Повторяющееся взаимодействие и стабильность сговоров. Ценовые войны.
Если бы фирмы установили свои цены раз и навсегда, эта отрасль соответствовала бы модели Бертрана. Из предыдущей главы мы знаем, что равновесие в такой отрасли достигалось бы при установлении обеими фирмами цен, равных предельным издержкам.
В более реалистичной модели должна быть предусмотрена возможность периодического изменения цен. В частности, допустим, что время поделено на ряд периодов t= 1, 2, ... и что в каждом периоде фирмы одновременно устанавливают цены. Другими словами, предположим, что фирмы играют в игру Бертрана в каждом из бесконечной серии периодов. На жаргоне теории игр — фирмы играют в повторяющуюся игру. Какое состояние равновесия в такой динамической игре? Очевидно, что одно возможное состояние равновесия образуется, если фирмы в каждом из периодов играют на достижение равновесия Нэша—Бертрана, игнорируя события, происходившие в предыдущих периодах. Действительно, если Фирма 1 знает, что в каждом периоде Фирма 2 будет приравнивать цену к предельным издержкам независимо от действий Фирмы 1, то ее оптимальным ответом будет также приравнивание цены к предельным издержкам.
Однако возможно существование иных состояний равновесия. Допустим, фирмы применяют следующие жестокие стратегии. В первом периоде они обе устанавливают цену на монопольном уровне рм и делят монопольную прибыль поровну (У2пм). В каждом следующем периоде, перед тем как установить свои собственные цены, фирмы изучают их прошлое. Если оказывается, что в прошлом все цены находились на монопольном уровне, т.е. если обе фирмы «не нарушали конвенцию», то каждая фирма устанавливает рм и в текущем периоде. В противном случае цена устанавливается на уровне предельных издержек. Иначе говоря, Фирма 1 будет устанавливать р = рм до тех пор, пока так же поступает и Фирма 2. В тот момент, когда Фирма 1 заметит, что конкурент установил другую цену, она «накажет» его за это, вернувшись (навсегда) к цене на уровне предельных издержек".
Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.
Легко понять, как фирмы втягиваются в эту войну. Поскольку каждый продавец думает, что другой не будет реагировать на его понижение цены, то у каждого из них есть искушение увеличить продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок - или он так думает - и может тем самым увеличить прибыль. Но конкурент отвечает понижением цены. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену P=AC=MC .Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Предполагая, что каждая фирма всегда поддерживает свою текущую цену, другая фирма всегда может увеличить прибыль, требуя на 1 рубль меньше, чем ее соперница. Конечно, другая фирма не сохранит прежнюю цену, т.к. она осознает, что может получить большую прибыль, требуя на 1 копейку меньше конкурента.
Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может получать выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Поскольку каждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у нее нет стимула увеличивать цены. Сделать так значило бы потерять все продажи в пользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою цену неизменной на уровне Р=АС. Это так называемое равновесие Бертрана. В общем, на олигополистическом рынке равновесие зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников.
К несчастью для потребителей, ценовые войны обычно недолговечны. Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль.
25. Вертикальные ограничения: поддержание розничных цен и введение эксклюзивных территорий. Вертикальные ограничения, такие как поддержание, розничных цен или эксклюзивные территории, могут увеличивать эффективность, если розничные торговцы вкладывают средства в организацию и стимулирование сбыта, приносящие пользу нескольким розничным торговцам или производителям-конкурентам; или когда двухставочный тариф недостаточен, чтобы стимулировать одновременно розничное ценообразование и организацию и стимулирование сбыта. При этой разновидности вертикального ограничения у каждого розничного торговца своя территория, на которую не вхожи другие продавцы. Например, производители автомобилей имеют в каждой европейской стране своего представителя, обладающего исключительным правом продажи их автомобилей. Когда розничные торговцы делают инвестиции в организацию и стимулирование сбыта и это оказывается выгодным нескольким розничным продавцам, такими вертикальными ограничениями, как поддержание розничных цен и введение эксклюзивных территорий, можно скорректировать возникающие внешние эффекты
Вертикальные ограничения, такие как поддержание розничных цен или эксклюзивная продажа, могут выступать в качестве средства достижения сговора или способа вытеснения с рынка конкурентов.
24.Двойная маржинализация и двухставочные тарифы.
Эта ситуация известна как проблема двойной маржинализации. При вертикальном разделении принимаются два решения о монопольном ценообразовании. Если единственный инструмент контракта между фирмами М и R — оптовая цена, то к предельным издержкам будут прибавлены две монопольные маржи (в данном контексте — наценки. Примеч. науч. ред.), что приведет к установлению цены, превышающей монопольную. Вследствие этого совместная прибыль фирм М и R оказывается ниже, чем в случае их интеграции. Проблема двойной маржи нализации зачастую приводится в качестве аргумента в пользу вертикальной интеграции.
23. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта. Вертикальная интеграция способствует улучшению информационного обмена между сторонами. Это связано прежде всего с тем, что вертикально интегрированные фирмы могут получить выигрыш от объединения за счет совместного поиска необходимой информации о ценах и качестве изделий. Кроме того, вертикальная интеграция способствует преодолению так называемой неполноты контрактов. Действительно, при заключении контракта представители компаний стремятся оговорить все аспекты сотрудничества и найти такие формулировки, чтобы впоследствии принятые условия не изменялись. Но условия продажи продукта и спрос могут изменяться под действием рыночного механизма. Следовательно, долгосрочный контракт не может предусмотреть все возможные альтернативы, даже если он был полным. В вертикально интегрированной структуре сторонам нет нужды детально оговаривать статьи контракта.
Вертикальные ограничения представляют собой некие обязательства, которые фирма, действующая на одной из стадий технологической цепочки сделок между компаниями, налагает на поведение фирмы, оперирующей на другой стадии2. Хотя практика таких ограничений весьма разнообразна, выделим некоторые, наиболее часто встречающиеся. К ним прежде всего относятся: поддержание цен при перепродаже товаров или поддержание
- розничных цен (resale price maintenance, RPM)\
- договор франчайзинга {franchise agreement) — предоставление одной фирмой исключительных прав производства или продажи определенных видов товаров или оказания услуг другой фирме;
- условие продажи продукции только при покупке других товаров производителя, или связанные продажи {tying arrangements);
- исключительные территории (territorial restrictions), под которыми понимается как пространственная дифференциация рынка, так и его «сегментация».
22.Вариативный подход, пакетирование и другие формы классификации потребителей. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования инвестиций и инвестиционных ресурсов предприятия должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений в этой области их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих инвестиционную идеологию, инвестиционную стратегию или конкретную инвестиционную политику предприятия в сфере функциональных систем управления. Система таких критериев в области управления инвестиционной деятельностью устанавливается самим предприятием. Вариативный подход, пакетирование и другие формы классификации потребителей.
Это классический пример ценовой дискриминации. Предлагая ряд пакетов с различными сочетаниями цены и качества, продавец может классифицировать потребителей по готовности платить. Примеры такой практики, которую можно охарактеризовать как вариативный подход, весьма распространены это и книги в бумажной обложке, и билеты в бизнес- и первый класс на самолеты, и золотые кредитные карточки, и др.
21. Нелинейное ценообразование служит частным случаем применения системы ценовой дискриминации второго типа. В противоположность двухчастному тарифу, фирма может прямо устанавливать разные цены на продукцию в зависимости от готовности покупателей платить за товар. В отличие от системы двухчастного тарифа, применение нелинейного ценообразования не требует знания индивидуальной функции спроса. Однако представления о рыночной функции спроса для разработки схемы различных комбинаций «количество/цена» все же недостаточно. Необходима дополнительная информация о том, сколько покупателей готовы приобретать разные количества товара при разном уровне цен. На основе этих данных строится схема оптимального ценообразования для фирмы и сравнивается прибыль, полученная при нелинейном ценообразовании с максимальной прибылью, которая была бы получена при назначении единой цены. Для того чтобы определить оптимальную нелинейную схему ценообразования, необходимо установить, как будет зависеть цена продажи от объема приобретения товара. Фирма получает четкий и ясный критерий разграничения общего круга покупателей на сегменты - «приобретающие одну штуку», «приобретающие две штуки» и т. д. - и возможность установить максимизирующую прибыль цену для каждого сегмента остаточного спроса в отдельности.
20. При третьей степени ценовой дискриминации фирма способна идентифицировать различные сегменты рынка с разными кривыми спроса. Предположим, что отраслевая структура осуществляет торговлю на двух региональных рынках А и В с разной ценовой эластичностью спроса. Если фирма установит одинаковую цену Р на обоих рынках, то в результате она не достигнет максимизации прибыли. Это связано с тем, что на разных рынках установится разный предельный доход при наличии разной ценовой эластичности спроса. МЛ - Р(1 — 1: Е), где Е— ценовая эластичность спроса. В этом случае для фирмы имеет смысл перераспределить объемы реализации продукта между рынками А и В. Такое перераспределение продолжится до тех пор, пока не будет достигнут максимум предельного дохода (МЯ).
19. Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.
§ Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;
§ чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;
§ чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.