Перечень формируемых компетенций и этапы их формирования
2.1. Компетенции, закреплённые за производственной практикой Прохождение производственной практики направлено на формирование следующих компетенций:
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов |
ОК-6 | иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач | Знать: - современные геоинформаци-онные технологии; Уметь: - обрабатывать полученную в ходе исследований информацию с помощью ГИС-технологий; - работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; Владеть: - навыками использования программных средств. |
ОК-7 | обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношении | Знать: - основы педагогики и психологии для понимания особенностей межличностных отношений; Уметь: - применять теоретические знания на практике; Владеть: - базовыми знаниями основ психологии для понимания особенностей работы в коллективе |
ОК-13 | владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией | Знать: - основные методы и способы получения, хранения и переработки информации; Уметь: - анализировать полученную в ходе исследований информацию; Владеть: - навыками работы с компьютером как средством упарвления информацией. |
ПК-1 | обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию | Знать: - основные разделы математики; Уметь: - использовать базовые знания математики для обработки информации; Владеть: - математическим аппаратом экологических наук для обработки и анализа полевой и лабораторной информации. |
ПК-2 | обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации | Знать: - основные методы экологических исследований; Уметь: - обрабатывать полученную в ходе исследований информацию; - использовать теоретические знания на практике; Владеть: - методами отбора, обработки и анализа проб; - методами количественной обработки информации. |
ПК-3 | иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования | Знать: - основы геологии, географии, почвоведения; Уметь: - использовать теоретические знания на практике; Владеть: - практическими навыками при проведении исследований. |
ПК-6 | знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования | Знать: - основы природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду; Уметь: - использовать теоретические знания в области основ природопользования и охран окружающей среды на практике; - критически анализировать информацию в области экологии и природопользования Владеть: - методами анализа информации из различных источников. |
2.2. Уровни формирования компетенций:
Уровни | Описание показателей | |
Знать: Специальную терминологию | Продвинутый уровень | Свободно владеет терминологией из пройденных теоретических курсов |
Базовый уровень | Владеет терминологией, допускает незначительные ошибки, способен самостоятельно исправить неточности в терминологии | |
Пороговый уровень | Редко при ответе использует термины, подменяет одни понятия другими, не понимает разницы между понятиями | |
Знать: Теоретические основы изученных курсов | Продвинутый уровень | Демонстрирует прекрасное знание основ экологии, соединяя при ответе знания из различных дисциплин, добавляя пояснения, комментарии из нормативных документов экологического законодательства |
Базовый уровень | Хорошо владеет все содержанием, самостоятельно проводит анализ материала, формулирует выводы, но не всегда может делать это самостоятельно без помощи куратора практики | |
Пороговый уровень | Отвечает только на конкретный вопрос, соединяет знания из различных курсов по экологии, в основном при помощи наводящих вопросов куратора практики | |
Уметь: Иллюстрировать теоретический материал примерами из производственной практики | Продвинутый уровень | Отвечая на вопрос может быстро и безошибочно проиллюстрировать ответ собственными примерами из материалов прохождения производственной практики |
Базовый уровень | Может подобрать соответствующие примеры, чаще из имеющихся разработанных учебных материалов производственной практики | |
Пороговый уровень | С трудом может соотнести теорию и практические примеры из учебных материалов по практике, при меры не всегда правильные | |
Владеть: Дискурсивными умениями | Продвинутый уровень | Демонстрирует различные формы мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д. Владеет аргументацией, грамотной, лаконичной, доступной и понятной речью |
Базовый уровень | Присутствуют основные формы мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Хорошая аргументация, четкость и лаконичность ответов. | |
Пороговый уровень | Использует при ответе методы обобщения и сравнения. С трудом применяет некоторые формы мыслительной деятельности такие как синтез, интеграция, дифференциация и т.д. Слабая аргументация, нарушена логика при ответе, однообразные формы изложения мыслей. |
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость производственной практики составляет 14 недель. В период прохождения практики студент выполняет работу по индивидуальной тематике, включая анализ данных литературы по изучаемой проблеме; знакомится и осваивает комплекс основных методов научных, производственных исследований в области экологии; выполняет обработку и анализ полученных результатов (в зависимости от базы прохождения практики и индивидуального задания студента содержание данного раздела может варьировать).
Этапы практики | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов | Форма текущего контроля |
Подготовительный этап Обустройство на базе практики. Инструктаж по технике безопасности, ознакомление с местом проведения практики, разделение на рабочие звенья. Выдача и распределение оборудования. Ознакомление с целями и задачами практики и отчетностью. | Инструктаж по технике безопасности, составление графика прохождения практики | Контроль руководителя практики от организации |
Экспериментальный этап Предварительная обработка материала. Данные экспериментальных наблюдений анализируются, собранные образцы определяются сразу. Цифровой материал по возможности обрабатывается и анализируется сразу, чтобы при необходимости повторить эксперимент или наблюдения. | Проведение работы согласно графику прохождения практики на производственных предприятиях | Контроль руководителя практики от организации |
Заключительный этап Обработка материала: оформляется коллекционный материал и составляется сводный список, группируются и анализируются полученные данные, описания, выполняется статистическая обработка количественных показателей. Обработка позволяет сделать соответствующие выводы и рекомендации. Результаты оформляются в виде отчета. | Статистическая обработка и анализ данных | Контроль руководителя практики от организации |
Оформление индивидуального задания | Контроль научным руководителем | |
Оформление чернового варианта отчета | Контроль научным руководителем | |
Подготовка отчета по практике | Зачет |
Производственная практика организуется выпускающими кафедрами и проводится в сроки, предусмотренные учебным планом. Практика осуществляется на базах предприятий и организаций, с которыми заключены двухсторонние договоры о предоставлении баз практики между институтом и соответствующим учреждением. Выбор базы прохождения полевой практики осуществляется в соответствии с выбранной тематикой исследования. Руководитель практики: - выдает студентам задание на практику, - разъясняет ее программу и рекомендации по ее организации на местах, - права и обязанности студентов на период прохождения практики, - оказывает помощь в решении задач практики и подготовке материалов отчета о практике. Индивидуальные задания на производственную практику выдаются научным руководителем. Настоящая программа рекомендует широкий круг заданий, которые в той или иной мере должны быть выполнены в ходе практики с использованием разнообразных объектов. Выбор объектов и доминирующих разделов программы производится по усмотрению преподавателя в зависимости от направления его научно-исследовательской работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Обязанности и права студента в период практики
При прохождении практики студент обязаны:
1) полностью, качественно и в установленные сроки выполнять работы, предусмотренные программой практики и индивидуальными заданиями;
2) подчинятся действующим в организации правилам внутреннего распорядка;
3) вести дневник, в котором систематически делать записи о выполненной работе;
4) регулярно (не реже одного раза в неделю) информировать руководителя практики от института о проделанной работе, предоставлять ему для контроля и подписи дневник практики;
5) предоставить на кафедру отчет о практике вместе с дневником и отзывом-характеристикой руководителя практики со стороны организации и защитить отчет в установленные кафедрой сроки.
В период прохождения практики студенты обязаны:
· соблюдать правила техники безопасности, обращения с приборами в соответствии с действующими инструкциями;
· подчиняться действующим в данном учреждении правилам внутреннего распорядка;
· добросовестно выполнять задания, предусмотренные программой практики;
· поддерживать в лаборатории и на рабочих местах требуемый порядок.
Руководители практики обязаны:
· ознакомить студентов со сроками прохождения практики, формой отчетности и другими организационными положениями;
· правильно организовать работу студентов;
· следить за дисциплиной и прохождением практики;
· проводить консультации по методике выполнения индивидуальных заданий и оформлению полученных результатов;
· анализировать результаты прохождения практики и готовить соответствующие рекомендации.
Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляются на практику повторно. В случае необходимости и при желании студентов руководители организаций могут использовать студентов-практикантов на штатных должностях с выплатой им заработной платы.