Теория производства. Типы рыночных структур
Производство – процесс по преобразованию ресурсов в блага, прямо или косвенно служащие удовлетворению человеческих потребностей. Производственные услуги труда, капитала, земли и предпринимательских способностей называются факторами производства.
Теория производства предлагает много видов производственных функций, которые выражают различные зависимости между величиной факторов, используемых и объему выпускаемой продукции.
Хотя производственные функции различны для разных отраслей производства, они имеют общие свойства:
· всегда существует предел увеличения объема производства путем постоянного добавления одного из факторов производства ;
· факторы производства таковы, что замена одних ресурсов другими в определенной пропорции невозможна без сокращения объема производства.
Способность производства производить товары при соответствующих затратах факторов производства определяется прежде технологией, используемой в нем.
Технология - это практическое применение знаний о способах производства продуктов и услуг. Она материализуется:
· в новых образцах оборудования;
· в новых методах производства;
· в новой организации труда;
· в повышении общеобразовательного и профессионального уровня подготовки работников.
Типы рыночных структур:
1. Совершенная конкуренция - модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизированной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции.
2. Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;
3. Монополия - фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов;
4. Олигополия - тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Типы структур | Кол-во фирм | Характер продукции | Рыночные барьеры | Доступность эк. инф-ции | Ценовой контроль |
Совершенная конкуренция | очень большое | стандартная | отсутствуют | полная | отсутствует |
Монополистическая конкуренция | Большое | Дифференцированная | Низкие | нек-рые ограничения | частичный |
Олигополия | небольшое | стандартная или дифференцированная | высокие | существенные ограничения | частичный |
Монополия | одна | уникальная | непреодолимые | недоступна | полный |
Правило предельного выпуска и правило закрытия.
В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:
· Следует ли оставаться в деле или прекратить существование;
· Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги?
Первый вопрос актуален для убыточной фирмы, когда TR (реализация продукции)< TC(общие издержки). Для такой фирмы цель – минимизация убытков.
Если фирма выходит из дела, то ее убытки равны постоянным издержкам (TFC). Поэтому, если (TR– TC) < TFC– целесообразно продолжать производство, т.к. это минимизирует убытки, но если (TR– TC) > TFC, выгоднее закрыть производство, расплатившись по своим обязательствам из ряда постоянных.
Правило закрытия (банкротства) гласит, что если переменные издержки (TVC) не покрываются доходом от реализации продукции (TR), то предприятие должно прекратить производство (TR< TVC). Разделив обе части неравенства на Q (объём выуска), получим иную интерпретацию правила закрытия: TR/Q< TVC/Q= P< AVC. AVC – средние переменные издержки.
Для фирмы, максимизирующей прибыль (TR> TC), актуальным является второй вопрос – сколько производить?
До тех пор, пока расширение производства (Q) обеспечивает более быстрый рост дохода (MR) по сравнению с ростом издержек (МС) фирма будет наращивать выпуск.
Когда МC= MR, фирма достигает оптимального объема выпуска. Это – правило предельного выпуска.