Лекция 8. Аудиторская деятельность и ее правовые основы.
1. Понятие аудита и предпосылки создания аудиторских служб.
2. Внутренний и внешний аудит.
3. Нормативные акты об аудиторской деятельности.
4. Принцип независимости в аудите.
5. Основные этапы аудиторской проверки.
6. Аудит трудовых отношений.
1. Еще 3-4 года назад аудиторские фирмы были в новинку. Хотя он был необходим для деятельности предприятий в рыночных целях.
Аудит рассматривается по разному. Раньше многие специалисты отождествляли аудиторскую деятельность с проверкой отчетности негосударственных структур. Они были не правы. Другие отождествляли аудит с бухгалтерской деятельностью. Это тоже не верно. Третьи подчеркивали основные аспекты аудита – конфиденциальность, независимость, платность. На самом деле суть в другом.
Аудит – (пер.) счетовод, контролер.
В условиях плановой экономики необходимости в аудите не было. Не было необходимости в независимом контроле. Контроль был ведомственным (осуществлялся по линии отраслевых министерств) и вневедомственный. В состав этой группы контролеров включались: бухгалтер, сотрудники штатных служб,специалисты по труду для оценки организации труда, норм по труду, технологи и сотрудники службы контролеров. Вневедомственный контроль осуществлялся территориальными контрольными службами (КРУ – контрольно-ревизионное управление).
В условиях рыночной экономики возникла ситуация, когда достоверность учета, отчетности стала необходима государству, администрации предприятия, владельцам акций.
Предпосылки создания аудиторских групп в РФ:
1) изменение структуры управления, ликвидация отраслевых министерств, систем ведомственного контроля
2) произошед процесс разгосударствления экономики. В условиях рынка, реально выраженной конкуренции вмешательство государственных органов в финансовую деятельность предприятий ограничено; а собственники, акционеры заинтересованы в достоверности учета и эффективности хозяйственной деятельности. Для них важно иметь достоверные данные и убедить в их достоверности государство и третьих лиц. Доказать достоверность данных может какая-то независимая экспертиза – это аудитор.
Аудит – это контроль и подтверждение достоверности финансовых отчетов предприятий, банков, страховых компаний и др. организаций.
2.Внутренний аудит осуществляется самим предприятием. Его основные задачи:
Ø осуществление внутреннего контроля за формированием затрат, как правило, по месту их возникновения
Ø выявление отклонений от смет нормативов. Установление причин отклонений. Выявление резервов обеспечения необходимой информацией руководства фирмы или предприятия для выработки управленческих решений
В отличие от внутреннего внешний аудит всегда осуществляется аудиторскими фирмами на основе договора. Цель та же . заказчиками внешнего аудита могут быть:
Ø государственные органы, когда требование аудита установлены в законодательном порядке
Ø собственники предприятия (акционеры, инвесторы)
Ø банки и др. кредитные учреждения, которые нуждаются в подтверждении платежеспособности предприятия.
Различают три вида аудиторских проверок в зависимости от объема, глубины изучения информации:
1. Аудит финансовых отчетов. Подтверждение правильности и соответствия их нормам политики бухучета, в соответствии формам отчетности.
2. Аудит на соответствие основным требованиям. Более глубокое изучение финансовых отчетов. Одна из главных задач – проверка деятельности предприятия на соответствие его уставу. Подтвердить правильность начисления средств на оплату труда или др. выплат , обоснованность списания затрат на себестоимость продукции…
3. Аудит хозяйственной деятельности. Всесторонний анализ производственной и финансовой деятельности (маркетинг, инвестиции и др.).
Выполняются по требованию собственников, учредителей, сторонних организаций.
3 Главный нормативный акт – Указ Президента РФ №2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» то 22 декабря 1993 года. Этим указом были введены новые правила и до настоящего времени это есть нормативная основа аудита в нашем государстве и основа регулятора рыночной экономики. Именно этим указом был устранен волюнтаризм. Были определены сроки будущих решений о порядке проведения аудита, о лицензировании, об аттестации и должны быть определены критерии (система показателей, сроки, регламент).
Для подготовки решений была создана комиссия при Президенте РФ. Председатели? основных ведомств и министерств, а также в полном составе Координационный Совет по аудиторской деятельности.
Состав Совета: председатели независимых аудиторских организаций, председатели коллегий аудиторов и ассоциаций бухгалтеров, аудиторских палат.
Гранды – мощные аудиторские фирмы.
Стержень рыночной экономики – собственность. Именно доверяя аудиту предприятия принимают решения для размещения своих капиталов для дальнейшего их наращивания.
Инвеситрование капитала должно быть разумным. Практика цивилизованного аудита показывает необходимость использования ? групп нормативных документов:
1) закон об аудиторской деятельности
2) аудиторские стандарты
Именно аудиторские стандарты дают возможность осуществлять принципы работы аудиторов, содержание работы, порядок составления заключения и другие виды деятельности.
Всего утверждено 36 аудиторских стандартов:
1) Профессиональный кодекс аудитора. Он определяет требования к объективности, к конфиденциальности и др. Профессиональный кодекс аудиторов был принят в августе 1997 года.
2) Стандарты, в которых определяются порядок аттестации аудиторов: кто допускается (высшее образование, три года работы по специальности), кто аттестует аудитора (учебный центр, финакадемия) кто выдает аттестаты аудиторам (спецкомиссия), порядок регистрации аудиторских фирм (должны иметь лицензию).
Санкции: за незаконную деятельность аудиторская фирма будет наказана:
- штрафом 500-10000 МРОТ
- изъятие дохода
- лишение аудиторской фирмы юридического лица
За уклонение от аудиторской проверки могут применятся штрафные санкции – от 100-500 МРОТ, к руководителю предприятия – 50-100 МРОТ.
Обязательный аудит назначен с 1994 года.