Выбор фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Реальные рынки, на которых действуют реальные фирмы, практически без исключений являются рынками несовершенной конкуренции.

Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции действуют на них не в полной мере.

Наиболее распространенными предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1) значительная доля рынка (или обособленного сегмента) рынка) у отдельных производителей;

2) наличие барьеров проникновения в отрасль;

3) неоднородность продуктов;

4) несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Действия фирмы в данных условиях рассмотрим на примере кра йней формы несовершенного рынка – монополии.

Абсолютная монополия - редкое дляхозяйственной практики явление. Чаще приходится сталкиваться с монопольными влияниями, когда фирма в той или иной степени контролирует рыночный сегмент. Однако, анализ модели чистой монополии позволяет глубоко исследовать поведение фирм, обладающих рыночной властью, и уяснить причины и цели государственного вмешательства в рыночный механизм [7, с.331].

Монополия - означает концентрацию всего объема отраслевого предложенияу одного продавца, реализующего уникальныйпродукт. Так как существование монополии связано с замещением благ, то ее отличительной характеристикой является эластичность спроса. Спрос на продукт фирмы-монополиста всегда менее эластичен в сравнении со спросом на продукт фирмы, у которой имеются заменители.

Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции имеет существенные особенности в сравнении с процессом ценообразования на рынке совершенной конкуренции. Прежде всего, это связано с характеристикой основных параметров рыночного механизма. Кривая спроса монополиста совпадает с кривой рыночного спроса, поэтому при каждой цене монополист может продать количество товара, равное объему рыночного спроса. Она носит убывающий характер и любые изменения объема выпуска, оказывают влияние на цену.

Равенство предельного дохода и предельных издержек фирмы сводят к правилу, учитывающему взаимозависимость с эластичностью, которым легче пользоваться на практике. Для этого представим формулу предельного дохода в следующем виде: [10]

MR=ΔR/ ΔQ = Δ(PQ)/ΔQ

Доход, получаемый в результате выпуска дополнительной единицы продукции, Δ(PQ)/ΔQ имеет две составляющие. Произведя одну дополнительную единицу продукции, и продав ее по цене Р, фирма получает доход: 1*Р=Р. Но кривая спроса на рынке, на котором продает фирма, характеризуется отрицательным углом наклона (убывает по цене) и поэтому производство и продажа этой дополнительной единицы приводят к небольшому снижению цены, ΔP/ΔQ которое уменьшает доход от всей проданной продукции (т.е. изменение дохода равно: Q(ΔP/ΔQ)). Таким образом:

MR=P+Q(ΔP/ΔQ)

Умножив и разделив выражение Q(ΔP/ΔQ) на P получим:

P+P(Q/P) Выбор фирмы в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru ΔP/ΔQ

Известно, что, что эластичность спроса определяется как:

(ΔQ/ΔP) Выбор фирмы в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru (P/Q) это значит, что (Q/P) Выбор фирмы в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru (ΔP/ΔQ) есть величина, обратная эластичности спроса: 1/ED в точке, в которой объем производства максимизирует прибыль. Следовательно:

MR=P+P(1/ED)

Уравняв предельный доход и предельные издержки, получим:

P+P(1/ED)=P(1+1/ED)=MC

Такая интерпретации предельной выручки фирмы позволяет прийти к выводу о том, что для убывающей кривой спроса предельная выручка фирмы (МR):

- во-первых, всегда будет меньше цены (Р), так как эластичность спроса по цене на продукцию фирмы (Ed) отрицательна и выражение (1+1/ED) будет меньше единицы. Т.е, в более общей форме можно констатировать, что ускоренное падение предельного дохода вызвано тем, что продажа дополнительной единицы продукции не только увеличивает доход на величину ее стоимости,но и сокращает его на сумму удешевления всех предыдущих единиц.

Поскольку в силу действия правила MR = МСпредельный доход является важнейшим фактором, диктующим выбор оптимального объема производства, то изменение его динамики кардинально меняет и условия рыночного равновесия фирмы.

во-вторых, MR находится в прямой зависимости от цены (P) и в обратной от эластичности спроса по цене (Ed) [7, с.270-271].

На рисунке 2.23 изображен процесс выбора оптимального размера производства для фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

Выбор фирмы в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Рис.2.23. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции.

Максимизирующей прибыли фирмы соответствует объем выпуска qm, при котором предельная выручка и предельные издержки производства будут равны. Основываясь на спросе на свою продукцию, Dфирма назначит цену Рm. При этом цена будет превышать уровень предельных издержек производства данного объема предложения. Возникающая между ценой реализации и предельными издержками производства разница будет свидетельствовать о наличии у фирмы рыночной власти, а величина этой разницы (Р - МС) - характеризовать ее величину: чем больше это превышение, тем сильнее рыночная власть фирмы. Анализируя величину рыночной власти фирмы, следует обратить внимание на два момента. Первый касается взаимосвязи между рыночной властью и эластичностью спроса, а второй - взаимосвязи между рыночной властью и прибылью.

Из графика видно, что превышение цены над предельными издержками производства будет тем больше, чем менее эластичным является спрос (чем круче кривая спроса) на продукцию фирмы и наоборот. Отсюда следует вывод, что рыночная власть (Р - МС) при снижении эластичности спроса растет, а при ее увеличении - снижается. Естественно, что при абсолютной эластичности спроса она становясь равной нулю (Р = МС), то есть исчезает вообще. (состояние совершенной конкуренции).

Хотя наличие у фирмы рыночной власти создает предпосылки для получения ею экономической прибыли, прямой зависимости между ними нет. При данном объеме предложения прибыль формируется не только под влиянием выручки, но и зависит от уровня средних издержек производства:

π=TR - ТС = (Р - AC) q. То есть, возможно такое положение, когда фирма обладает значительно меньшей рыночной властью по сравнению с конкурентом, но, при этом получает большую экономическую прибыль, и наоборот [7, с.272].

Для измерения степени рыночной власти, американским экономистом А.П. Лернером в 1934 году был предложен индекс, известный как коэффициент Лернера(L), который определяется как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства к цене фирмы: L=(P-MC)/P. Чем выше его значения, тем большей рыночной властью обладает фирма. Коэффициент Лернера выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для совершенной конкуренции до 1 для монополии. Учитывая, что для обладающей рыночной властью фирмы MR = P+P(1/ED), то для случая максимизации прибыли (MR = МС) предельные издержки можем выразить как МС = P+P(1/ED). Это выражение предельных издержек используем для определения степени рыночной власти фирмы:

L=(P-MC)/P = {Р - P+P(1/ED)}/P = -1/ED.

Таким образом, степень рыночной власти может быть определена как:

L=(P-MC)/P или -1/ED

Степень рыночной власти фирмы находится в обратной зависимости от эластичности спроса на ее продукцию, а обладающая рыночной властьюфирма будет назначать цену, превышающую предельные издержки производства на величину, обратно пропорциональную этой эластичности.

Из равенства L=(P-MC)/P = -1/ED определим цену, которую будет назначать фирма, обладающая рыночной властью: P=MC/(1+1/ED).

Это уравнение представляет универсальное правило ценообразования для любой фирмы, обладающей монопольной властью[7, с.273].

Решение монополиста об объеме предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеет эластичность спроса, определяющая положение кривой предельной выручки, что для монополиста является решающим моментом. При смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может как увеличиться, так и уменьшиться. Поэтому однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены, а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения. При таком механизме установления рыночного равновесия определить связь, отражающую зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не представляется возможным. Следовательно, у монополиста кривой предложения не существует. Причину этого легко понять, если вспомнить, что условием построения кривой предложения совершенно конкурентной фирмы является заданный уровень цены, который в условиях монополии отсутствует.

Поскольку фирма-монополист является единственно фирмой в отрасли, постольку равновесие, достигнутое ею в краткосрочном периоде, будет являться и равновесием в долгосрочном периоде. В условиях долгосрочного равновесия монополист, в отличие от совершенно конкурентного производителя, экономическая прибыль которого равна нулю, будет максимизировать прибыль (или минимизировать убытки) вследствие сохраняющихся барьеров на входе в отрасль.

Список использованной литературы:

1. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: Микро-и макроуровень: Учебное пособие.-2-е изд. испр.-М.-ДЕЛО, 2005.-440с.

2. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : учебник / коллектив авторов ; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - 6-е изд.,- М. : КНОРУС, 2011. — 704 с.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. -3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2014. — 624 с.

4. Сафрончук М.В. Микроэкономика : учебное пособие. — 2-е изд., М. : КНОРУС, 2009. — 256 с.

5. Сеелева О.Н. Экономическая теория. Микроэкономика. http://www.studfiles.ru/preview/3156148/ (режим доступа:30.01.2016).

6. Симкина Л.Г Микроэкономика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012. -360 с.

7. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, занимающихся по экономическим специальностям.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006.-640 с.

8. Экономическая теория. Белецкая Л.В. Библиотека русских учебников (http://uchebnikionline.com/politekonomia/ekonomichna_teoriya_- _biletska_lv.htm (режим доступа:30.01.2016).

9. Экономическая теория: Полный курс МВА / И. К. Станковская, И. А. Стрелец: Рид Групп; Москва; 2011. Гл. 7.2 http://vipbook.info/nauka-i-ucheba/uchebnie-posobiya/258142-ekonomicheskaya-teoriya-polnyy-kurs-mva.html (режим доступа:30.01.2016).

10. Пиндайк Р. Рубинфельд Д. Микроэкономика. http://economics-lib.ru/books/item/ (режим доступа:25.04 2016).

Контрольные вопросы к п. 2.3

1. В чем особенности бухгалтерских и экономических издержек?

2. Какие критерии лежат в основе разграничения краткосрочного и долгосрочного периодов при определении издержек?

3. Дать краткую характеристику издержек производства в краткосрочном периоде.

4. В каких точках кривая МС пересекает кривые AVC и TVC и почему?

5. Должна ли фирма закрыться, если она получает нулевую экономическую прибыль?

6. Если предельные издержки увеличиваются, то можно ли сказать, что увеличиваются ( или уменьшаются) средние переменные издержки?

7. Почему кривая предельного дохода конкурентной фирмы MR совпадает с линией цены Р и имеет горизонтальный вид?

8. При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?

9. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма получает только нормальную прибыль?

10. При каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде?

Тестовые задания к п.2.3

1. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции:

а) общие издержки;

б) средние общие издержки;

в) постоянные издержки;

г) средние постоянные издержки.

2. В точке минимума предельных издержек средние издержки должны быть:

а) возрастающими;

б) убывающими;

в) постоянными;

г) минимальными

3. Какое из приведенных положений не относится к характеристике условий совершенной конкуренции и почему:

а) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей ее минимальному значению;

б) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;

в) кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия;

г) кривая средних и предельных издержек имеет U-образную форму;

д) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон.

4. Постоянные издержки фирмы – это:

а) оптимальные издержки производства, при которых достигается максимальный объем выпуска продукции;

б) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится;

в) неявные издержки;

г) затраты на ресурсы по стабильным ценам, действовавшим в момент их приобретения.

5. Для конкурентной фирмы цена продукта равна предельному доходу:

а) верно;

б) неверно.

6. Издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства:

а) средние общие издержки;

б) предельные издержки;

в) общие переменные издержки;

г) общие постоянные издержки;

д) средние переменные издержки.

7. Стоимость израсходованных ресурсов, оцененная в текущих ценах их приобретения:

а) экономические издержки;

б) общие постоянные издержки;

в) бухгалтерские издержки;

г) общие переменные издержки;

д) общие средние издержки.

8. Когда увеличивается общий объем производства, средние постоянные издержки:

а) возрастают;

б) уменьшаются;

в) не изменяются.

9. Понятие экономических издержек означает, что:

а) производство осуществляется с минимальными затратами;

б) стоимость собственных ресурсов не должна включаться в издержки;

в) необходимо учитывать альтернативную стоимость всех используемых ресурсов;

г) бухгалтерские расходы превышают их на величину непроизводственных затрат.

10. Какая из приведенных ниже формул верна:

а) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = внешние издержки;

б) экономическая прибыль + внутренние издержки = бухгалтерская прибыль;

в) бухгалтерская прибыль + внутренние издержки = экономическая прибыль;

г) внешние издержки + внутренние издержки = выручка.

Ответы: 1. в); 2. г); 3. д); .4. б); 5 а); 6. в); 7. в); 8. б); 9. в). 10. б).

Контрольные вопросы к п.2.4

1. Что лежит в основе классификации рыночных структур?

2. Причина, по которой каждый из участников совершенной конкуренции не может оказывать влияние на рынок?

3. В чем отличие кривой рыночного спроса и кривой спроса на продукцию отдельной конкурентной фирмы?

4. В чем заключается конкуренция фирм, работающих в условиях совершенно конкурентного рынка?

5. Почему кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон?

6. Может ли фирма иметь власть над рынком, не являясь абсолютным монополистом?

7. Какие причины дают возможность на конкурентном рынке возникнуть монополии, а на монопольном рынке – конкуренции?

8. Перечислить несколько отраслей промышленности, которые могут служить примером олигополии.

9. Каков критерий определения монополией объема продаж?

10. Дать характеристику индексу монопольной власти.

Тестовые задания к п.2.4

1. Объем производства, при котором цена товара равна минимальному уровню средних переменных затрат:

а) точка максимизации прибыли;

б) точка закрытия;

в) точка равновесия.

2. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде:

а) линия цены товара;

б) возрастающая часть кривой средних издержек, расположенная выше их минимального значения;

в) возрастающая часть предельных издержек, расположенная выше средних переменных издержек;

г) возрастающая часть средних переменных издержек, расположенная выше их минимального значения.

3. Конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, прекратит производство в краткосрочном периоде, если:

а) общий доход не покрывает общие издержки фирмы;

б) цена продукта ниже минимального значения средних издержек;

в) цена продукта ниже минимального значения средних переменных издержек;

г) цена продукта ниже минимального значения предельных издержек.

4. Рост экономической прибыли на конкурентном рынке способствует:

а) сокращению производства в действующих фирмах, чтобы не привлекать конкурентов;

б) повышению рыночной цены;

в) возникновению сил, способных свести эту прибыль к нулю;

г) притоку новых фирм в эту отрасль.

5. Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде, выбирает объем выпуска продукции, при котором P равна минимальному значению LAC:

а) верно;

б) неверно.

6. Совершенно конкурентная фирма в долгосрочном периоде получает:

а) нормальную прибыль;

б) экономическую прибыль;

в) положительную прибыль;

г) сверхприбыль.

7. При равенстве каких показателей монополист получит максимальную прибыль:

а) предельных издержек и цены товара;

б) предельного дохода и средних издержек;

в) предельного дохода и предельных издержек;

г) предельной полезности и предельных издержек.

8. Совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при условии:

а) обеспечения наименьших издержек производства;

б) равенства значений ее предельных издержек производства рыночнойцене производимого продукта;

в) реализации максимального объема продукции;

г) обеспечении максимальной прибыли на единицу продукции.

9. Рыночная власть – это:

а) господство фирмы над покупателями;

б) подчинение своей политике конкурентов;

в) возможность оказывать влияние на рыночную цену;

г) возможность игнорировать закон спроса;

д) непоколебимая конкурентоспособность.

10. Может ли конкурентная фирма, находящаяся в условиях долгосрочного равновесия, получать положительную экономическую прибыль?

а) может, если цена товара выше средних издержек производства.

б) не может, так как в этом случае все фирмы отрасли имеют нулевую прибыль.

в) может, если она в состоянии снизить средние издержки до уровня ниже отраслевого.

г) может, если она обладает уникальными факторами производства.

д) может, если ее продукция обладает особыми потребительскими свойствами.

Ответы: 1. б); 2. в); 3. в); 4. в); 5. а); 6. а); 7. в); 8. б); 9. в); 10. б).


Наши рекомендации