Т е м а 3. Социальные институты
Социальный институт— это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые.
Функции социальных институтов:
• организуют человеческую деятельность, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни (школа, включает роли учителя и ученика). Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
двойной стандарт социальных отношений -угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Социальные институты определяют общество в целом.
Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах
Тема 4. Многовариантность общественного развития.
Типология обществ
Общественное развитие может носить реформистский
или революционный характер.
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Реформы:
Экономические - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.)
Социальные- преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
Политические - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.)
Следует признать, что и реформа, и революция ≪лечат≫ уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы ≪реформа —революция≫ на ≪реформа —инновация≫.
Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую ≪первичную≫ модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия ≪вторичная≫, или ≪догоняющая≫ модернизация. Она осуществляется в условиях существования ≪образца≫, например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации ≪универсальными≫ (западными) формами современности.
Классификации (типологии) общества:
1) дописъменные и письменные,
2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
4) развитые, развивающиеся, отсталые(в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
5)традиционное (доиндуетриальное), индустриальное, постиндустриальное (информационное)