Часть 2. обработка информации о затратах организации
Часть 2. Обработка информации о затратах организации
Глава 3. Классификация затрат
3.1. Расходы, затраты, издержки – экономическое содержание понятий
Себестоимость и категории продукции
Способы классификации затрат
3.3.1. Направления учета, классификация затрат и калькуляция
3.3.2. Классификация затрат по их экономическому содержанию
3.3.3. Классификация по отношению к себестоимости текущего периода: затраты входящие и исходящие
3.3.4. Классификация по отношению к единице продукции: затраты на продукт и затраты за период
3.3.5. Классификация по способу включения в себестоимость: затраты прямые и косвенные
3.3.6. Классификация по отношению к направлению учета затрат: затраты основные и накладные
3.3.7. Классификация затрат по их динамике
3.3.8. Категории затрат в задачах управления и анализе управленческих решений
Ситуации для обсуждения к главе 3
Контрольные вопросы к главе 3
Задачи к главе 3
Обработка информации о затратах является ядром всей системы управленческого учета в организации, независимо от того, каковы у этой организации цели, структура, особенности выпускаемой продукции. Именно информация о затратах лежит в основе внешней, финансовой и налоговой, отчетности организаций. В мировой практике финансового управления информация о затратах широко используется в процедурах управленческого анализа, планирования, оценки эффективности и мотивации.
Способы классификации затрат
Классификация по отношению к себестоимости текущего периода: затраты входящие и исходящие
Для понимания процесса отнесения затрат на себестоимость текущего периода принципиальным является понимание того, что такое затраты входящие и исходящие.
Входящие затраты – это ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как предполагается, принесут доходы в будущем. В балансе они регистрируются как активы. Если эти ресурсы были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, они переходят в разряд исходящих и отражаются в счете прибылей и убытков. Различия между этими категориями затрат иллюстрирует рисунок 3.1.
Рисунок 3.1. Входящие и исходящие затраты.
Например, если товары приобретены для перепродажи и еще не проданы, хранятся на складах, и их можно инвентаризировать, такие затраты являются входящими. Они регистрируются по дебету счетов запасов и отражаются в балансе на конец отчетного периода в строке «запасы». Если товары проданы, их стоимость относят по дебету счета «реализация», и в этом случае они теряют свою способность приносить доход в будущем, со склада уходят, в балансе тоже больше не числятся, а переходят в отчет о прибылях и убытках (в строку «себестоимость») того периода, когда реализованы. С момента реализации товары можно считать исходящими затратами. Сравнение их величины с доходом от их реализации дает величину финансового результата.
С позиции бухгалтера, «настоящими» являются только исходящие затраты, поскольку именно они отражаются в себестоимости. Входящие же затраты – это вроде бы и не затраты вовсе, поскольку с учетной точки зрения они представляют собой активы. Понимание процесса превращения входящих затрат в исходящие принципиально для разграничения двух следующих категорий - затрат на продукт и затрат за период.
Ситуации для обсуждения к главе 3
Затраты» и «расходы» в налоговом учете и финансовом менеджменте
Обсудите различия в трактовке терминов «затраты» и «расходы» налоговым законодательством и финансистами-практиками. Чьи определения кажутся Вам более подходящими для использования в управленческом учете?
Разные затраты для разных целей»
Прокомментируйте цитату Ч.Т.Хорнгрена « Разные затраты - для разных целей».
Постоянство поведения затрат
Всегда ли переменные затраты остаются переменными, а постоянные постоянными?
Всегда ли следует рассматривать прямые затраты как прямые, а косвенные затраты как косвенные?
Направления учета затрат
Что такое «направление учета затрат»? Приведите примеры направлений учета для разных организаций.
Список статей калькуляции
Составьте примерный список статей калькуляции для мебельного предприятия для следующих направлений учета:
3.5.1. для целей определения себестоимости;
3.5.2. для целей определения наилучших каналов сбыта продукции;
3.5.3. для целей оценки возможности открытия новых филиалов.
Контролируемые затраты
Какие затраты будут контролируемыми на следующих уровнях ответственности:
3.7.1. на уровне мастера участка на мебельном предприятии?
3.7.2. на уровне руководителя транспортного цеха на заводе по производству электрооборудования?
3.7.3. на уровне начальника отдела маркетинга птицефабрики?
3.7.4. на уровне руководителя проекта в компании по производству программного обеспечения?
Добавленная стоимость
Что такое добавленная стоимость? Какова роль этого показателя в экономике?
Контрольные вопросы к главе 3
- Приведите примеры, когда в течение периода объем продукции реализованной превышает объем произведенной. Приведите обратные примеры.
- Какая связь существует между показателями «реализованная продукция» и «готовая продукция»?
- Что такое «полуфабрикаты»? Может ли эта категория входить в состав готовой продукции? А в состав реализованной продукции?
- Что такое «незавершенное производство»? Существует ли связь этой категории с категориями готовой продукции и реализованной продукции?
- Есть ли различия в терминах «калькуляция» и «калькулирование»? Если есть, то в чем они заключаются?
- Каково значение классификации затрат по экономическим элементам?
- Что означает калькуляция по статьям калькуляции? Приведите примеры статей калькуляции для разных организаций.
- Поясните значение понятий входящих и исходящих затрат на примере мебельного предприятия.
- Поясните значение понятий затрат на продукт и затрат за период на примере мебельного предприятия.
- Можно ли отождествить показатель затрат на продукт с затратами входящими или с затратами исходящими?
- Какими затратами формируется производственная себестоимость?
- Каковы различия в трактовке производственной себестоимости у торговых и производственных предприятий?
- Что входит в состав непроизводственных расходов?
- На какие категории можно классифицировать затраты по их динамике? Поясните графически поведение всех групп затрат. Приведите примеры затрат каждой группы.
- Как меняется поведение затрат за рамками релевантного диапазона?
- На практике вместо пятикомпонентной классификации затрат по их динамике используется двухкомпонентная. Почему? Всегда ли легко определить принадлежность той или иной статьи затрат к одной из двух категорий?
- Что такое прямые затраты? Приведите примеры прямых затрат.
- Что такое косвенные затраты? Приведите примеры косвенных затрат.
- Что входит в состав прямых материальных затрат?
- Что входит в состав прямых затрат на оплату труда? При каких формах оплаты труда возможно отнесение этих затрат к прямым?
- Что входит в состав прочих прямых затрат?
- Что входит в состав косвенных затрат?
- Чем определяется отнесение затрат к прямым или косвенным? Приведите примеры случаев, когда одна и та же статья затрат может быть отнесена или к прямым, или к косвенным.
- Чем определяется соотношение прямых и косвенных затрат в общей сумме затрат организации?
- Что такое основные затраты? Что такое накладные затраты? Приведите примеры основных и накладных затрат для какого-либо направления учета.
- В чем различие между классификациями затрат на «прямые-косвенные» и «основные-накладные»?
- Что такое релевантные затраты? Приведите примеры релевантных затрат.
- Что такое устранимые затраты? Приведите примеры устранимых затрат.
- Что такое безвозвратные затраты? Приведите примеры безвозвратных затрат.
- Что такое вмененные (альтернативные) затраты? Приведите примеры вмененных (альтернативных) затрат.
- Что такое приростные затраты? Приведите примеры приростных затрат.
- Каковы различия между затратами контролируемыми и неконтролируемыми?
Задачи к главе 3
3.1. Классификация затрат*
Компания «Восход» производит несколько видов замороженных полуфабрикатов. В структуру предприятия входят:
- цех П, где выпускаются (с использованием ручной лепки) пельмени и вареники,
- цех Б, где с помощью автоматических линий выпускаются блинчики,
- цех теста Т, поставляющий тесто в цех П и для продажи в качестве одного из видов конечной продукции,
- цех упаковки У, осуществляющий автоматическую расфасовку продуктов, а также доставку заказов мелкооптовым покупателям,
- администрация (включающая отдел сбыта) А.
У всех категорий работающих оплата труда повременная, за исключением лепщиков в цехе П, у которых она сдельная.
В цехах П, Б и Т 1 % продукции являются технологическими потерями (браком).
Требуется:
классифицировать следующие виды затрат по категориям для двух направлений учета:
(а) исчисление себестоимости в целях ценообразования на продукты. Классификацию по динамике рассматривать в среднесрочной перспективе;
(б) принятие решения о целесообразности доставки продукции клиентам за счет предприятия.
Решение
(1) направление учета – исчисление себестоимости в целях ценообразования на продукты, в том числе промежуточные.
Затраты | основные (прямые) | накладные (косвенные) | переменные | постоянные | условно-переменные | условно-постоянные |
Мука | + | + | ||||
Соль | + | + | ||||
Заработная плата лепщиков в цехе П | + | + | ||||
Заработная плата операторов в цехе Б | + | + | ||||
Заработная плата сотрудников цеха У | + | + | ||||
Заработная плата администрации | + | + | (+) | |||
РСЭМО в цехах П и Б | + | + | ||||
РСЭМО в цехе У | + | + | (+) | |||
Топливо и энергия на технологические нужды в цехе П | + | + | ||||
Топливо и энергия на технологические нужды в цехах Б, Т | + | + | ||||
Топливо и энергия на технологические нужды в цехе У | + | + | ||||
Заработная плата мастеров в цехах П, Б, Т | + | + | ||||
Заработная плата мастеров в цехе У | + | + | ||||
Оргтехника | + | + | ||||
Комиссионное вознаграждение дилеров в отделе сбыта | + | + | ||||
Реклама | + | + | ||||
Потери от брака | + | + | ||||
Амортизация производственного оборудования в цехах П, Б, Т | + | + |
2) направление учета – принятие решения о целесообразности доставки продукции клиентам за счет предприятия.
Затраты | основные | накладные |
Мука | + | |
Соль | + | |
Заработная плата лепщиков в цехе П | + | |
Заработная плата операторов в цехе Б | + | |
Заработная плата сотрудников цеха У | + | |
Заработная плата администрации | + | |
РСЭМО в цехах П и Б | + | |
РСЭМО в цехе У | + | |
Топливо и энергия на технологические нужды в цехе П | + | |
Топливо и энергия на технологические нужды в цехах Б, Т | + | |
Топливо и энергия на технологические нужды в цехе У | ||
Заработная плата мастеров в цехах П, Б, Т | + | |
Заработная плата мастеров в цехе У | + | |
Оргтехника | + | |
Комиссионное вознаграждение дилеров в отделе сбыта | (+) | + |
Реклама | (+) | + |
Потери от брака | + | |
Амортизация производственного оборудования в цехах П, Б, Т | + |
Задача 3.2[14]. Релевантные затраты*
Компания постоянно использует материал А в основной производственной деятельности. В настоящее время на складе имеется 100 кг этого материала балансовой (покупной) стоимостью 200 ден. ед. Сегодняшняя рыночная стоимость материала 4 ден. ед. за кг. Если бы компания решила срочно реализовать этот запас, его можно было продать по 3 ден. ед. за кг.
Один из заказчиков сделал заказ, который потребует 200 кг этого материала.
Требуется: рассчитать релевантную цену материала для этого заказа (200 кг).
Решение:
Материал А используется постоянно в текущей деятельности компании, поэтому для заказа его потребуется закупить в полном объеме по нынешней рыночной цене. Релевантная стоимость 200 кг:
200 * 4 = 800 ден. ед.
Задача 3.3. Учет релевантных и приростных затрат*
Компания по выпуску садового оборудования «Акант» изучает возможность производить удобрения для садовых работ в пакетах по 3 кг. Предполагаемая цена продажи 10 ден. ед., годовой объем продаж – 1000 пакетов. Прямыми переменными затратами на производство можно считать только материальные затраты. «Акант» уже закупает это удобрение в объеме 7000 кг в год по 3 ден. ед за кг; поставщик предлагает скидку в 10 % с общей стоимости, если годовой объем закупаемого сырья достигнет 10 000 кг. Покупка фасовочной линии и ее эксплуатация в течение года оценивается в 3000 ден. ед.
Требуется: определить, целесообразно ли начинать выпуск удобрений.
Решение:
Релевантными затратами в этом решении будет только приростные. Затраты компании на уже ведущуюся деятельность нерелеванты данному решению.
Потребность в дополнительном объеме закупок материалов:
1000 ед. * 3 кг = 3000 кг.
Новый объем закупок составит (3000 + 7000 =) 10 000 кг, что дает возможность получить скидку по оплате сырья.
Стоимость всего нового объема сырья: (10 000 * 3 – 10 % =) 27 000 ден. ед.
Стоимость сырья для нынешнего объема закупок: 7 000 * 3 = 21 000 ден. ед.
Приростные переменные расходы составят (27 000 – 21 000 = ) 6 000 ден. ед.
Приростные постоянные расходы – это только расходы на фасовочную линию в размере 3 000 ден. ед.
Суммарные приростные расходы (6000 + 3 000 = ) 9000 ден. ед., и это меньше чем приростной доход от продажи пакетированных удобрений (1 000 * 10 = ) 10 000 ден. ед.
Следовательно, проект выгоден, следует начать производство.
Задача 3.4. Учет релевантных и приростных затрат*
Компания «Вокс» выпускает мебель стандартных моделей, а также исполняет заказы любой сложности. Компании предлагается выполнить специальный заказ, который заказчик оценивает в 22 000 ден. ед.
По оценкам экономистов «Вокса» для исполнения заказа потребуются четыре вида материалов (комплектующих), некоторые из них есть на складе компании. Материал Б используется компанией постоянно для других заказов, и его нормальный уровень потребуется восполнить. Материалы В и Г были закуплены для одного из предыдущих заказов, не были тогда истрачены для его производства и не использованы до сих пор в силу своей специфичности. Материал В не используется компанией никогда и никаких перспектив использования в обозримом будущем у него нет. Материал Г может быть использован в качестве заменителя 300 единиц другого материала Д, которого сейчас нет на складе, но который можно закупить по 5 ден. ед. за единицу. Данные об этих материалах приведены в таблице:
Требуемое количество, ед. | Имеющееся на складе количество, ед. | Балансовая стоимость находящихся на складе материалов, ден. ед. / ед. | Ликвидационная стоимость находящихся на складе материалов, ден. ед. / ед. | Покупная стоимость требуемых материалов, ден. ед. / ед. | |
A | 1 000 | – | – | ||
Б | 1 000 | 2,50 | |||
В | 1 000 | 2,50 | |||
Г | 6,00 |
Требуется: рассчитать релевантную себестоимость заказа для принятия решения о том, стоит ли компании «Вокс» его выполнить.
Решение:
Материал А в настоящее время на складе отсутствует, его потребуется закупить по рыночной стоимости 6 ден. ед. за единицу.
Материал Б используется постоянно; если использовать для заказа имеющийся запас (600 ед.), его потребуется возместить для текущей деятельности. Поэтому материала Б закупить придется 1000 ед. по рыночной цене 5 ден. ед. за единицу.
Материала В на складе имеется 700 ед., которые не требуется возмещать, поскольку компания этот материал в текущей деятельности не использует. Если принять заказ, компания потеряет возможность реализовать это запас по 2,5 ден. ед. за единицу – эта величина составляет альтернативные (вмененные) затраты.
Материал Г также имеется на складе и не требует возмещения для текущей деятельности. Для этого материала есть две альтернативных возможности применения: использование материала Г для того чтобы избежать покупки материала Д дает альтернативную стоимость в размере 300 * 5 = 1500 ден. ед., а его продажа по 6 ден. ед за единицу – 200 * 6 = 1200 ден. ед. Более выгодно использовать материал Г в качестве заменителя Д, и поэтому альтернативная стоимость, принимаемая во внимание для анализируемого заказа – 1500 ден. ед.
Суммарные релевантные затраты, ден. ед.:
Материал A (1 000 × 6 ден. ед.) 6 000
Материал Б (1 000 × 5 ден. ед.) 5 000
Материал В (300 × 4 ден. ед. + 700 × 2,50 ден. ед.) 2 950
Материал Г 1 500
Всего 15 450
Задача 3.5. Учет релевантных и приростных затрат*
В процессе выполнения компанией «Вокс» крупного заказа офисной мебели оказалось, что банк-заказчик находится в процессе ликвидации. К моменту, когда об этом стало известно, в заказ было вложено 50 000 ден. ед., предоплата составляла 15 000 ден. ед.
Отдел продаж нашел другого заказчика, готового выкупить это заказ целиком, в соответствии с первоначальной спецификацией, за 34 000 ден. ед., однако для того, чтобы завершить работу, потребуются дополнительные затраты. Относительно вложенных и дополнительных ресурсов, относящихся к проекту, известно следующее:
(а) материалы для заказа в размере 6 000 ден. ед были приобретены заранее, и другого способа их использования не предвидится. Продать их можно с большим дисконтом – только за 2000 ден. ед.;
(б) для завершения заказа потребуется оплата прямого труда в размере 8 000 ден. ед. Труд квалифицированных рабочих является для компании ограниченным ресурсом и если компания откажется от завершения анализируемого заказа, эти рабочие будут работать над другим заказом[15]. Выручка от альтернативного заказа составит 30 000 ден. ед. при прямых расходах в 12 000 ден ед. и распределенных на него постоянных косвенных в размере 8 000 ден. ед.;
(в) действующий контракт с дизайнерским агентством подразумевает оплату в размере 4 000 ден. ед. Если заказ не будет выполнен, штраф за расторжение контракта составит 1 500 ден. ед.;
(г) На заказ будут отнесены общехозяйственные косвенные расходы в размере 8 000 ден. ед.
Требуется: оцените целесообразность завершения начатого заказа для нового заказчика.
Решение:
Затраты, понесенные в прошлом, и доходы полученные в предыдущие периоды являются безвозвратными, они нерелевантны для принятия данного управленческого решения, поэтому затраты в 50 000 ден. ед. и поступления в 15 000 ден. ед. в расчет не принимаются.
Аналогично, стоимость материалов, приобретенных в прошлом, также нерелевантна. Единственная денежная величина, касающаяся материалов, которая будет принята в расчет – это их стоимость при распродаже (2 000 ден. ед.).
То касается трудозатрат, то вместе с прямыми расходами, которые потребуется понести для завершения заказа (8 000 ден. ед.) следует учесть и вмененные (альтернативные) затраты в виде разницы между выручкой и прямыми затратами на альтернативный заказ, который могут выполнять рабочие вместо анализируемого. 18 000 ден. ед. (30 000 – 12 000 = ) будут потеряны для компании, если компания примет решение завершить анализируемый заказ. Суммарные релевантные затраты на оплату труда составят (8 000 + 18 000 =) 26 000 ден. ед.
Приростные затраты, связанные с дизайнерским контрактом (разница между затратами на дизайн при завершении заказа и штрафом за отказ от контракта) составляют 2 500 ден. ед.
Распределяемые на заказ косвенные постоянные затраты[16] являются расчетным показателем, не зависящим от того, будет заказ завершен или отвергнут, поэтому также в расчет не принимаются.
Суммарные релевантные затраты составят, ден. ед.:
Материальные затраты, альтернативная стоимость 2 000
Трудовые затраты 28 000
в т. ч. прямая заработная плата 8 000
альтернативные затраты 18 000
Затраты на дизайн, приростная стоимость 2 500
Всего релевантных затрат 30 500
Выручка при завершении заказа составит 34 000 ден. ед., следовательно финансовый результат заказа – 3 500 ден. ед. – положителен. Заказ следует завершить для второго заказчика.
Задача 3.6. Учет релевантных и приростных затрат*
Компания «Вектор» занимается производством высокотехнологичной продукции – химических соединений, используемых для производства пластиковой упаковки. Два месяца назад главный санитарный врач района своим распоряжением обязал компанию установить систему очистки сточных вод.
Руководство «Вектора» после получения данного распоряжения заказало консалтинговой фирме исследование имеющихся на рынке систем и установок очистки, стоимость консалтинговых работ по договору составляет 60 000 ден. ед. Работа консультантов была выполнена, отчет принят и будет оплачен «Вектором» в течение текущего календарного месяца. В результате маркетингового исследования было выяснено, что оптимальным вариантом является покупка технологии очистки сточных вод ТХ-2000, при этом технологию можно внедрить своими силами или силами компании «Экология-ХХ» - владельца технологии.
Стоимость услуг владельца технологии по внедрению ее в производстве «Вектора» будет 200 000 ден. ед., и это сверх стоимости самого пакета информации, содержащего технологию (его стоимость – 210 000 ден. ед.).
Если компания «Вектор» своими силами будет внедрять технологию очистки сточных вод, это потребует привлечения в течение месяца двух инженеров и четырех рабочих, которые в настоящее время работают в цехах пластмасс и упаковки (продолжительность нормального рабочего времени одного работника в месяц - 168 часов). В течение месяца нужно будет оплатить около 200 часов сверхурочных работ инженерно-технических работников, ставка оплаты сверхурочных – 95 ден. ед. в час. Привлечение к работам основных рабочих цехов, выпускающих упаковку, не потребует дополнительной оплаты, но приведет к падению производства этих подразделений на 10 % в течение месяца. В настоящее время плановые показатели деятельности цехов изготовления упаковки на следующий месяц таковы, тыс. ден. ед.:
Выручка 2100
Прямые материальные затраты 560
Заработная плата основных производственных рабочих (повременная) 860
Косвенные производственные расходы 450
Кроме того, независимо от того, кто будет осуществлять внедрение технологии, компании «Вектор» придется назначить менеджера - координатора проекта внедрения. Если внедрение будут осуществлять компании «Экология-ХХ», обязанности по координации может выполнять один из штатных менеджеров компании «Вектор», и это не потребует доплат. Внедрение своими силами потребует привлечения стороннего координатора по временному трудовому соглашению на срок 2 месяца, затраты по этому договору составят 40 000 ден. ед.
Требуется: выбрать варианта внедрения технологии очистки сточных вод.
Решение:
Для решения этой проблемы рассчитаем релевантные затраты по каждому из вариантов.
Затраты, которые следует принимать во внимание при принятии решения о том, какими силами будет осуществляться внедрение технологии очистки сточных код компанией «Вектор», не должны включать ни затраты на проведение маркетингового исследования, ни затраты на саму технологию очистки, поскольку величина этих затрат не будет зависеть от того, какое решение будет принято – эти затраты не являются релевантными[17].
Проанализируем затраты по отношению к решению о внедрении технологии. Для этого сначала проверим все относящиеся к проблеме затраты на соответствие критериям релевантности:
Статья затрат / доходов | Будущее? | Денежный поток? | Различие? | Сумма, ден. ед. |
Отчет консалтинговой компании | + | + | ||
Затраты на приобретение технологии | + | + | ||
Стоимость услуг внешних внедренцев | + | + | + | |
Затраты труда собственного персонала: | ||||
инженеров | ||||
- 672 часа (нормальное время) | + | + | ||
- 200 часов (сверхурочное время) | + | + | + | |
рабочих | ||||
- 1344 часа (нормальное время) | + | + | ||
Сокращение объемов производства: | ||||
упущенная выручка | + | + | + | |
прямые материальные затраты | + | + | + | |
прямые трудовые затраты | + | + | ||
постоянные накладные затраты | + | + | ||
Координация проекта внедрения: | ||||
штатным менеджером | + | + | ||
привлеченным менеджером | + | + | + |
Для внедрения технологии собственными силами релевантные затраты составят:
19 000 + (210 000 – 56 000) + 40 000 = 213 000 ден. ед.
Для внедрения технологии силами компании «Экология-ХХ» релевантные затраты составят 200 000 ден. ед.
Расчеты показывают, что релевантные затраты, относящиеся к варианту 1 (внедрение технологии собственными силами), превышают релевантные затраты варианта 2 (привлечение стороннего подрядчика). Следовательно, при сложившихся обстоятельствах целесообразно сделать выбор в пользу второго варианта.
При этом следует отметить, что львиную долю релевантных затрат варианта 1 составляют вмененные затраты (потеря доходов от снижения объемов производства при отвлечении производственных рабочих на процесс внедрения технологии). Если нашей компании удастся мобилизовать ресурсы на то, чтобы избежать падения производства (или хотя бы уменьшить спад), выполнение проекта собственными силами окажется более выгодным.
Задача 3.7. Классификация затрат для разных направлений учета*
Компания «Окно в мир» занимается изготовлением и установкой стеклопакетов (оконных рам из пластика по индивидуальным заказам). В структуре предприятия несколько служб: цех сборки, отдел установки (его сотрудники работают в квартирах и офисах заказчиков) и администрация (вместе с коммерческой службой). Статьи затрат компании можно сгруппировать таким образом:
амортизация производственного оборудования в цехе сборки,
страхование производственных помещений,
оконный профиль,
стекло разных наименований,
заработная плата контролеров цеха сборки и отдела установки,
заработная плата сотрудников администрации,
расходы на организацию связи (телефон, интернет, почтовые отправления),
вознаграждения дизайнерам (роялти) в форме определенного процента от стоимости заказов соответствующих моделей,
расходы на рекламу,
заработная плата рабочих цеха сборки и отдела установки,
амортизация офисного оборудования,
питание сотрудников администрации и цеха сборки;
расходы на приобретение специальных приспособлений (инструментов), вспомогательных материалов и канцелярских товаров для всех служб компании;
аренда производственных и офисных помещений.
Требуется: провести классификацию затрат (основные – накладные, производственные – непроизводственные) для целей:
(а) расчета себестоимости единицы продукции,
(б) анализа затрат на функционирование каждой службы.
Решение:
(а) Цель классификации - расчет себестоимости единицы продукции.
Основные | Накладные | |
производственные | непроизводственные | |
оконный профиль | амортизация производственного оборудования в цехе сборки | заработная плата сотрудников администрации |
стекло разных наименований | страхование производственных помещений | расходы на организацию связи (телефон, интернет, почтовые отправления) |
вознаграждения дизайнерам (роялти) в форме определенного процента от стоимости заказов соответствующих моделей | заработная плата контролеров цеха сборки и отдела установки | расходы на рекламу |
заработная плата рабочих цеха сборки и отдела установки | питание сотрудников цеха сборки | питание сотрудников администрации |
расходы на приобретение специальных приспособлений (инструментов), вспомогательных материалов для производственных подразделений | расходы на приобретение канцелярских товаров | |
аренда производственных помещений | аренда офисных помещений | |
амортизация офисного оборудования |
(б) Цель классификации – определение величины затрат на функционирование каждой службы.
Цех сборки | Отдел установки | Администрация |
амортизация производственного оборудования в цехе сборки | заработная плата сотрудников администрации | |
страхование производственных помещений | расходы на организацию связи (телефон, интернет, почтовые отправления) | |
оконный профиль | вознаграждения дизайнерам (роялти) в форме определенного процента от стоимости заказов соответствующих моделей | |
стекло разных наименований | расходы на рекламу | |
заработная плата контролеров цеха сборки | заработная плата контролеров отдела установки | амортизация офисного оборудования |
заработная плата рабочих цеха сборки | заработная плата рабочих отдела установки | |
питание сотрудников цеха сборки | питание сотрудников администрации | |
расходы на приобретение специальных приспособлений (инструментов), вспомогательных материалов | расходы на приобретение специальных приспособлений (инструментов), вспомогательных материалов | расходы на приобретение канцелярских товаров для всех служб компании |
аренда производственных помещений | аренда офисных помещений |
Часть 2. Обработка информации о затратах организации