кислорода — содержанию свободного кислорода в сухих газах О2 ΔVв= VО2. Тогда коэффициент избытка воздуха можно выразить как отношение процентного содержания кислорода в воздухе, подаваемом для горения, к проценту использованной части кислорода, что дает кислородную формулу в виде:
α≈21/(21–О2).
где О2 – процентное содержание кислорода в продуктах сгорания; 21 – процентное содержание кислорода в воздухе. Формула справедлива при полном сгорании тл. и без учета влажности тл. инче вводятся поправки.
Вопрос № 56
Коэффициент избытка воздуха и методы его определения
В действительных условиях невозможно довести топливо до полного сгорания при теоретически необходимом объеме воздуха V0вследствие несовершенства перемешивания топлива с воздухом в большом топочном объеме за короткое время пребывания газов в нем (1—2 с). Поэтому для обеспечения достаточно полного сгорания топлива, удовлетворяющего экономическим показателям работы котлов, действительный объем воздуха всегда несколько больше теоретического. Отношение этих объемов называют коэффициентом избытка воздуха в продуктах сгорания:
α=Vв/V°.
Необходимый коэффициент избытка воздуха в топке αт зависит от сорта топлива, способа его сжигания и конструкции топочного устройства. Высокореакционное твердое топливо, отличающееся большим выходом летучих веществ, легче воспламеняется и быстрее сгорает, поэтому нуждается в меньшем избытке воздуха, чем топливо с малым выходом летучих. Эффективное перемешивание топлива с воздухом достигается в газовоздушных смесях, поэтому сжигание мазута и газового топлива требует наименьшего избытка воздуха. Разный избыток воздуха нужен при сжигании одного и того же топлива, но в разных топочных устройствах (например, в прямоточной или вихревой топочной камере), отличающихся эффективностью перемешивания.
Расчетный коэффициент αт устанавливается с учетом всех факторов согласно Нормам теплового расчета паровых котлов. Обычно его принимают для разных топлив в пределах:
При сжигании твердых топлив........1,15—1,25
При сжигании жидких топлив........1,03—1,1
При сжигании газовых топлив. ....... 1,05—1,1
â избытка воздуха дает экономию расхода энергии на привод тягодутьевых машин и á КПД котла, однако его â ниже расчетного значения αт ведет к быстрому á недожога топлива и â экономичности котла.
На электростанциях используют два метода определения этого показателя.
Основным является метод прямого определения остаточного кислорода в потоке дымовых газов кислородомером. Пересчет процентного содержания кислорода на значение избытка воздуха производят по кислородной формуле.
,
где О2 – процентное содержание кислорода в продуктах сгорания; 21 – процентное содержание кислорода в воздухе. Эта формула справедлива, если отсутствует Q3 – химический недожог и минимальная влажность;
Вторым достаточно широко применяемым методом определения избытка воздуха в продуктах сгорания является его расчет на основе нахождения процентного содержания сухих трехатомных газов RO2=CO2+SO2, где RO2=VRO2/Vс.г.*100.
,
где RO2 – текущий объем трехатомных газов; - объем трехатомных газов при α = 1, определяется на основе состава топлива. Справедлива формула при отсутствии Q3, точность зависит от точности определения
Надежность определения коэффициента избытка воздуха а этим методом зависит от того, насколько точно известно для данного топлива значение RО2max (поскольку на электростанцию топливо поступает не всегда постоянного состава), а также от тщательности выполнения анализа отбираемых дымовых газов на содержание RO2.
Азотная формула:
α=1/(1–79/21*О2/N2).
Вопрос № 57