Основные характеристики света.
a) Световой поток - часть лучистого потока, воспринимаемая зрением человека, как свет, лм
b) Сила света - пространственная плотность светового потока, кд
c) Освещённость - поверхностная плотность светового потока, лк
d) Яркость света - отношение силы света к площади светящейся поверхности, кд/м .
Виды освещения;
I.По происхождению
1. Естественное (боковое, верхнее, комбинированное).
2. Искусственное
- Общее
- Комбинированное (общее + местное)
3. Совмещённое - искусственное в светлое время дня.
II.По функциональному назначению.
1. Рабочее - на всех рабочих местах, горных и транспортных машинах.
2. Аварийное - на случай аварии или внезапного отключения электроэнергии, должно иметь независимый источник питания (генератор, аккумулятор, гальванические элементы), освещённость должна быть не менее 2 лк.
3. Эвакуационное - на случай эвакуации при пожаре, должно быть не менее 0,2-0,5 лк.
4. Специальное - охранное или дежурное, для несения дежурств в нерабочее время.
Источники света можно разделить на две группы:
- Лампы накаливания (просты, удобны в эксплуатации и замене, но имеют низкую световую отдачу 7-20 лм/Вт и малый срок службы -2,5 тыс. часов, искажают светопередачу из-за красных и жёлтых лучей), их нельзя применять на участках, где необходимо строгое отличие цветов.
- Лампы газоразрядные (имеют повышенную световую отдачу 40-110 лм/Вт, больший срок службы - 8-12 тыс. часов, но из-за пульсации светового потока искажается зрительное восприятие движущихся и вращающихся предметов), не применяется на участках, где установлено оборудование с движущимися и вращающимися частями.
Светильники используются для перераспределения светового потока, предотвращения слепящего действия, защиты ламп от механических повреждений.
Требования к производственному освещению.
1. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать
требованиям СНиП.
2. Необходимо максимально использовать естественное освещение.
3. не допускается загромождение оконных проёмов изделиями, оборудованием, продукцией.
4. Устранение слепящего действия применением жалюзей и козырьков.
5. Нормы освещённости должны соответствовать:
- а/дороги и ж/д пути - 0,5 - 3 лк.
- Выполнение ручных работ - 5-10 лк.
- В кабинах машин - 30 лк.
6. В помещениях опасных по взрыву концентраций, система освещения должна быть во взрывобезопасном исполнении.
7. Исправность аварийного освещения должна проверяться не реже 1 раза в квартал
8. Установка, чистка, смена ламп должны производиться электротехническим персоналом при снятом напряжении.
9. В помещениях с повышенной опасностью применяется напряжение светильников 12-36 В.
10.Если светильники подвешены на высоте менее 2,5 метров, они должны быть закрытыми или иметь напряжение не более 36 В. Проверка уровня освещённости в контрольных точках должна производиться не реже 1 раза в год.
11 .Чистка стёкол должна быть 2-4 раза в год, светильников - 4-12 раз в год. 12.Для освещения карьеров и отвалов применяется электрическая система с изолированной нейтралью при линейном напряжении не более 220 В.
24. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятии
Надзор и контроль на предприятии может быть государственным, ведомственным и общественным.
1. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда на территории Республики Казахстан осуществляют:
· Государственная инспекция труда, специально создаваемого Правительством государственного органа Республики Казахстан по охране труда;
· Государственный комитет Республики Казахстан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор Республики Казахстан).
По формам проведения надзор делится на:
1- Предупредительный - направлен на профилактику, т.е. предупреждение несчастных случаев.
2- Текущий - проводят путём регулярного обследования и проверок состояния охраны труда.
Государственные органы наделены большими правами, за выявленные нарушения они имеют право:
1) Выдавать предписание руководителю работ.
2) Привлекать к административной ответственности (налагать штраф).
3) Прекратить производство работ, закрыть участок, цех, предприятие.
4) Отстранить от работы должностное лицо.
5) Ставить вопрос о привлечении виновного к уголовной ответственности.
2. Внутриведомственный контроль. В его основе лежит трёхступенчатый метод контроля.
Первая ступень - ежедневный контроль мастером и начальником участка рабочих мест, проверяется исправность оборудования, приспособлений, наличие защитных средств. При обнаружении неисправностей принимаются меры к их устранению, при этом делается запись в соответствующий журнал (дневник мастера). В конце смены о результатах докладывается на планёрке. Контроль осуществляется начальником цеха.
Вторая ступень - ведётся по плану, 1 раз в неделю в «День техники безопасности». Участвуют главные специалисты, инженер по ТБ, начальники цехов, профсоюз предприятия. В случае выявления нарушений принимают меры к их устранению. Замечания регистрируют в журнале начальника цеха. Комиссия осуществляет контроль за выполнением предписаний, приказов, распоряжений, уделяется внимание состоянию санитарно-бытовых помещений. Контроль мероприятий по второй ступени ведёт отдел техники безопасности.
Третья ступень, проводится один раз в месяц. Отделом ТБ разрабатывается, а главным инженером утверждается оперативный план работы на каждый месяц. Проверка проводится на уровне руководителя предприятия, проверяется безопасность всех рабочих мест. После комплексной проверки проводится производственное совещание с обработкой результатов первой и второй ступени, издаются соответствующие приказы.
3. Общественный контроль. Осуществляется на предприятии под руководством профсоюзов. Его проводят внештатные общественные инспектора, которые выбираются из числа наиболее квалифицированных рабочих на собрании профгруппы сроком на один год, необходимо, чтобы в каждой смене был хотя бы один общественный инспектор. Общественные инспектора не имеют широких прав, они не могут участвовать в приёмке оборудования, приостанавливать работу, наказывать виновных. Они контролируют выполнение правил, норм, инструкций об охране труда, законодательства о труде, проверяют выполнение условий коллективного договора. Инспектора составляют акт обследования рабочих мест.
25. Меры безопасности при эксплуатации и обслуживании транспортных машин.
Требования безопасности при работе железнодорожного транспорта.
Наиболее вероятные опасности:
a) Столкновение (проезд на запрещающий сигнал, принятие на занятый путь).
b) Неисправность тормозов.
c) Неисправность рельсовых путей, локомотивов, думпкар.
d) Отсутствие сигнализации.
e) Нарушение правил при ремонте, сцепке, расцепке.
f) Неправильные приёмы и несогласованность действия на путевых работах.
Меры безопасности при работе:
1) Основой безопасности на Ж/д транспорте является:
- Правильная его организация.
- Надёжная связь и сигнализация.
- Автоматизация и блокировка.
- Безопасные габариты близлежащих строений.
- Состояние рельсового пути и подвижного состава.
2) На карьере должна быть схема путевого развития.
3) Ж/д пути должны очищаться 1 раз в месяц и подвергаться инструментальной проверке на соответствие проектам.
4) Причинами схода могут быть:
- Неисправность стрелочных переводов (излом остряка, крестовины, рамного рельса, ослабление или разрыв болтовых соединений).
- Неисправность колёсных пар и несоблюдение их размеров.
- Уширение пути (менее 1520 мм).
7) Ремонт пути должен производиться при обеспечении безопасности:
- Место работ ограждается сигналами жёлтого цвета по обе стороны на расстоянии 300 метров и сигналами красного цвета на расстоянии 50 метров.
- Запрещается снимать сигналы (ограждения) до проверки состояния рельсового пути.
8) Все локомотивы должны иметь:
a) Не менее двух систем тормозов.
b) Устройства для подачи звуковых сигналов.
c) Песочницы.
d) Скоростемеры.
e) Средства пожаротушения.
f) Устройства освещения.
g) Автостоп, автоматическую локомотивную сигнализацию, h) Средства радиосвязи.
10) Запрещается на ходу расцеплять вагоны, ездить на автосцепках и буферах, соскакивать на ходу.
11) Пути, стрелки, сигналы, проходы, контактная сеть 1 раз в месяц осматриваются начальником цеха, 1 раз в неделю - мастером.
12) Каждую смену состав проходит через ПТО для проверки исправности локомотива, вагонов, колёсных пар и сцепляющих устройств.