Изучение структуры и функций принимающей организации.
Знакомство с принимающей организацией целесообразно начинать с выяснения ее места и роли в системе национальной экономики. Затем уточнить цель создания, функции и решаемые организацией задачи. Студент изучает структуру принимающей организации и анализирует вопросы взаимодействия структурных подразделений, их функции и основные направления деятельности. Особое внимание уделяется изучению взаимодействия принимающей организации с другими организациями отрасли.
Изучение практики функционирования принимающей организации.
В целях закрепления и углубления знаний, полученных в ходе изучения специальных дисциплин по специальности «Логистика и управление цепями поставок», студент знакомится с методами управления и оптимизации, материальных и связанных с ними потоков (финансовых, информационных, сервисных) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта. Особое внимание уделяется изучению следующих основных подсистем: закупка – обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему; планирование и управление производством – принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращает предмет труда в продукт труда; сбыт – обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
В процессе прохождения производственной практики студенту необходимо исследовать организационную структуру принимающей организации, тщательно проанализировать ее, выделить сильные и слабые стороны, предложить мероприятия по оптимизации организационной структуры системы управления (подкрепив все схемами и расчетами). Провести содержательный анализ основных руководящих документов организации в области логистики, положений о структурных подразделениях (в том числе подразделений логистики), должностных инструкций и т.д. Сделать выводы об их соответствии принципам и методам логистики.
Исследовать финансово-хозяйственную деятельность организации по следующим направлениям: качество и эффективность хозяйствования, основные рынки сбыта поставщики и заказчики, перспективы роста. Результаты исследования отразить в таблице.
Таблица 1. Финансово-хозяйственные показатели за 20…-20…. гг. на ____
Показатели финансово-экономической деятельности | 20.. | 20… | 20… | Темп роста, % | |
20.. к 20.. | 20… к 20.. | ||||
Выручка от реализации с НДС, млн.руб. | |||||
Выручка от реализации без НДС, млн.руб. | |||||
Налоги и отчисления из выручки, млн.руб. | |||||
Балансовая прибыль, млн.руб. | |||||
Налоги из прибыли, млн.руб. | |||||
Чистая прибыль, всего, млн.руб. | |||||
Среднесписочная численность за последний месяц отчетного периода, чел. | |||||
Средняя заработная плата за последний месяц отчетного периода, тыс.руб. | |||||
Рентабельность реализованной продукции, % | |||||
Прибыль на 1 раб.,млн.руб/чел | |||||
Запасы готовой продукции на конец периода, млн.руб. | |||||
Средний остаток оборотных средств, млн.руб. | |||||
Основные фонды предприятия на начало периода, всего, млн. руб. |
На основе реальных данных по деятельности организации рассчитать основные микроэкономические показатели: уровень рентабельности, производительности труда, эффективность использования оборудования, финансовые показатели и т.п. Сделать вывод об эффективности деятельности принимающей организации, предложить конкретные меры по их повышению. С этой целью рассмотреть возможность более широкого использования богатого инструментария логистических систем: логистики снабжения, логистики производства, сбытовой логистики, управления запасами в логистических системах, логистики складирования, грузопереработки и упаковки, транспортировки в логистических системах, информационных технологии и систем в логистике, управления в логистических системах.
С учетом конкретных задач и функций, выполняемых принимающей организацией, руководители производственной практики от кафедры и организации отражают в индивидуальном задании положения, касающиеся специализированных, более узких вопросов практической деятельности принимающей организации.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Индивидуальное задание выдается студенту руководителем практики от института в зависимости от места прохождения практики. Индивидуальное задание содержит более глубокое изучение некоторых вопросов деятельности предприятия в зависимости от специфики предприятия. В интересах качественного выполнения индивидуального задания студент в ходе преддипломной практики должен:
- обосновать важность выбранного направления для решения практических проблем, изложенных в основных разделах и подразделах отчета, показать значение анализируемой проблематики в общей схеме реформирования экономики;
- сопоставить теоретические знания по анализируемым вопросам, полученные в процессе учебных занятий и изучения литературных источников, с конкретной практикой функционирования организации и ее логистической системы, управления социальными процессами, сделать соответствующие выводы из этого сопоставления;
- проанализировать динамику экономических показателей, характеризующих объект исследования, дать анализ факторов, влияющих на формирование этих показателей, составить необходимые таблицы, графики, диаграммы и другой иллюстрационный материал;
- оценить соответствие применяемых методов, конкретных методик, организационных приемов характеру и содержанию задач, стоящих перед объектом исследования, что позволит определить пути повышения эффективности управленческих и логистических решений;
- выработать и апробировать конкретные предложения по совершенствованию теории и практики формирования и функционирования логистических систем, способов и методов решения конкретных практических логистических задач;
- сделать расчеты и оценить экономическую эффективность разрабатываемых предложений по формированию или совершенствованию логистической системы организации, обосновать их социально-экономическую целесообразность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Продолжительность практики для студентов заочной формы обучения - 6 недель.
№ п/п | Содержание работы | Наименование отдела | Продол-житель-ность |
1. | Оформление на предприятие | Бюро пропусков, отдел кадров, техника безопасности | 1 день |
2. | Ознакомление с историей предприятия, его целями и задачами | Структурное подразделение | 3 дня |
3. | Изучение функциональных отделов, служб, подразделений и их деятельности. | Подразделения и службы предприятия, исходя из задания по практике | 2 недели |
4. | Углубленное изучение деятельности подразделений логистики и логистических функций всех отделов и служб предприятия. | Подразделения логистики | 2 недели |
5. | Анализ собранных материалов и их обобщение. | 1 неделя | |
6. | Оформление отчета, дневника, утверждение руководителем. | 2 дня |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ
Производственная практика организуется с учетом профиля специальности согласно учебным планам. Общее методическое и организационное руководство и контроль преддипломной практикой возлагается на заведующего кафедрой, а непосредственное руководство практикой – на руководителей, назначаемых из числа ведущих преподавателей кафедры и специалистов от принимающей организации.
Перед началом производственной практики со студентами проводится инструктаж о содержании практики, сроках и формах ее проведения, методике оформления соответствующих документов, порядке составления отчетов по результатам практики.
Большое значение в организации практики отводится индивидуальным заданиям, выдаваемым студентам-практикантам с учетом специфики базы практики.
Студентам выдаются программы и дневники практики, в которых определяются индивидуальные задания руководителей практики от кафедры.
Во время практики студент ведет дневник, который используется руководителями практики для осуществления контроля за ходом выполнения индивидуального задания и программы практики.
РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Осуществляется двойное руководство производственной практикой: от кафедры и от принимающей организации.
Кандидатура, предлагаемая в качестве руководителя практики от кафедры, определяется на заседании кафедры логистики и экономики. Руководство от принимающей организации осуществляют ведущие специалисты этой организации.
Руководитель производственной практики от кафедры осуществляет:
- методическое руководство и контроль за ходом прохождения практики;
- решение организационных вопросов, которые возникают в период практики;
- выдачу индивидуальных заданий в соответствии со спецификой базы практики и задачами, решаемыми в ходе подготовки отчета;
- консультируют студентов по вопросам выполнения индивидуального задания, выполнения программы практики, ведению дневника, сбору и обобщению материалов, составлению отчета о проделанной работе;
- проверку отчетов студентов по практике и решает вопрос о допуске к защите отчета на кафедре;
- участие в комиссии по защите отчетов студентов по производственной практике
- подготовку и предоставление на кафедру отчета об итогах прохождения студентами практики.
Руководитель преддипломной практики от принимающей организации осуществляет:
- разработку графика прохождения практики каждым студентом;
- обеспечение студента-практиканта рабочим местом и необходимой документацией в соответствии с рабочей программой практики;
- контроль выполнение студентами – практикантами индивидуального плана прохождения практики;
- оказание помощи в подборе материалов для отчета;
- консультирование студентов по вопросам, предусмотренными программой практики, предоставление им возможности пользоваться инструктивными материалами, отчетами, справками, и другими практическими материалами предприятия;
- обеспечение студентов нормальными условиями труда;
- контроль за соблюдением студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в данном учреждении, организации;
- проверку отчета о прохождении практики и написание отзыва о результативности работы каждого студента-практиканта.
Обязанности студента-практиканта:
- выполнять все задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным планом в соответствии с установленным графиком;
- изучить программу практики, получить направление на практику, индивидуальное задание, дневник практики, рекомендации руководителя от кафедры о порядке прохождения практики, содержании и структуре отчета о практике;
- ознакомить руководителя практики от организации с настоящей программой;
- составить рабочий план прохождения практики и предоставить его на утверждение руководителю от организации;
- подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;
- строго выполнять правила охраны труда и техники безопасности;
- своевременно и качественно выполнять индивидуальное задание, выдаваемое руководителем практики;
- ежедневно заполнять дневник практики с изложением проделанной работы и представлять его от организации для подписи;
- представить руководителю практики от кафедры отчет о ее прохождении с соблюдением всех правил его составления, отчет о выполнении индивидуальных заданий, заполненный дневник прохождения практики, отзыв руководителя практики от организации;
- получить у руководителя практики от кафедры допуск на защиту отчета о практике перед комиссией кафедры;
- пройти защиту отчета о практике и получить по ее результатам оценку в зачетную книжку.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
В конце практики студент составляет отчет объемом 20-30 страниц с необходимыми пояснениями, расчетами, таблицами, графиками, в котором обобщается и систематизируется материал, собранный на базе практики. В отчете отражаются проведенные исследования, приводятся выводы о выявленных недостатках в действующей логистической системе и направлениях ее совершенствования, реализация которых позволит повысить эффективность работы предприятия.
На титульном листе пишутся места прохождения практики, фамилии, имена отчества, должности и звания преподавателя-руководителя практики от кафедры и от организации, а также фамилия, имя и отчество студента с указанием курса, специальности и сроков практики (см. Приложение 1).
За титульным листом должно следовать содержание отчета с перечнем всех глав, разделов, параграфов с указанием количества страниц. Список литературы, использованной студентом, приводится в конце отчета перед приложениями.
Дополнение к отчету (комплект заполненных форм-документов) располагается после основного содержания отчета. Отчет должен иметь нумерацию страниц текста, включая приложения. Все пояснения по заполненным формам, приведенным в приложениях должны вестись в тексте учета. Все таблицы в тексте нумеруются сквозной нумерацией. Отчет подписывается студентом практикантом, руководителем практики от университета и предприятия, утверждается руководителем базы практики. Небрежно и не правильно оформленные отчеты к защите не допускаются.
Помимо текстовой части и приложений, в отчет входит дневник, заверенный по окончании записей ответственным руководителем практики от организации. В дневнике делаются отметки о дне начала практики и дне ее окончания, а также оформляется отзыв (характеристика), в котором отмечается отношение студента к порученной работе, степень усвоения практического материала, пригодность к самостоятельной работе в организации. Отзыв руководителя практики от организации заверяется его подписью и печатью организации.