Лидерство и власть в менеджменте.

«Власть - это обязанность, а не право». Н. Бердяев.

Лидерство относится к числу вопросов, имеющих важнейшее значение для любой цивилизации. В мире неоднократно одерживались невероятные военные победы, создавались могущественные корпорации и объединения, и всё это благодаря дальновидности и руководству. Не все лидеры становятся менеджерами. Но трудно себе представить преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим лидером.

Лидерство - способность влияния на других людей. Власть - возможность влияния.

Учёные постоянно ищут истоки лидерства и власти. В менеджменте существует теория великих людей, согласно которой пытались определить, какие черты характера, типы темперамента присущи этим великим людям. Не было найдено «одного паритета» и образа лидера. Поэтому, этот подход явился не эффективным, тогда акцент был перенесён на поведение лидера. Анализ показал, что ответ на лидерство необходимо искать в соответствии реакции лидера и ситуации, с которой он сталкивается. В большинстве современных исследований лидерства преобладает ситуационный, ориентированный на обстоятельство взгляд.

Считается, что большинство людей чувствуют себя ведомыми, и, как правило, немногие про являют себя как лидеры. Большинство людей хотят принадлежать какой­либо группе, которую ведёт лидер различными способами (советами, убеждениями, запугиванием и т.д.).

Считается, что лидеры используют «логику событий» обстоятельства, когда наступает подходящее время проявить своё влияние. Бывает, что лидеры самостоятельно создают такие ситуации, называемые законом ситуации, для определения лидера.

Характеристика лидера.

Известный американский учёный в области лидерства Ордуэй Тид выделил следующие черты характера эффективного лидера:

1) физическая и эмоциональная выносливость, т.к. лидерство - это очень тяжёлая работа;

2) понимание назначения организации и целенаправленность, т.к. лидер должен воодушевить других на достижение поставленных целей;

3) энтузиазм - хорошие лидеры часто считаются «одержимыми», которые потом превращаются в господство и влияние;

4. дружелюбие и привязанность, когда лидера любят, но не боятся;

5. порядочность - лидер должен заслужить доверие остальных;

Хорошие лидеры должны быть достаточно коммуникабельными, решительными, иметь чувство юмора, и самое главное быть хорошими педагогами и психологами. В конечном счёте лидер - это единственный учитель, которого встречают на своём пути люди.

Лидер и менеджер.

Лидерство - это не управление, а умение вести за собой людей и делать правильные вещи. Менеджер наделён формальной властью, поэтому он направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты. Существует сравнительная характеристика качеств менеджера и лидера.

Менеджер Лидер
администратор новатор
поручает работу вдохновляя работу
работает по целям других работает по собственным целям
план - основа действий видение - основа действий
полагается на систему полагается на людей
контролирует доверяет
использует доводы использует эмоции
поддерживает движение и развитие даёт импульс движению и развитию
профессионален энтузиаст
принимает решения превращает решение в реальность
делает дело правильно делает правильное дело
уважаем обожаем и любим

Коммуникации в менеджменте.

Менеджмент предполагает коммуникационные процессы и общение, как внутри коллектива, так и по иерархии власти.

Коммуникация - «единое целое ... люди по сути своей не общаются между собой, а участвуют в коммуникации». Коммуникация - процессы вербально иневербального общения. В переводе сангл. communication - это обмен инф. между двумя и более людьми.

Коммуникация - процесс передачи инф. и обмена инф.В этом процессе доминируют интеллект, ум, сознание и т.д. отправителя инф., т.е. коммуникация - это организованное общение, сопровождаемое передачей инф. или обмена ею.

В современном мире массовые коммуникации предполагают пропагандистское воздействие на большое количество людей, когда отправитель инф. не нуждается в обратной связи, ему не требуется взаимодействие с адресатом, общение с ним, ему нужен лишь результат воздействия, поэтому общение может быть частью коммуникации.

в коммуникационных процессах, представленных амер. учеными в области менеджмента задействованы 4 составляющие: ИСКП

И - Источник фактически является главным действующим лицом в процессе коммуникации и предполагает в организации в процессе управления передачу инф. менеджерам. Источник должен быть авторитетным, профессиональным, привлекательным, уметь сформулировать инф. Источник формальный или неформальный лидер, коллега по работе и т.д. должен уметь «упаковать» инф. в соответствии с поставленными целями.

С - сообщения - это содержание коммуникации, ради передачи которого она осуществляется. Наиболее простое понимание - это вербальная (словесная форма) и невербальная (мимика, жесты, выражение лица, поза, графическое изображение). Сообщение (от англ. message), т.е. комплекс факторов, идей, которые представляет некое целое или концептуальную единицу. Сообщение, прежде всего, кодируется, т.е. источник выбирает стиль изложения, подбор слов, мимики, жестов, т.е. «упаковывает» сообщение. Когда получатель получает сообщение оно декодируется, что зависит от источника, канала связи, шумов, препятствий, барьеров.

К - канал коммуникации - это средство передачи сообщения, которыми могут быть пресса, СМИ, реклама, электронная СМИ. В невербальных коммуникациях это прежде всего «язык лица и тела» Самый современный канал коммуникации - Интернет, возможности которого не ограничены.

П - получатель - лицо или группа лиц, которым передаётся сообщение. Получатель воспринимает, декодирует сообщение, т.е. переводит символы в свои мысли, но никогда не получит 100% отправляемого сообщения. Это происходит по причине того, что получатель имеет множественные характеристики коммуникаций, даже если это одно и то же лицо: настроение, восприятие, опыт, образование, память интеллект и т.д.

В коммуникации существует понятие обратной связи. Если получатель никак не отреагировал на сообщение или отреагировал нежелательным образом, то коммуникация не состоялась или она не эффективна.

Когда обратная связь существует, источник и получатель меняются своими ролями.

Обратная связь представляет собой новую коммуникацию. В коммуникационных процессах существуют препятствия, шумы, барьеры на пути получателя информации от источника к получателю. Ими могут быть:

1) неэффективные вербальные контакты, т.е. непонятная, насыщенная

иностранными, непонятными словами речь, или имеющая диффекты;

2. неэффективно работающие каналы связи, искажающие информацию;

3. личностное восприятие информации каждым получателем;

4. когда речь источника мимика, позы, жесты, интонация не соответствуют друг другу;

5) когда профессионализм, опыт, образование, квалификация

получателя не соответствует полученной информации.

Для снижения шумов, помех, барьеров, препятствий, получатель информации должен уточнить, переспросить, получаемую информацию, правильно её интерпретировать, тогда коммуникационный процесс будет более эффективным.

Наши рекомендации