Перечислите факторы, влияющие на степень поражения человека электрическим током.

К факторам, влияющим на тяжесть поражения электрическим током, относят:

1. величину тока (чем выше величина тока, тем тяжелее последствия, опасные величины: I=0,1А, опасное напряжение при пост токе 120в, при переменном токе 50в.);

2. род тока (переменный ток опаснее для человека, так как при меньших величинах вызывает более тяжелые последствия, чем постоянный ток, воздействие переменного тока 40в. Эквивалентно воздействию постоянного 120в.);

3. частота тока (с ростом частоты тока величина допустимого тока, тока не вызывающего поражения, тоже растет, наиболее опасно промышленная частота тока 50 Гц);

4. путь прохождения тока по телу человека (чем больше жизненно важных органов подвергается воздействию тока, тем опаснее исход);

5. длительность протекания тока по телу человека (чем дольше ток протекает по телу человека, тем тяжелее поражение);

6. сопротивление тела человека;

7. окружающая среда.

23. Назовите требования безопасности в пути следования подвижного состава.

Во время движения следить за показаниями приборов, сигналами, состоянием пути, при приближении к работающим на путях, пассажирским платформам, кривым, тоннелям - подать звуковой сигнал.

На перегоне в темное время суток необходимо при приближении встречного поезда переключить прожектор в положение «тусклый свет» на таком расстоянии, чтобы не ослепить л.б. встречного поезда а после проследования локомотива встречного поезда переключиться в положение «яркий свет» для осмотра вагонов встречного поезда. При проследовании встречного поезда необходимо внимательно следить за состоянием встречного поезда.

На время проследования встречного поезда помощник машиниста должен отойти к рабочему месту машиниста

Запрещается:

· высовываться из боковых окон за пределы эркера;

· открывать входные наружные двери и высовываться из них;

· находиться на лестницах (подножках, площадках) и других наружных частях;

· сходить с локомотива при его движении. Сход с локомотива разрешается только при полной остановке, лицом к локомотиву, держась обеими руками за поручни. Перед спуском с локомотива необходимо убедиться в том, что под ногами не окажется посторонних предметов, устройств СЦБ, что по смежному пути не движется подвижной состав. В темное время года место схода для лучшего осмотра необходимо осветить ручным фонарем.

При остановке для осмотра локомотива или его ремонта необходимо помнить, что экипажная часть может осматриваться только после окончания набегания и оттяжки вагонов. При остановке на уклоне или подъеме необходимо сначала затормозить поезд, а затем приступать к работе. В темное время суток при работе снаружи необходимо для освещения места работ использовать переносные светильники или аккумуляторные фонари.

Работы по соединению и разъединению пневматических рукавов, межлокомотивных, межсекционных и межвагонных соединений цепей управления и отопления, проверку сцепления автосцепок проводить только при заторможенном локомотиве и опущенном токоприемнике. Разъединять рукава тормозной магистрали можно только после перекрытия концевых кранов. При продувке тормозной магистрали головку соединительного рукава удерживать рукой у колена.

Запрещается при поднятом токоприемнике снимать щиты, кожухи и другие ограждения, открывать двери аппаратных шкафов.

Требования безопасности при необходимости захода в высоковольтную камеру электровоза.

3.2.38. При необходимости захода в высоковольтную камеру для устранения неисправности локомотива,машинист должен внести запись в 6 раздел бланка маршрута о выполнении всех мер безопасности и после этого:
по радиостанции через начальника пассажирского поезда (при обслуживании локомотива одним машинистом) вызвать на локомотив поездного электромеханика;
затормозить локомотив (поезд) и подложить под колесные пары тормозные башмаки;
отключить вспомогательные машины;
опустить токоприемники и убедиться визуально, что они опущены;
вынуть реверсивную рукоятку и ключи выключателей;
открыть шторы высоковольтной камеры;
снять заземляющей штангой емкостные заряды с силовой цепи электровоза и заземлить высоковольтный ввод, завесив штангу на главный ввод тягового трансформатора;
войти в высоковольтную камеру, оставив дверь открытой. При этом помощник машиниста (поездной электромеханик - при обслуживании локомотива одним машинистом) должен находиться вне высоковольтной камеры и контролировать действия машиниста, находящегося внутри нее.
3.2.39. Уведомление дежурного по депо об аварийной ситуации и выполненных мероприятиях машинист локомотива делает по прибытию его в локомотивное депо.

4.1.8. При необходимости захода в высоковольтную камеру локомотивная бригада должна выполнить следующие действия:
выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины, электроотопление поезда. быстродействующий выключатель и опустить токоприемники выключением соответствующих тумблеров на пульте управления. Убедиться по показаниям вольтметра и визуально, что токоприемники опущены;
заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления блокирующими ключами и снять ключи;
снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста, если конструкцией электровоза не предусмотрена ее блокировка в нулевом положении. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, производящего осмотр и техническое обслуживание оборудования;
перекрыть разобщительным краном подвод сжатого воздуха от вспомогательной пневматической системы к клапану токоприемника.
На электровозах постоянного тока следует отключить крышевые разъединители и убедиться, что нож заземляющего разъединителя находится в положении «Заземлено».
После проведенных операций необходимо убедиться на слух в полной остановке вращения вспомогательных машин, после чего разрешается вход в высоковольтную камеру, снятие ограждений и выполнение осмотра или ремонта. Выполнение этих работ должно производиться двумя работниками, один из которых должен находиться вне высоковольтной камеры и контролировать действия работника, находящегося в высоковольтной камере. При этом дверь, шторы и ограждения высоковольтной камеры должны оставаться открытыми на все время пребывания работника в опасной зоне.
У электровозов (секций), работающих по системе многих единиц, техническое обслуживание тяговых электродвигателей, вспомогательных машин и электрических аппаратов должно производиться при опущенных токоприемниках на всех электровозах (секциях).

Требования охраны труда при сцеплении локомотива с составом поезда.

В соответствие регламенту действий работников локомотивной бригады по исключению случаев травмирования членов локомотивной бригады при прицепке локомотива к составу №198тр от 31.12.2013г. для работы на электровозах серии 2ЭС6.

Перед поднятием токоприёмников машинист, помощник машиниста должны убедиться в отсутствии людей в потенциально опасных зонах локомотива (места, где нельзя находиться при поднятых токоприёмниках).

После этого подать сигнал свистком локомотива – один короткий, затем приступить к поднятию токоприёмника путём включения необходимых кнопочных переключателей на пульту машиниста.

Закончив приемку локомотива, локомотивная бригада обязана:

1. Убедиться:

а) по манометрам на пульте машиниста в наличии сжатого воздуха в питательной и тормозной магистралях локомотива не менее 5,0 кгс/см2, а также в наличии давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах локомотива не менее 3,8 кгс/см2

б) в положении ручки крана вспомогательного тормоза в крайнем тормозном положении с постановкой на фиксатор;

в) в нулевом положении переключателя реверсоров на пульте машиниста, только после этого приступить к выполнению требований следующего пункта 2.

2. Изъять тормозные башмаки (если они были установлены), привести ручной тормоз в положение отпуска, занять свои рабочие места в первой по ходу движения кабине локомотива, включить все приборы безопасности, радиосвязь, проверить действие вспомогательного тормоза, включить соответствующие буферные фонари и прожектор. Доложить дежурному по эксплуатационному локомотивному депо или дежурному по станции о готовности к началу передвижений с указанием текущего времени и получением подтверждения о правильном восприятии информации.

3. Машинист, получив от дежурного по депо или дежурного по станции по радиосвязи команду на начало маневровых передвижений и подтверждение от передающего план маневровых передвижений фразой «Верно, выполняйте», доводит до помощника машиниста полученный план маневровых передвижений и после выполнения установленного регламента служебных переговоров, при разрешающем показании маневрового сигнала или по сигналу дежурного стрелочного поста, приводит локомотив в движение.

4. Перед началом любых передвижений на локомотиве машинистом или помощником машиниста обязательно подаётся сигнал свистком локомотива для следования вперёд – один короткий сигнал, для следования назад – два коротких сигнала.

5. Машинисту запрещается приводить локомотив в движение, если он не знает плана маневровых передвижений и не получил команду на начало движения, помощник машиниста должен контролировать выполнение данного пункта и не допускать его нарушение.

6. После приемки локомотива, после отцепки от поезда, а так же после каждой смены кабины управления локомотивом, при достижении скорости 3 - 5 км/ч машинист обязан произвести проверку действия вспомогательного тормоза до полной остановки локомотива. При изменении направления движения локомотива, локомотивная бригада обязана находиться в передней по ходу движения кабине локомотива (в том числе при кратной тяге).

7. Если перед началом движения одному из членов локомотивной бригады не видно показания сигнала, он должен перейти на сторону видимости этого сигнала, убедиться в разрешающем показании сигнала и только тогда продублировать его значение.

8. Скорость следования локомотива или состава с локомотивом на занятый путь должна быть обеспечена машинистом локомотива (локомотивной бригадой) не более 10 км/ч, при обеспечении остановки локомотива не менее чем за 10 метров до состава. Помощник машиниста локомотива должен находиться в кабине, в пределах досягаемости приборов управления для применения средств остановки при отсутствии со стороны машиниста действий по снижению скорости и остановки.

9. При условиях плохой видимости (погодные условия, кривой участок пути и т.д.), в любом случае машинист (локомотивная бригада) должен обеспечить скорость движения локомотива с расчётом его остановки перед внезапно возникшим препятствием.

10. Подъезжая к составу, машинист должен вспомогательным тормозом остановить локомотив на расстоянии 10 - 15 метров от первого вагона при обязательном обеспечении видимости помощника машиниста машинистом из положения сидя на рабочем кресле машиниста.

11. Перед тем как помощнику машиниста покинуть кабину управления для осмотра автосцепки (в том числе для приёмки локомотива и при других стоянках):

a. машинист обязан перевести ручку крана вспомогательного тормоза локомотива в крайнее тормозное положение, поставить ручку крана вспомогательного тормоза локомотива на фиксатор с наполнением тормозных цилиндров локомотива давлением сжатого воздуха 3,8 - 4,0 кгс/см2 (для всех серий локомотивов).

b. перед осмотром автосцепок локомотива и вагона машинист обязан: перевести переключатель реверсоров в нейтральное положение (не трогать до появления в кабине помощника машиниста);

c. перед тем, как помощник машиниста покинет кабину управления локомотива, он обязан убедиться в выполнении его машинистом перечисленных в п. 11а, 11b действий, при невыполнении одного из действий помощник машиниста должен доложить машинисту об обязательной необходимости выполнить действия указанные в п. 11а, 11b словами «подготовить локомотив к исключению начала движения».

d. далее выполняется регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста. Машинист докладывает положение ручки крана машиниста (ручка крана машиниста вспомогательного тормоза в шестом положении, на фиксаторе) и давление в тормозных цилиндрах (давление в тормозных цилиндрах 3,8-4,0кгс/см2), положение переключателя реверсоров.

e. только после того, как помощник машиниста убедиться в выполнении машинистом пунктов 11а, 11b, 11с, 11d и при получении разрешения от машиниста к осмотру автосцепного устройства вагона помощнику машиниста разрешается покинуть кабину управления локомотива с соблюдением норм личной безопасности для осмотра автосцепки вагона.

12. Помощник машиниста обязан спускаться с локомотива с правой стороны по ходу направления движения локомотива (со стороны пульта управления машиниста в рабочей кабине). Запрещено членам локомотивной бригады спускаться с локомотива, если по соседнему пути движется подвижной состав или место спуска имеет потенциальную опасность для здоровья или жизни работников. Машинист обязан контролировать действия помощника машиниста не допускать нарушение требований данного пункта.

13. Помощник машиниста обязан совместно с вагонником осмотреть автосцепку первого вагона с целью выявления неисправности, предварительно убедившись в личной безопасности при производстве данной работы. Осмотр автосцепки производится согласно инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог.

14. После спуска с локомотива помощника машиниста, машинист должен производить контроль по снижению давления в тормозных цилиндрах локомотива, если величина давления сжатого воздуха по манометру тормозных цилиндров достигнет 3,0 кгс/см2, машинист локомотива обязан привести в действие ручной тормоз локомотива. Машинист должен визуально контролировать действия помощника машиниста при выполнении операции по осмотру автосцепки первого вагона.

15. Если выявлена неисправность автосцепки, дальнейшие действия локомотивной бригады производятся по указанию дежурной по станции или маневрового диспетчера.

16. Если неисправности автосцепки не выявлено, то после осмотра автосцепки помощник машиниста возвращается в кабину управления локомотива, докладывает результат осмотра автосцепки машинисту и после подачи вагонником ручного или звукового сигнала на подъезд к составу, локомотивная бригада производит регламент «подготовить локомотив к движению вперёд». Машинист локомотива переводит переключатель реверсоров в положение «вперед» на электровозе, производит отпуск тормозов локомотива краном вспомогательного тормоза, при отсутствии помех для движения, в том числе людей на пути движения локомотива производят подъезд к составу поезда с последующим сцеплением с составом со скоростью не более 3км/ч, обеспечив плавность сцепления.

17. Подъезд к составу производить при нахождении всех членов локомотивной бригады в передней по ходу движения кабине управления с выполнением регламента служебных переговоров между помощником машиниста и машинистом, не отвлекаясь от наблюдения за свободностью пути и управления локомотивом.

18. Помощник машиниста во время движения локомотива следует стоя, внимательно наблюдая за свободностью пути. Если возникает препятствие для движения, члены локомотивной бригады должны предпринять все меры для немедленной остановки локомотива, чтобы исключить наезд на препятствие или травмирование человека.

19. Если выявлены не соответствия пункту19 приложения №5 к ПТЭ РФ утверждённых приказом от 21 декабря 2010г. №286 Минтранса России в разнице по продольным осям автосцепок локомотива и первого вагона, то дальнейшие действия локомотивной бригады выполняются по указанию дежурной по станции или маневрового диспетчера согласно требования пункта 13 главы 2 приложения №11 к ИДП РФ утвержденной приказом от 04 июня 2012г. №162 Минтранса России.

20. В соответствии п.2.2 «Инструкции о порядке подъезда локомотива к составу сформированного поезда, прицепке, зарядке тормозной магистрали и опробования автотормозов» утвержденной 02 апреля 2013г. Распоряжением ЦТ-№57р Вице-президентом ОАО «РЖД», начальником Дирекции тяги А.В. Воротилкиным, после сцепления локомотива с грузовым составом, не закреплённым специальными механическими упорами, машинист локомотива кратковременным движением от состава должен проверить надёжность сцепления. Сцепление локомотива с пассажирским, почтово-багажным, грузопассажирским составом и с грузовым составом закрепленным специальными механическими упорами, проверяют только по сигнальным отросткам замков автосцепок.

21. Если автосцепки локомотива и первого вагона не сцепились и требуется отъехать назад локомотивом от вагона, либо выявлена неисправность автосцепки или несоответствие ПТЭ, то данная работа выполняется по команде руководителя маневровых передвижений. Следование назад (без смены кабины управления) разрешается не более 5 метров при условии отсутствия запрещающих сигналов, стрелочных переводов, предельных столбиков, людей на расстоянии не менее 10 метров от локомотива по маршруту следования данного локомотива. Данные передвижения разрешены только при подаче ручного сигнала составителем поездов, вагонником или дежурным по парку, который должен находиться в междупутье со стороны машиниста у нерабочей кабины управления локомотива откуда ему будет полностью обеспечиваться видимость свободности маршрута следования локомотива. После выполнения таких передвижений обязательно выполнение локомотивной бригадой требований п.11 данного регламента.

Членам локомотивной бригады запрещено:

1.Подъезжать к составу до осмотра автосцепки первого вагона на расстояние, при котором не обеспечивается видимость помощника машиниста из положения сидя, с рабочего места машиниста.

2.Отвлекаться для разговора по телефону, радиостанции со всеми корреспондентами при прицепке локомотива к подвижному составу или при любом движении локомотива (если не возникла острая необходимость по предотвращению угрозы жизни и здоровью людей или угроза безопасности движения поездов).

3.Заходить в пространство между локомотивом и первым вагоном для осмотра правильности соединения автосцепок и концевых рукавов тормозной магистрали или разъединения пневматических рукавов при поднятых токоприёмниках на электровозе.

Наши рекомендации