Цели и задачи экономической практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению заданий по экономической практике

для студентов специальности 080507

«Менеджмент организации»

и направления 080700 «Менеджмент»

Ижевск 2008

УДК 658.1. (07)

Рецензент канд. экон. наук, доц. Шаталова О.М.

Составитель ст. преподаватель Васильева К.А..

Методические указания для выполнения заданий по экономической практике студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» и направления 080500 «Менеджмент организации». – Ижевск, Изд-во ИжГТУ, 2008.

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры

© Васильева К.А., составление, 2008

© Издательство ИжГТУ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………………………4

2 СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА ПО ПРАКТИКЕ…………………………………..4

3 КОММЕНТАРИИ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ОТЧЁТА………………5

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….. 10

Цели и задачи экономической практики

Целью экономической практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в университете, закрепление навыков работы с научной и специальной литературой; приобретение практических навыков в области экономики и менеджмента, подготовка студентов к самостоятельной работе на предприятии в соответствии с квалификационной характеристикой направления 080500 «Менеджмент организации».

В процессе прохождения экономической практики студенты обязаны решить следующие основные задачи:

Ознакомиться:

- с организацией предприятия, его структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами;

- с внутренними нормативными документами, организацией работы планово-экономических, финансовых, маркетинговых, производственных подразделений, службы управления персоналом;

- с экономическими аспектами деятельности предприятия.

Изучить:

- взаимосвязанность основных показателей деятельности предприятия;

- содержание экономического обоснования управленческих решений на предприятии, а также необходимые для этой работы источники экономической информации;

- уровень автоматизации управления предприятием.

При изучении различных сторон деятельности предприятия необходимо использовать материалы отделов и служб предприятия.

Место прохождения практики устанавливается по согласованию с руководителем практики от кафедры «Менеджмент». Он же принимает отчеты по практике с проставлением оценки в зачетной книжке студента. Срок прохождения практики – 2 недели в соответствии с учебным графиком.

Содержание отчёта по практике

Для систематизации и представления собранного и изученного материала студентом оформляется отчет по практике в виде текстового описания, таблиц, рисунков в компьютерном или рукописном варианте на листах формата А 4.

Отчет должен включать титульный лист (приложение А), содержание и следующие разделы:

Введение

1 Общая характеристика организации

1.1 Основные сведения об организации

1.2 История создания

1.3 Местоположение организации

1.4 Цели организации

2 Виды деятельности организации

3 Анализ организационной структуры

3.1 Организационно-управленческая структура организации

3.2 Описание производственного деления организации

3.3 Описание производственного процесса

3.4 Сведения об автоматизации систем управления предприятием

4 Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности организации

4.1 Основные показатели деятельности организации

4.2 Анализ ресурсов организации

5 Заключение

Комментарии к содержанию разделов отчёта

По практике

Вовведениинеобходимо указать объект практики, цели и основные задачи.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

В этом разделе необходимо рассмотреть следующие подразделы:

Основные сведения об организации

Основные сведения об организации включают:

- полное и сокращённое наименование организации, дату регистрации, юридический и почтовый адреса;

- организационно-правовую форму, её особенности;

- размер уставного капитала, учредителей организации;

- цели организации согласно Уставу;

- наличие филиалов, дочерних обществ.

История создания

Описывается история организации с момента создания по настоящий день, в т.ч. дата начала деятельности, виды деятельности, произошедшие за весь период преобразования (реструктуризации, направления диверсификации и т.п.).

Местоположение организации

Описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения организации с учётом следующих факторов: доступность рабочей силы, близость к потребителям (заказчикам), источникам сырья (поставщикам), транспортные условия, цена аренды земли, стоимость энергоресурсов, конкуренция и т.д. Как данные факторы влияют на выручку, себестоимость и прибыль.

2 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

В разделеследует привести:

• описание основных видов деятельности (товаров, работ, услуг), их назначение, отличительные особенности товара;

• товарную структуру организации, анализ ее динамики за 3 года.

Данные необходимо оформить в виде таблицы 1.

Таблица 1 – Динамика структуры отдельных видов деятельности организации за …. гг.

Виды деятельности Удельный вес в объеме реализации, %
200_ 200_ 200_
       

Данные также можно представить в виде диаграммы.

3 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

В данном разделе необходимо рассмотреть следующие подразделы:

Анализ ресурсов организации

В экономике предприятия рассматривается три формы производственных ресурсов:

1) кадры;

2) материальные ресурсы;

3) основные фонды.

Трудовые ресурсы являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества подбора и эффективности использования которого во многом зависят результаты производственной деятельности предприятия. На уровне отдельного предприятия вместо термина "трудовые, ресурсы" чаще используют термины "кадры" и "персонал".

Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия. В зависимости от выполняемых ими функций кадры предприятия делятся на следующие категории:

1) Рабочие, в т.ч. основные и вспомогательные;

2) Служащие, в т.ч. руководители, специалисты, технические исполнители.

Для характеристики кадров необходимо исследовать количественный и качественный состав персонала. Анализ проводится на основании данных отдела кадров организации.

Необходимо проанализировать структуру персонала организации:

- по категориям;

- по уровню квалификации;

- по уровню образования;

- по профессиям;

- по трудовому стажу.

Данные представить в табличной форме и в виде диаграмм.

Например, анализ структуры кадров по категориям рекомендуется провести в форме таблицы …

Таблица 3 - Анализ кадрового состава

Категории кадров 200_ 200_
Численность, чел. % Численность, чел. %
Рабочие        
в т.ч. основные        
вспомогательные        
Служащие        
в т.ч. руководители        
специалисты        
технические исполнители        
Всего        

Материальные ресурсы - совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.

Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты»

При анализе материальных ресурсов исследуют:

- производственные запасы;

- материальные затраты.

Анализ производственных запасов возможно провести по данным бухгалтерского баланса. При этом рекомендуется использовать следующую таблицу (табл.4).

Таблица 4 – Анализ состояния материальных запасов

Показатели 200_ 200_
тыс.руб. % тыс.руб. %
Запасы, всего    
в том числе:        
сырье, материалы и другие аналогичные ценности        
животные на выращивании и откорме        
затраты в незавершенном производстве        
готовая продукция и товары для перепродажи        
товары отгруженные        
расходы будущих периодов        
прочие запасы и затраты        

По данным таблицы следует сделать выводы о составе и структуре производственных запасов за несколько предшествующих периодов.

Анализ объема расхода материальных ресурсов (материальных затрат) можно провести в форме таблицы 5, оценив данные о сумме материальных затрат и их доле в себестоимости продукции, работ, услуг.

Таблица 5 – Анализ материальных затрат, тыс.руб.

Показатели 200_ 200_
1.Материальные затраты    
2. Затраты на производство, всего    
3. Материалоемкость производства (стр.1/стр.2)    

Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.

Основные средства – это основные фонды, выраженные в стоимостном измерении.

К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, жилища, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочиё скот, многолетние насаждения и другие виды материальных основных фондов (Общероссийский Классификатор основных фондов ОК 013-94).

В отчёте необходимо привести данные о составе и структуре основных фондов предприятия в табличной форме (табл.6).

Таблица 6 – Состав и структура основных фондов

Показатели 200_ 200_
тыс.руб. % тыс.руб. %
1. Нематериальные основные фонды (нематериальные активы)        
1.1.Объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной собственности)        
в том числе:        
- у патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель        
- у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных        
- у правообладателя на топологии интегральных микросхем        
- у владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров        
- у патентообладателя на селекционные достижения        
- Организационные расходы        
- Деловая репутация организации        
- Прочие        
2. Материальные основные фонды (основные средства)        
- Здания        
- Сооружения и передаточные устройства        
- Машины и оборудование        
- Транспорные средства        
Производственный и хозяйственный инвентарь        
Рабочий скот        
Продуктивный скот        
Многолетние насаждения        
- Другие виды основных средств        
- Земельные участки и объекты природопользования        
- Капитальные вложения на коренное улучшение земель        

Заключение должно содержать краткий обзор сущности работы и главные выводы, сделанные автором.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению заданий по экономической практике

для студентов специальности 080507

«Менеджмент организации»

и направления 080700 «Менеджмент»

Ижевск 2008

УДК 658.1. (07)

Рецензент канд. экон. наук, доц. Шаталова О.М.

Составитель ст. преподаватель Васильева К.А..

Методические указания для выполнения заданий по экономической практике студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» и направления 080500 «Менеджмент организации». – Ижевск, Изд-во ИжГТУ, 2008.

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры

© Васильева К.А., составление, 2008

© Издательство ИжГТУ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………………………4

2 СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА ПО ПРАКТИКЕ…………………………………..4

3 КОММЕНТАРИИ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ОТЧЁТА………………5

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….. 10

Цели и задачи экономической практики

Целью экономической практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в университете, закрепление навыков работы с научной и специальной литературой; приобретение практических навыков в области экономики и менеджмента, подготовка студентов к самостоятельной работе на предприятии в соответствии с квалификационной характеристикой направления 080500 «Менеджмент организации».

В процессе прохождения экономической практики студенты обязаны решить следующие основные задачи:

Ознакомиться:

- с организацией предприятия, его структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами;

- с внутренними нормативными документами, организацией работы планово-экономических, финансовых, маркетинговых, производственных подразделений, службы управления персоналом;

- с экономическими аспектами деятельности предприятия.

Изучить:

- взаимосвязанность основных показателей деятельности предприятия;

- содержание экономического обоснования управленческих решений на предприятии, а также необходимые для этой работы источники экономической информации;

- уровень автоматизации управления предприятием.

При изучении различных сторон деятельности предприятия необходимо использовать материалы отделов и служб предприятия.

Место прохождения практики устанавливается по согласованию с руководителем практики от кафедры «Менеджмент». Он же принимает отчеты по практике с проставлением оценки в зачетной книжке студента. Срок прохождения практики – 2 недели в соответствии с учебным графиком.

Содержание отчёта по практике

Для систематизации и представления собранного и изученного материала студентом оформляется отчет по практике в виде текстового описания, таблиц, рисунков в компьютерном или рукописном варианте на листах формата А 4.

Отчет должен включать титульный лист (приложение А), содержание и следующие разделы:

Введение

1 Общая характеристика организации

1.1 Основные сведения об организации

1.2 История создания

1.3 Местоположение организации

1.4 Цели организации

2 Виды деятельности организации

3 Анализ организационной структуры

3.1 Организационно-управленческая структура организации

3.2 Описание производственного деления организации

3.3 Описание производственного процесса

3.4 Сведения об автоматизации систем управления предприятием

4 Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности организации

4.1 Основные показатели деятельности организации

4.2 Анализ ресурсов организации

5 Заключение

Наши рекомендации