Факторы, определяющие уровень и динамику
РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Способность человека к целесообразной деятельности может оцениваться тремя основными характеристиками: дееспособностью, трудоспособностью, работоспособностью.
Дееспособность – это способность самостоятельно осуществлять различные формы целесообразной деятельности.
Трудоспособность – это состояние здоровья, позволяющее человеку выполнять работу определенного объема и качества. По существу, дееспособность и трудоспособность характеризуют потенциальные возможности человека к достижению цели деятельности. При реализации этой цели в процессе труда человек выполняет конкретные действия в конкретных условиях, испытывая конкретные физические и нервные нагрузки в течение определенного времени. Здесь основной характеристикой выступает работоспособность.
Работоспособностью называют способность человеческого организма изменять течение физиологических и психических функций и в соответствии с этим выполнять определенную деятельность с требуемым качеством в течение некоторого периода времени.
С физиологической точки зрения работоспособность можно определить как способность той или иной функционирующей единицы организма (клетки, железы, мышцы) к преобразованию одного вида энергии в другой.
Работоспособность человека является физиологической основой производительности труда, а обеспечение высокой устойчивой работоспособности – одно из важнейших направлений повышения производительности. Исследованиями НИИ труда установлено, что к факторам, определяющим изменение работоспособности в процессе трудовой деятельности, относятся следующие:
– физические усилия (перемещение грузов, поддержание тяжестей, нажатие на предмет труда и органы управления);
– нервное напряжение (сложность расчетов, особые требования к качеству работ, сложность управления оборудованием, опасность для жизни и здоровья, особая точность работ);
– темп работы (количество трудовых движений в единицу времени);
– рабочее положение (положение тела человека и его органов – удобное, ограниченное, неудобное, неудобно-стесненное, очень неудобное);
– монотонность работы (многократное повторение однообразных кратковременных операций, действий, циклов);
– температура, влажность, тепловое излучение в рабочей зоне;
– загрязненность воздуха (наличие и качество примесей в 1 м3 воздуха рабочей зоны);
– производственный шум (наличие, частота, сила звука);
– вибрация, вращение, толчки;
– освещенность в рабочей зоне.
Среди факторов, определяющих изменение работоспособности в процессе трудовой деятельности можно выделить те, которые связаны с содержанием деятельности и те, которые определяются внешними условиями ее осуществления. Первые определяют расходование энергии на осуществление рабочих действий, вторые – расход энергии на поддержание жизнедеятельности организма и сопротивление негативным воздействиям со стороны внешней среды.
Общая классификация факторов, формирующих и уровень и динамику работоспособности, приведена на рис.8.
Существуют некоторые общие закономерности колебания работоспособности в течение смены, суток, недели, года.
Динамика работоспособности на протяжении рабочей смены характеризуется наличием ряда выраженных фаз (рис.7) [7].
I. Дорабочее состояние или «оперативный покой». Эта фаза характеризуется большей или меньшей степенью готовности организма к труду.
II. Фаза врабатывания (или фаза гиперкомпенсации).В это время идет постепенное вхождение в конкретную производительную работу. Во время фазы врабатывания организм еще не вполне адекватно реагирует на структуру и величину рабочих нагрузок: реакция как бы гипертрофизирована, сила ее больше, чем это необходимо. В связи с этим фазу врабатывания называют иногда фазой гиперкомпенсации.
III. Фаза устойчивой работоспособности на высоком уровне (или фаза компенсации). Физиологические функции достигают устойчивого и постоянного уровня. Для этой фазы характерны ритмичность, координированность движений, высокая выработка и качество работы.
IV. Фаза снижения работоспособности в результате развивающегося утомления (или фаза субкомпенсации). Рефлексы замедляются, снижается внимание, растет количество лишних движений и число ошибок, ухудшаются технико-экономические показатели.
| |||||
Во второй половине смены для динамики работоспособности характерны те же фазы с небольшими изменениями. Поскольку перерыв в работе меньше, чем между сменами, фаза врабатывания начинается с более высокого уровня и короче по продолжительности. В связи с накопившимся утомлением фаза устойчивой работоспособности менее продолжительная и уровень ее ниже. Утомление развивается быстрее, падение работоспособности выражено более ярко. Иногда в конце смены может возникать специфическое состояние – «фаза конечного порыва» V.
Это срочная мобилизация дополнительных резервных сил организма через мотивационную, волевую сферу, обусловленная либо необходимостью во что бы то ни стало закончить работу, либо связанными с окончанием рабочего дня положительными эмоциями.
Работоспособность колеблется и по дням недели, в целом повторяя сменную кривую. В первый день она относительно низкая (врабатывание), в течение второго-четвертого дней находится на высоком устойчивом уровне, для пятого и шестого дня характерно снижение работоспособности.
Специалисты отмечают и сезонные колебания работоспособности: более высокий ее уровень в период конца весны – начала осени и существенное снижение в зимние месяцы.
В задачу проектирования системы «человек – техника – среда» и совершенствования организации труда входит создание условий для «выравнивания кривой работоспособности», т.е. повышения ее максимального уровня и увеличения доли фазы устойчивой работоспособности в сменном времени. Это достигается путем совершенствования всех факторов, влияющих на исходный уровень и динамику работоспособности: укрепление здоровья работников и профилактика заболеваний; повышение квалификации; создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; эргономическое обоснование приемов и методов труда, организации рабочего места и его оснащения; улучшения условий труда и повышения его содержательности; внедрение рациональных режимов труда и отдыха.
Ранее была рассмотрена оценка влияния изменения уровня работоспособности R на производительность труда (см. формулу (5)). Несколько иначе оценивается влияние на производительность изменения доли фазы устойчивой работоспособности в сменном фонде времени [3]:
, (9)
где – прирост производительности труда в процентах при изменении доли фазы устойчивой работоспособности; УРд и УРп – доля фазы устойчивой работоспособности в сменном фонде времени до и после внедрения некоторого мероприятия соответственно; 0,2 – эмпирический коэффициент, характеризующий связь между повышением работоспособности и ростом производительности труда.
Так, если в результате внедрения нового режима труда и отдыха доля фазы устойчивой работоспособности возросла с 0,4 до 0,65 сменного времени, прирост производительности труда составит:
.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ТРУДА И ПРОИЗВОДНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДО И ПОСЛЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭРГОНОМИКЕ И ОХРАНЕ ТРУДА
Рассмотрим конкретный пример решения задачи количественной оценки условий Uу, тяжести труда Uт, а также производных показателей до и после внедрения мероприятий по эргономике и охране труда.
Пример. В результате мероприятий по эргономике и охране труда температура воздуха на рабочем месте в холодный период года в помещении повысилась с 10 до 18о С, скорость движения воздуха в холодный период года уменьшилась с 0,8 до 0,1 м/с, уровень шума снизился с 98 до 90 дБ, число важнейших объектов наблюдений уменьшилось с 21 до 4 при работе во вторую половину смены. Требуется определить:
1. Интегральную оценку условий и тяжести труда до и после внедрения мероприятий с учетом коррекции условий труда по фактору изменения числа важнейших объектов наблюдений.
2. Степень утомления, а также уровень работоспособности до и после внедрения мероприятий.
3. Прирост производительности труда в результате проведенных мероприятий.
4. Динамику изменения производственного травматизма в этих условиях при обслуживании автоматизированных линий в течение смены.
ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
1. По условиям задачи и данным табл.3 проводится оценка условий труда в баллах до и после внедрения мероприятий. Результаты оценки целесообразно привести в виде таблицы:
Факторы | Оценка факторов в баллах | |
До внедрения мероприятий | После внедрения мероприятий | |
Санитарно-гигиенические: температура воздуха на рабочем месте скорость движения воздуха уровень шума Психологический: величина нервно-психической нагрузки | 1 (Хкор=2) |
2. Определяется интегральная оценка условий (тяжести) труда до Uтд и после Uтп внедрения мероприятий по формуле (1).
2.1. До внедрения мероприятий:
.
2.2. Проводится корректировка оценки условий труда по фактору изменения числа важнейших объектов наблюдений.
Поскольку в 1-ю половину смены оценка изменений числа важнейших объектов равна 3, а во 2-ю половину смены – 1 баллу, то скорректированная оценка этого фактора в соответствии с формулой (2) равна:
.
Тогда, в соответствии с формулой (1), получим
.
3. Определение степени утомления по формуле (3) до Уд и после Уп внедрения мероприятий:
.
4. Определение уровня работоспособности по формуле (4) до Rд и после Rп внедрения мероприятий:
Rд = 100 – Уд = 36,72.
Rп = 100 – Уп = 64,53.
5. Прирост производительности труда от изменения уровня работоспособности в соответствии с формулой (5) составит
=15,15 %.
6. Прогнозирование изменения производственного травматизма при обслуживании автоматизированных линий в течение смены.
6.1. Проектируемое оборудование предназначено для использования его в рациональных условиях среды при , что соответствует первой категории тяжести труда (j = 1) и величине роста производственного травматизма равного единице (Y1 =1,0).
6.2. В реальных условиях эксплуатации до внедрения мероприятий возможен рост травматизма в 3,81 раза из-за 5-й категории тяжести труда:
.
6.3. После внедрения мероприятий категория тяжести труда снизится до 3-й (Uт 3 = 38,3), что соответствует росту травматизма в 1,69 раза по сравнению с рациональными (проектируемыми) условиями труда:
.
Следует отметить, что рассматриваемый пример объединяет учет «человеческого фактора» с позиций эргономики, охраны труда и экономики. Варианты содержания подобных задач могут быть различными и предоставляются студентам в качестве упражнений на практических занятиях по дисциплине «Эргономика и основы дизайна».
Ниже представлены задачи подобные рассмотренному примеру, решение которых в соответствии с заданным вариантом (табл.6) позволит студентам приобрести необходимые практические навыки.
Таблица 6
Варианты задач
Начальная буква фамилии | Последняя цифра шифра зачетной книжки | |||||||||
А, К, У | ||||||||||
Б, Л, Ф | ||||||||||
В, М, Х | ||||||||||
Г, Н, Ц | ||||||||||
Д, О, Ч | ||||||||||
Е, П, Ш | ||||||||||
Ж, Р, Щ | ||||||||||
З, С, Ю | ||||||||||
И, Я | ||||||||||
Т, Э |