Понятие и источники патентного права

Объекты патентного права

Кроме изобретений в некоторых странах охраняются так называемые «малые изобретения» — полезные модели (ФРГ, Италия, Испания, Япония и др.). Полезной моделью при­знается техническое решение, относящееся к устройству (конструкции) и удовлетворяющее установленным в данной стране критериям охраноспособности, более низким по срав­нению с изобретениями. Например, в Италии, ФРГ и Японии понижены требования в отношении уровня новизны (не тре­буется, чтобы решение было результатом «изобретательской деятельности»). Кстати, в названных странах допускается преобразование заявки на выдачу патента на изобретение в заявку на полезную модель. Патент или свидетельство на полезную модель выдается по явочной или проверочной си­стеме и предоставляет его владельцу исключительное право, аналогичное праву из патента на изобретение. Срок действия охранного документа на полезную модель ниже, чем на изобретение, и составляет: в Италии — четыре года, в ФРГ — до шести лет и в Японии — 10 лет со дня публикации заявки, но не свыше 15 лет со дня ее подачи.

Важным объектом промышленной собственности явля­ется промышленный образец. Качество изделия обычно характеризуется соответствием его показателей новейшим достижениям мировой науки и техники, надежностью, дол­говечностью и экономичностью. Однако только этих свойств недостаточно для обеспечения высоких потребительских свойств товаров и их конкурентоспособности. Необходи­мо, чтобы изделия удовлетворяли запросы потребителей с точки зрения красоты и выразительности их формы, цве­та, изящества отделки, эргономики (т.е. простоты и удоб­ства пользования), а также упаковки и требовании моды. Эта задача решается с помощью развития художественного конструирования (дизайна) и охраны технико-эстетических достоинств изделий в качестве промышленных образцов.

В качестве промышленного образца может охраняться особая форма изделия (объемный образец) либо рисунок на поверхности изделия (плоский образец). В некоторых странах, например в Англии, промышленным образцом признается даже цвет изделия. Введение охраны промыш­ленных образцов явилось прямым следствием конкурен­ции: крупные промышленники были заинтересованы в том, чтобы форма, внешний вид выпускаемых ими новых промышленных изделий не копировались другими фирма­ми, не использовались против них в конкурентной борь­бе. Они стремились к тому, чтобы оригинальное внешнее оформление изделий стало их «собственностью», подобно «собственности» на новые изобретения, используемые в промышленных изделиях.

В большинстве стран существуют специальные законы об охране промышленных образцов (рисунков и моделей): в Великобритании — закон о зарегистрированных образ­цах (1949 г.), в Канаде — закон о промышленных образцах (1952 г.), в Японии — закон об образцах. Вместе с тем сле­дует иметь в виду, что наряду с патентно-правовым спосо­бом охраны промышленных образцов, регламентируемым данными законами, возможна их охрана по авторско-правовому способу как продуктов художественного творчества. Наиболее широко применяется патентно-правовой способ охраны (Япония, США, Великобритания). В некоторых странах промышленные образцы охраняются целиком нор­мами авторского права (Бельгия), а в отдельных странах - допускается двойная охрана (Франция, ФРГ). Правовой охране уделяется большое внимание в международных со­глашениях, прежде всего в Парижской конвенции.

Под промышленным образцом понимается художествен­ное (эстетическое) решение внешнего вида промышленно­го изделия. Изделие, которому придается соответствующий внешний вид, является объектом промышленного образца. Поэтому нельзя отождествлять промышленный образец как принцип, идею, нематериальное благо с телесным его воплощением в реальном объекте. Наряду с эстетическими свойствами важными критериями промышленного образца являются его новизна (США, Япония и др.), оригиналь­ность внешнего вида изделия (Франция) либо сочетание того и другого (Англия, ФРГ), а также промышленная при­менимость.

Обладатель исключительного права может сам исполь­зовать промышленный образец (изготавливать, применять, продавать, ввозить) и запрещать его использование (без ли­цензии) третьими лицами. Нарушители права на промыш­ленный образец несут установленную законом ответствен­ность. При этом в странах с патентно-правовой моделью охраны нарушением признается любое (даже случайное) сходство внешнего вида изделий с зарегистрированным промышленным образцом, а в странах с авторско-правовой моделью — только прямое копирование.

Традиционными объектами изобретений, охраняемых патентным правом, являются устройства, способы и веще­ства, а также применение известных объектов подобного рода по новому назначению. В порядке исключения охра­няются некоторые важные нетехнические достижения, в первую очередь штаммы — продуценты веществ. Подоб­ные изобретения составляют основу современной про­мышленной микробиологии. Активно охраняются патен­тами изобретения в области автоматизированных систем, комплексной механизации производства, химии и других перспективных направлениях техники и технологии. В не­которых странах имеется возможность охраны средствами патентного права алгоритмов и программ для ЭВМ, а также результатов генной инженерии.

Обозначение товаров.Все увеличивающееся значение в развитых странах при­обретает правовая охрана различных видов обозначений товаров: товарных знаков (знаков обслуживания), фир­менных наименований и так называемых географических указаний (наименований мест происхождения товаров и указаний их происхождения).

Законы коммерции и охрана прав фирм и отдельных лиц на монопольное владение определенными видами то­вара давно выработали свои требования к товарам, посту­пающим на рынок. Одно из них гласит: товар должен быть маркирован определенным знаком или символом. Немар­кированные товары обычно ценятся дешевле, а иногда во­обще не допускаются к продаже.

Маркировка товарным знаком преследует две главные цели: гарантировать хорошее качество товара и убедить покупателя приобретать именно данный товар. Вместе с тем любой товарный знак, прежде всего, предназначен для идентификации изделий. Какую бы форму ни принимали товарные знаки, их общая функция заключается в том, что­бы позволить отличить конкретную компанию, услугу или изделие от конкурирующих компаний, услуг или изделий. Таким образом, основными функциями товарного знака яв­ляются различительная, гарантийная и рекламная.

В наиболее общем виде товарным знаком (знаком обслу­живания) признается зарегистрированное в соответствии с национальным законодательством обозначение, служащее для отличия товаров (услуг) одного производителя от одно­родных товаров (услуг) другого производителя. Товарный знак должен обладать новизной, и различительной способ­ностью. Товарный знак обладает новизной, если отсутствует идентичное или сходное обозначение, используемое в обо­роте для таких же или подобных изделий. Под различитель­ной способностью понимается свойство знака быть легко рас­познаваемым в массе других товарных обозначений.

Различают словесные (Kodak, Ford, Chanel etc.), изобра­зительные, комбинированные, объемные и иные (световые, музыкальные и т.п.) товарные знаки. В отличие от товарных знаков, применяемых, прежде всего, для маркировки изде­лий, знаки обслуживания используются преимущественно в сфере оказания разнообразных услуг и деятельности торго­вых, транспортных, страховых, банковских и туристических фирм.

Товарные знаки охраняются в большинстве стран специ­альными законами: в США — федеральным законом 1946 г. и законами отдельных штатов; во Франции — Кодексом ин­теллектуальной собственности 1992 г.; в Англии — законом о товарных знаках 1938 г. в ФРГ — законом о товарных знаках (1936 г.); в Японии — законом о товарных знаках 1959 г.

Помимо Парижской конвенции вопросы правовой охраны и использования товарных знаков ре­гулируются Мадридским соглашением о международной регистрации знаков (14 апреля 1891 г.) и Ниццским согла­шением о международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков (15 июля 1957 г.).

Исключительное право на товарный знак возникает в ре­зультате регистрации его в государственном ведомстве или применения в имущественном обороте. В зависимости от порядка возникновения права на товарный знак различа­ют страны действия «принципа регистрации» и «принципа первого использования». В некоторых странах допускается применение обоих принципов, причем в одних случаях до­статочен факт применения или регистрации знака, а в дру­гих необходимо и применение, и регистрация знака.

По аналогии с правом на изобретение и промышленный образец исключительное право на товарный знак выража­ется в предоставлении только владельцу знака права его неограниченного хозяйственного использования, исключая из числа пользователей всех третьих лиц. По законодатель­ству зарубежных стран обладатель исключительного права может: маркировать товарным знаком свой товар, т.е. про­ставлять его на изделиях или на упаковке; вводить марки­рованные изделия в оборот; пользоваться знаком в реклам­ных целях; уступать права на знак либо передавать право пользования знаком (по лицензиям) третьим лицам.

Срок действия исключительного права на товарный знак обычно составляет 10—20 лет с даты регистрации либо по­дачи заявки с возможностью последующего продления ре­гистрации. В некоторых странах срок охраны составляет менее 10 лет, например в Великобритании — семь лет.

Случаи «пиратства», незаконного копирования широко применяются в отношении не только изобретений и промышленных образцов, но и охраняемых товарных знаков. «Все, что мир сделает, Азия подделает». Эти слова, помещенные на плакате бангкокского адвоката Бунма Тетаванита, занимающегося защитой прав ТНК в Юго-Восточной Азии, можно с полным основанием отне­сти к положению дел с товарными знаками и другими объ­ектами промышленной собственности и в других частях мира. В Бангкоке, Джакарте, Сингапуре, Куала-Лумпуре клиентам нередко рекомендуют посетить компании, где по ценам, в десятки раз меньшим, продают текстиль, видеоза­писи, радиотехнику, часы, духи, лекарства, компьютеры и компоненты к ним, а также запчасти к автомобилям и даже вертолетам, если пожелаете, с наклеенными, пришитыми, напечатанными и выбитыми названиями фирм — от часо­вой «Ролекс» до «ИБМ», выпускающей электронику.

Из других обозначений (кроме товарных знаков) широ­ко применяются и охраняются фирменные наименования, т.е. определенные названия пли «имена» фирм: предпри­ятий, банков, страховых компаний. В качестве фирменного наименования нередко используется собственное имя ком­мерсанта или владельца предприятия: «Сименс», «Крайс­лер», «Нобель» либо вымышленное название, отражающее профиль деятельности фирмы: «Дженерал Моторс», «Ксе­рокс», «Адидас». Фирменное наименование по мере его упо­требления приобретает определенную деловую репутацию, усиливающую позиции фирмы в конкурентной борьбе, и в силу этого само по себе становится экономической ценнос­тью. Вследствие этого фирменное наименование является объектом промышленной собственности.

В качестве фирменного наименования может исполь­зоваться любое обозначение, кроме тех, что прямо не до­пускаются (слова «международный», «имперский» и т.п.). В фирменное наименование обычно вставляются слова или буквенные сочетания, свидетельствующие о принад­лежности фирмы к определенной категории предприятий или юридических лиц, типа: «Леджабп С. А.», что означает «Анонимное (т.е. акционерное) общество Леджаби» (Фран­ция), «А. Р. Smith Manufacturing Company», обозначающее предпринимательскую корпорацию (т.е. опять-таки амери­канскую разновидность акционерного общества) «Ману­фактурная компания А. П. Смит» (США), «Carl Heymanns Verlag KG», т.е. «Коммандитное общество Издательство Карл Хейманн» (ФРГ). По законодательству стран кон­тинентальной Европы индивидуальный предприниматель должен использовать в фирменном наименовании свое имя в обязательном порядке.

Право на фирменное наименование обычно возникает в момент регистрации фирмы в национальном (или местном) реестре страны происхождения. В некоторых странах для возникновения указанного права достаточно одного факта использования наименования с фамилией владельца фир­мы.

Содержание права на фирменное наименование заклю­чается в возможности его владельца беспрепятственно ис­пользовать его на территории соответствующей страны или определенного ее региона (в зависимости от масшта­бов регистрации или использования), а также за границей. Поскольку фирменное наименование как нематериальное благо неотчуждаемо от предприятия, его нельзя продать, подарить или выдать на него лицензию. Поэтому право на фирменное наименование обычно переходит к другому вла­дельцу только одновременно с передачей самого предпри­ятия (за отдельную плату).

Наимено­вание места происхождения товара.Качество и конкурентоспособность не­которых товаров в немалой мере зависят от того, где, кем, в каких природных (климатических, почвенных и т.п.) усло­виях они изготовлены. Изготовители таких товаров заин­тересованы в указании на товарах и их упаковке наимено­ваний мест происхождения или указаний происхождения подобных товаров и их правовой охране от конкурентов. В широком плане в данную группу объектов промышленной собственности входят и обозначения, свидетельствующие о том, из какого материала или каким способом сделан товар: «Pure wool» («чистая шерсть») или «Hand-worked» («руч­ная работа»). Однако основное место в рассматриваемой группе объектов занимают так называемые «географические указания», т.е. обозначения, смысл которых определяется названием какой-либо страны, области, района, чьи при­родные и (или) человеческие факторы целиком или пре­имущественно обусловливают особые качества товаров.

Формы фиксации географических указаний могут быть самыми разными: это и надписи вроде «Made in USA» («сделано в США»), и нанесение символического рисунка или силуэта Эйфелевой башни (что сразу же вызывает ас­социацию с Парижем и Францией как родиной товаров), и прямое указание на товаре, ярлыке, этикетке рода изделия и места его происхождения: «Esrjadas de Toledo» («Толедские клинки»), «Dortmunder Bier» («Дортмундское пиво»), «Aceros de Solingen» («Золингеновская сталь»), «брюссель­ские кружева» и т.п.

Постоянное повышение спроса на подобные товары при­водит к налаживанию их производства вне мест их первона­чального происхождения (однако с сохранением исходных географических наименований): «швейцарский сыр», «ита­льянский салат», «гавайская рубашка», «панама», «коньяк», «шампанское», «чеддер» и т.п. Это, естественно, невыгодно производителям подлинных, оригинальных товаров, имею­щим все основания для проставления перечисленных гео­графических указаний.

В соответствии как с национальным законодательством и прецедентами (в странах общего права), так и междуна­родными соглашениями указания происхождения товаров являются более широкими обозначениями, нежели наиме­нования мест их происхождения. Указание происхождения товаров — это название географического места их изготов­ления либо добычи в общем плане (страна, район, мест­ность, историческая область), призванное служить ориен­тиром для оценки их качества, гарантией высокого уровня потребительских свойств. Такие указания либо вообще не несут информации об особых качествах товаров, определя­емых спецификой места их производства, либо сообщают ее в незначительной мере: «австралийская шерсть», «датское масло», «бразильский кофе» и т.п.

Наименование места происхождения това­ра — это географическое название района или местности, вошедшее в хозяйственный оборот именно в качестве обо­значения производимой там промышленной или сельско­хозяйственной продукции особого качества, ее изготовле­ния или добычи: «шеффильд» — для стали, «виши» — для минеральной воды, «севрский фарфор» — для посуды или керамических изделий. Для признания охраноспособными подобных наименований необходимо, чтобы они: указыва­ли на место, своеобразные природные или этнографические факторы которого обусловливают исключительно или преимущественно особые качества изготавливаемых или до­бываемых в нем товаров; в силу длительности применения прочно вошли в хозяйственный оборот как определители качеств или свойств товаров, когда потребители связывают представление о них именно с местом их происхождения.

В соответствии со ст. 1 Парижской конвенции к числу указанных факторов относятся, в частности, климат, по­чва, растительность данной местности, оказывающие суще­ственное влияние на свойства изделий пищевой промыш­ленности (сыры, окорока, вино, табачные и иные изделия), а также особые приемы (секреты производства) и трудовые навыки, передаваемые из поколения в поколение в местах традиционного промысла. Согласно ст. 10 Парижской кон­венции в случае прямого или косвенного использования ложных указаний происхождения товаров применяются санкции, предусматриваемые ст. 9 Конвенции.

Мадридское соглашение о санкциях за ложные и непра­вильные обозначения происхождения изделий (15 янва­ря 2006 г.), в котором участвовало 34 страны, в том числе Франция, ФРГ, Испания, Япония и др.) конкретизирует виды санкций и порядок их применения, отдавая на усмо­трение национальных судов решение вопросов о том, ка­кие указания или наименования должны рассматриваться в данных странах как родовые названия товаров и приме­няться свободно. Что касается Лиссабонского соглашения, то оно объединяет всего 16 стран и регламентирует особен­ности охраны наименований мест происхождения товаров.

3. Порядок оформления патентных прав

Национальные законы и международные соглашения предусматривают возможности обладателей исключитель­ных прав на использование охраняемых изобретений, по­лезных моделей, промышленных образцов и товарных обо­значений по собственному усмотрению, их право запрещать использование третьими лицами и правовые формы подоб­ного использования — путем уступки прав или продажи ли­цензий. Сфера действия исключительных прав обычно огра­ничивается территорией государств, выдавших охранные документы (исключение составляют европейские патенты, патенты Общего рынка и некоторые другие).

Охранные документы (патенты, свидетельства) выдают­ся на несколько лет с правом продления в установленном порядке. Исключительные права оформляются путем пода­чи заявки в компетентное (чаще всего — патентное) ведом­ство. Нарушение исключительных прав (контрафакция) влечет применение мер административной, гражданской (имущественной) и уголовной ответственности.

Традиционными видами или системами экспертизы зая­вок являются явочная и проверочная. Первая система пред­полагает выдачу патентов после проверки соответствия за­явки формальным требованиям без проведения экспертизы по существу заявленного решения, т.е. его соответствия всем легальным критериям патентоспособности. При про­верочной системе патент выдается лишь после проведения экспертизы по существу. Однако в современных условиях различия между явочной и проверочной системами замет­но стираются (как и между мировой и локальной новизной изобретений). Другим фактором, иной формой своеобраз­ной ответной реакции патентной системы на усложнение современных информационных процессов явилась система отсроченной экспертизы заявок.

Сложная процедура составления, подачи и рассмотрения заявок на выдачу патентов регламентиру­ется законами, и многочисленными ведомственны­ми актами. Значительное внимание уделяется ей также в международных соглашениях, прежде всего в европейских патентных конвенциях и в Договоре о патентной коопера­ции (РСТ — Patent Cooperation Treaty).

Увеличение количества заявок привело к увеличе­нию сроков их рассмотрения. В связи с этим некоторые страны перешли на систему отсроченной (или отложен­ной) экспертизы. Отсроченная экспертиза заявок на изо­бретения применяется, в частности, в Австралии, Велико­британии, Нидерландах, ФРГ, Японии.

При системе отсроченной экспертизы по всем заявкам проводится предварительная экспертиза (проверка на соот­ветствие заявок формальным требованиям). Через 18 ме­сяцев со дня приоритета заявок производится их выкладка и опубликование для всеобщего сведения. С этого момента на изобретения устанавливается временная ограниченная охрана.

Предоставляемое патентом исключительное право на изобретение выражается в возможности патентообладате­ля использовать изобретение по своему усмотрению всеми разрешенными законом способами: изготавливать продук­цию на базе изобретения, применять ее, использовать за­патентованный способ, продавать патентованные изделия, предлагать их к продаже, ввозить в страну и т.п.

В современных условиях продажа лицензий широко распространена и имеет преимущества по сравне­нию с торговлей товарами в натуральной форме. Продавец лицензии (лицензиар) извлекает прибыль без реализации готовой продукции на рынке, а лицензиат экономит время и средства на самостоятельную разработку изобретения. Рост и значение торговли лицензиями лучше всего иллю­стрирует опыт Японии, которой массовое использование научно-технических достижений на базе лицензий позво­лило выйти по уровню своего экономического и техниче­ского развития на второе место в западном мире.

Различаются простая, исключительная и полная ли­цензии. Продавая простую лицензию, патентообладатель оставляет за собой право самостоятельного использова­ния изобретения и выдачи аналогичных лицензий тре­тьим лицам, становящимся вследствие этого «взаимными конкурентами». По исключительной лицензии право использования изобретения на оговоренных условиях (в определенных границах и определенным способом) предо­ставляется только лицензиату. Ни сам патентообладатель, ни другие лицензиаты не могут использовать изобретение на тех же условиях. Продажа полной лицензии означает, что к лицензиату на установленный срок переходят все права, вытекающие из патента.

«Основы патентного (изобретательского) права»

Понятие и источники патентного права

Понятие патентного права

Если авторское право область «чистой» науки, литературы и искусства, то патентное право действует в области техники и создания конкурентоспособной продукции промышленной собственности на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В некоторых зарубежных странах вместо тер­мина «промышленная собственность» применяется термин «промышленные права».

Различают патентное право в широком и узком смысле. В широком смысле предметом патентного права являются «от­ношения по поводу использования изобретений, промыш­ленных образцов, товарных знаков и других нетелесных благ, влияющих на конкурентоспособность промышленных товаров, возникающие между конкурирующими товаропро­изводителями». К патентному праву в узком смысле «от­носят только нормы по поводу присвоения изобретений». Предметом патентного права в этом смысле являются от­ношения между предпринимателями по использованию в виде промысла изобретений, обладающих промышленной или коммерческой ценностью. Патентное право регулиру­ет эти отношения, используя «метод предоставления заин­тересованному предпринимателю воплощенной в патенте искусственной монополии на промышленное (коммерче­ское) применение изобретения в пределах ограниченного срока».

Патентное право реализуется в рамках раз­личных договоров, регламентируемых обязательственным правом (лицензионных договоров на изобретения и т.п. объекты и договоров о передаче ноу-хау).

В соответствии со ст. 1 (2) Парижской конвенции объ­ектами охраны промышленной собственности являются «патенты на изобретения, полезные модели, промышлен­ные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фир­менные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции».

Источники патентного права

Отношения в области охраны и использования промыш­ленной собственности, помимо национальных патентных и иных законов, регламентируют многие международные согла­шения, среди которых важное место занимает Парижская конвенция 20 марта 1883 г., которая неоднократно пересматривалась: в Риме (1886 г.), Мадриде (1890 и 1891 гг.), Брюсселе (1897 и 1900 гг.), Ва­шингтоне (1911 г.), Гааге (1925 г.), Лондоне (1934 г.), Лиссабоне (1958 г.) и Стокгольме (1967 г.). Парижскую конвенцию подписали около 100 стран.

После принятия английского Статута о монополиях (1624 г.) патентное право на изобретения «обросло» много­численными законами, правилами, инструкциями и руко­водствами. Патентные законы многократно пересматрива­лись, приспосабливались к меняющимся условиям развития общества. Например, во Франции патентный закон был принят в 1791 г. и пересмотрен в 1844 г.; в США — также в 1791 г. (пересмотрен в 1836 г.); в Германии — в 1877 г. (усо­вершенствован в 1891 г.); в России — в 1812 г. Однако ма­нифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художественных промыслах» (1812 г.) еще не устанавли­вал обязанности органов государственного управления вы­давать привилегии при наличии в заявках определенных признаков изобретений. На смену закону 1812 г. пришел Патентный закон 1833 г. Законом, который последователь­но выражал принципы патентного права, стал в России лишь закон, принятый в 1896 г. Наряду с национальными патентными законами и подзаконными нормативными ак­тами источниками патентного права являются (особенно в странах англо-саксонской системы права) многочисленные прецеденты.

В настоящее время являются действующими: во Фран­ции — Кодекс интеллектуальной собственности (1992 г.); в ФРГ — патентный закон (1981 г.); в США — патентный за­кон (1952 г.); в Японии — патентный закон (1959 г.), в Ис­пании — патентный закон (1986 г.).

Согласно Парижской конвенции ст. 1 (3) понятие промыш­ленной собственности распространяется на промышленность и торгов­лю, на области сель­скохозяйственного производства и добывающей промыш­ленности и на все продукты промышленного и природного происхождения, (вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука). Государства — участники конвенции образуют Союз по охране промышленной собственности. Наряду с Париж­ской конвенцией и Союзом по охране промышленной соб­ственности существуют многие другие международные со­глашения и организации по охране данной собственности.

Россия не только участвует в ВОИС и Парижском союзе по охране промышленной соб­ственности, в таких межправитель­ственных объединениях, как Страсбургский союз по меж­дународной патентной классификации, Ниццкий союз по международной классификации товаров и услуг для реги­страции знаков, Локарнский союз по международной реги­страции промышленных образцов, Международный союз патентной кооперации и др., сотрудничает с Австрией, Францией и ФРГ в рамках специально созданных на основе межправительственных соглашений смешанных рабочих групп по патентно-лицензионным во­просам.

Наиболее мощным орудием конкурентной борьбы в рамках промышленных прав служит патентное право на изобретения. Важное значение придается таким объектам про­мышленной собственности, как промышленные образцы, полезные модели («малые изобретения»), товарные знаки и другие виды обозначений товаров. Не­смотря на их различия, они имеют общие признаки. Изобретения и полезные модели — это технические достижения, а промышленные образцы — пра­вовая форма художественного конструирования (дизайна) или технической эстетики. Обозначения товаров — цели­ком средства индивидуализации товаров, их рекламы и гарантирования их качества, т.е. орудия непосредственной конкурентной борьбы за потребителя. Общее между всеми рассматриваемыми объектами состоит в исключительности прав их обладателей, территориальной и временной огра­ниченности этих прав, сходстве в их оформлении и защите от нарушения.

Для европейских стран важное значение в области охраны изобретений имеют положения двух региональных конвенций: Мюнхенской конвенции о выдаче европейских патентов (1973 г.) (ЕПК) и Люксембургской конвен­ции о европейском патенте для Общего рынка (1975 г.). Обе конвенции явились результатом длительного процес­са сближения и унификации патентного права западноев­ропейских стран.

Один из первых проектов соглашения о европейском патенте был опубли­кован немецким профессором Э. Раймером еще в 1900 г. А первые «европейские патенты» были выданы Европейским патентным ведомством, находящимся в Мюнхене, лишь 9 января 1980 г. В соответствии с Мюнхенской конвенцией европейский патент может быть по желанию заявителя вы­дан Европейским патентным ведомством сразу для несколь­ких стран-участниц. Европейский патент, выданный на имя заявителя хотя бы из одной страны, входящей в Общий ры­нок, автоматически применяется во всех странах ЕЭС.

Патентоспособность

В практическом плане в патентном праве важное зна­чение имеет понятие изобретения и критерии его патенто­способности. В самих патентных законах и международных конвенциях не дается определение понятия изобретения. Главными критериями патентоспособности изобретения являются его новизна, изобретательский уровень (изобретательское творчество, изобретательская деятельность, неочевидность) и промыш­ленная применимость. Однако в разных странах критерии и их трактовка патентоспособности могут различаться.

Патентоспособность — это свойство технического решения, заключающееся в том, что оно отвечает установ­ленным в законе условиям или требованиям, позволяю­щим признать его изобретением и предоставить патентную охрану.

По общему правилу новизнаизобретения определяется на дату приоритета заявки, совпадающую с днем поступления ее в патентное ведомство. Новизна изобретения определяется с помощью понятия уровня техники. Изобретение признается новым, если оно не относится к уровню техники на дату приоритета заявки. Критерий уровня техники используется патентным правом в национальном, европейском и международном масштабах. В понятие уровня техники входят все знания, ставшие до­ступными неопределенному кругу лиц путем устного или письменного описания, посредством использования на практике или другим способом. Таким образом, критерий уровня техники предполагает абсолютную мировую новиз­ну изобретения.

В результате принятия двух европейских патентных конвенций наиболее строгий критерий новизны — абсолют­ная мировая новизна, — использовавшийся ранее только в странах романской системы (Франции, Бельгии), приме­няется и в странах, где ранее требовалась относительная мировая новизна (ФРГ, Швейцария, Австрия), и в стра­нах с локальной новизной (Великобритания). В настоящее время порочащим новизну изобретения является наиболее широкий круг источников и действий — отечественные и иностранные публикации, патенты, заявки на патенты, от­крытое применение изобретения в любой стране, устное разглашение сущности изобретения. Ко всем этим источни­кам относится требование их доступности неопределенно­му кругу лиц: если сведения об изобретении разглашены в материалах, к которым имеют доступ лишь отдельные лица, к примеру, в деловой переписке или закрытых изданиях, то подобное разглашение не порочит новизну изобретения.

В ряде зарубежных стран предоставляется охрана изобретениям на официальных или официально признанных международных выставках, вслед­ствие чего демонстрация изобретения в качестве экспоната не лишает права запатентовать его не позже установленно­го срока, обычно шестимесячного, при соблюдении неко­торых формальностей (в Японии, Финляндии и др.). При этом дата приоритета заявки устанавливается по времени помещения экспоната на выставке. Такая дата именуется выставочным приоритетом.

Важное практическое значение для ускорения взаим­ного патентования изобретении в различных странах име­ет правило о так называемом конвенционном приоритете, устанавливаемое Парижской конвенцией. Лицо, подавшее заявку на получение патента в одной стране — участнице данной Конвенции, не позднее 12 месяцев со дня подачи первой правильно оформленной заявки, пользуется прио­ритетом в любой другой стране-участнице, т.е. имеет право на преимущественную охрану изобретения по сравнению с национальными заявителями.

Для при­знания новшества изобретением кроме новизны требуется доказатель­ство наличия изобретательской деятельности. До приня­тия европейских патентных конвенций во многих странах, в том числе в западноевропейских, применялся критерий «уровня изобретения» или «изобретательского шага». В США, Англии и некоторых других странах используется критерий «неочевидности».

Между всеми названными критериями изобретательского творчества су­ществует тесная связь. В частности, критерии изобретатель­ской деятельности или уровня изобретения нередко рас­крываются через понятие его неочевидности. Изобретение признается основанным на изобретательской деятельности, если оно очевидным образом не вытекает для специалиста из уровня техники (ст. 56 Мюнхенской конвенции о выдаче европейских патентов).

В практике выработан ряд вспомогательных крите­риев. Решение признается продуктом изобретательской деятельности, если: существующие решения не удовлетво­ряют имеющуюся потребность; длительное время специа­листы не могут найти подобное решение; автор преодолел значительные технические трудности, а также «техниче­ские предрассудки», консерватизм и «техническую слепо­ту» специалистов, прошедших мимо данного решения.

Критерий промышленной применимости изобретения означает, что его предмет может быть изготовлен или ис­пользован производственным способом, причем не только в собственно промышленности, но и, скажем, в сельском хозяйстве или здравоохранении.

Объекты патентного права

Кроме изобретений в некоторых странах охраняются так называемые «малые изобретения» — полезные модели (ФРГ, Италия, Испания, Япония и др.). Полезной моделью при­знается техническое решение, относящееся к устройству (конструкции) и удовлетворяющее установленным в данной стране критериям охраноспособности, более низким по срав­нению с изобретениями. Например, в Италии, ФРГ и Японии понижены требования в отношении уровня новизны (не тре­буется, чтобы решение было результатом «изобретательской деятельности»). Кстати, в названных странах допускается преобразование заявки на выдачу патента на изобретение в заявку на полезную модель. Патент или свидетельство на полезную модель выдается по явочной или проверочной си­стеме и предоставляет его владельцу исключительное право, аналогичное праву из патента на изобретение. Срок действия охранного документа на полезную модель ниже, чем на изобретение, и составляет: в Италии — четыре года, в ФРГ — до шести лет и в Японии — 10 лет со дня публикации заявки, но не свыше 15 лет со дня ее подачи.

Важным объектом промышленной собственности явля­ется промышленный образец. Качество изделия обычно характеризуется соответствием его показателей новейшим достижениям мировой науки и техники, надежностью, дол­говечностью и экономичностью. Однако только этих свойств недостаточно для обеспечения высоких потребительских свойств товаров

Наши рекомендации