Промышленное предприятие как объект производственного менеджмента: понятие, классификация, жизненный цикл и его внешнее окружение
Под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Основными признаками классификации предприятий являются:
По отраслевой принадлежности предприятия разделяются на сырьевые – предприятия группы «А» и перерабатывающие – предприятия группы «Б» (добыча, транспортировка и переработка нефти и газа и т. п.).
По степени формализации;
-формальные предприятия, имеющие четко поставленные цели, формализованную структуру, правила и цели (юридические лица, имеющие собственность в хозяйственном ведении или в оперативном управлении);
- неформальные предприятия, работающие без определенных целей, правил и структур, имеющие неформальные отношения между людьми.
По признаку формы собственности выделяют:
Индивидуальные и семейные предприятия, частные, государственные, муниципальные предприятия.
Индивидуальное предприятие является собственностью одного человека и создается исключительно его трудом.
Семейное предприятие - это собственность одной семьи и создано в результате труда только членов семьи.
Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения.
Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные.
По отношению к прибыли предприятия подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие, основной целью деятельности, которых является получение прибыли;
Некоммерческие, которые создаются для решения задач, не связанных с получением прибыли, в тех случаях, когда последняя имеет все-таки место, она не подлежит распределению между членами и участникам предприятия.
По организационно-правовым формам предприятия разделены на:
- юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (потребительские кооперативы, общественные религиозные организации, общественные движения, фонды, учреждения, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц, ассоциации крестьянских хозяйств и проч.);
- юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества, унитарные предприятия, крестьянские хозяйства и др.);
- организации без прав юридического лица (финансово-промышленные группы, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, индивидуальные предприниматели и др.).
По размерам или масштабам деятельности предприятия относятся к крупным, средним, малым. Параметрами, учитываемыми при отнесении, являются: численность персонала, объем продаж, размер уставного капитала.
В зависимости от используемых ресурсов предприятия делятся на:
- предприятия, использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие);
- предприятия, интенсивно использующие средства производства (фондоемкие);
- предприятия, интенсивно использующие материалы (материалоемкие).
На основании типа производственных процессов различают предприятия с массовым, серийным и единичным производством.
По степени специализации продукцииможно говорить о трех типах предприятий: универсальных, выпускающих разнообразную, не обязательно связанную друг с другом продукцию; специализированных, производящих однородные изделия (услуги); комбинатах, процесс изготовления продукции на которых состоит из отдельных переделов (этапов).
По степени механизации и автоматизации производственных процессов различаются автоматизированные предприятия, комплексно-механизированные, частично механизированные.
По признаку технической и технологической общности выделяют четыре типа предприятий:
-с непрерывным процессом производства (предприятие работает 24 часа в сутки, например сушильный цех);
-с дискретным (прерывным) процессом производства;
-с преобладанием механических процессов производства (предприятия мебельной, легкой промышленности);
-с преобладанием химических процессов производства (фармацевтическая, химическая отрасли промышленности).
В зависимости от времени работы в течение года выделяют предприятия сезонного действия и предприятия круглогодичного действия.
Предприятие, как субъект хозяйствования, в процессе функционирования проходит ряд стадий:
1.Стадия создания подразумевает регистрацию фирмы.
2. Стадия роста происходит в связи с расширением деятельности предприятия, товар уже занимает определенную позицию на рынке, нарабатывается клиентская база, выбирается свой сегмент рынка и проводятся мероприятия по обеспечению прибыльности.
3. Стадия зрелости или стабильности означает успешную работу на основе уже использованной технологии, форм и методов менеджмента и активного развития маркетинговой деятельности.
4. На стадии спада существуют различные варианты ее проявления. Происходит разработка плана по выходу из критического состояния, который может быть представлен слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием предприятия, вследствие чего меняется организационно-правовая форма компании.
Внешнее окружение предприятия это совокупность элементов, условий, факторов и сил, которые воздействуют на организацию извне, тем самым меняя ее поведение. Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие - это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации или средой задач. К ней относятся: поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду - представляет собой наиболее удаленный от собственно компании внешний слой элементов, которые так или иначе влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее текущие операции. Обычно выделяют четыре основных фактора макросреды: технологические, социокультурные, экономические и законодательно-правовые.