Показания сигналов (входных, выходных, проходных, маневровых)
Входными светофорами подаются сигналы:
1 зеленый – Разрешается поезду следовать на ст. по главному пути с установленной скоростью, следующий светофор открыт;
1 желтый мигающий – Разрешается поезду следовать на ст. по главному пути с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью;
1 желтый – Разрешается следовать на ст. по главному пути с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт;
2 желтых, из них верхний мигающий– Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь, следующий светофор открыт;
2 желтых – Разрешается поезду следовать на ст. с уменьшенной скоростью на боковой путь и готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.
1 красный – Стой! Запрещается проезжать сигнал.
Выходные светофоры:
1 зеленый – Разрешается отпр. со ст. и следов. с установленной скоростью, впереди свободны 2 или более блок-участка.
1 желтый – Разрешается отправиться со станции и следовать с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт
2 желтых, верхний мигающий – Разрешается отправиться со станции, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.
2 желтых −Разрешается отправиться со станции, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор закрыт.
1 красный – Стой! Запрещается проезжать сигнал
Проходные светофоры:
1 зеленый – Разрешается движение с установленной скоростью, впереди свободны 2 или более блок-участка.
1 желтый – Разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт;
1 красный – Стой! Запрещается проезжать сигнал.
Маневровые локомотивы:
1 лунно-белый – разрешается производить маневры;
1 синий - запрещается производить маневры.
2 лунно-белых огня – разрешается производить маневры, путь, огражденный этим светофором, свободен.(на станциях с ЭЦ стрелок и сигналов)
Мотивы в трудовой деятельности и их влияние на безопасность труда, движение поездов и маневровой работы.
Термин "мотив" происходит от слов:• movere (лат.) – приводить в движение, толкать:
• motif(фр.) – побуждение. В общем, под мотивом следует понимать то объективное, ради чего совершается деятельность. Пять основных видов:
Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда.
Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается и материальная выгода, и социальная выгода.
Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более лёгкий способ выполнения задания, при котором требуются меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение. Мотив удовлетворённости проявляется в получении удовольствия от результата в процессе труда. Мотив нивелирования проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действий принят в данной рабочей группе – в стремлении быть не хуже других.
Если исполнитель недостаточно чётко представляет опасность своего труда, а поэтому он недостаточно ясно осознаёт пользу средств защиты и правил безопасности, то сила его мотивации к использованию этих средств и выполнению правил будет невысокой.
Понятие так называемогоградиента цели, которое означает, что с приближением цели усиливается сила к её достижению, или при реальных по силе соперничающих мотивах побеждает тот, который быстрее реализуется.
Рисунок 2 – Изменение силы мотиваций по мере приближения к цели и мотивации к избеганию неудач
сила мотива получения выгоды с приближением к цели довольно быстро линейно возрастает, сила же мотива избежание опасности вначале растёт очень незначительно и только перед самой целью резко увеличивается, поскольку людям свойственно вероятность желательных событий преувеличивать, поэтому вероятность реализации опасности воспринимается меньше, чем на самом деле.
Мотивацию (выгоды) делят на две категории:
отрицательное стимулирование и положительная стимуляция.
На силу мотива оказывает влияние и навык:сильный мотив способствует становлению навыка, а устанавливающийся навык в ещё большей мере усиливает этот мотив.
54. Причины ошибок человека-оператора и классификация ошибок.
Первая известная классификация ошибок была предложена Аристотелем в книге «Аналитика». Он разделил все человеческие ошибки на два обширных класса: ошибки в речи и ошибки в мышлении. К первому классу относятся так называемые «ошибки действия», а ко второму – логические ошибки.
Интересна классификация ошибок, предложенная шотландцем Александром Бэном.
- заблуждения от нетерпения, вызванного длительным состоянием готовности к действию или поспешностью из-за недостатка времени;
- заблуждения от удовольствия;
- заблуждения под влиянием чувств, когда волнение или иные страсти мешают рассудку;
- заблуждения под влиянием привычек.
Классификация ошибок, предложенная в 1947 году инженерными психологами П Фиттсом и Р. Джонсом:
1. Ошибки подмены (в осуществлении управляющих воздействий) – когда вместо требуемого управляющего действия выполнялось другое действие, нарушалась требуемая последовательность действий или оператор вообще не считал нужным совершить какое-либо действие.
2. Ошибки перепутывания направления.
3. Ошибки памяти – забывание выполнить требуемые действия или проверки в нужный момент.
4. Ошибки недостатка внимания – как в сфере восприятия сигналов (необнаружение), так и в сфере выполнения управляющих действий.
5. Ошибки из-за неспособности выполнить требуемое воздействие по причине сильной растерянности, оцепенения, испуга.
Ещё одна классификация ошибок в связи с процессом операторской деятельности и её составляющими (Дж. Альтман):
§ ошибки, порождаемые выполняемой работой;
§ ошибки, связанные с её коррекцией;
§ ошибки вызванные окружением;
§ ошибки из-за личных особенностей оператора.