Программа и методические указания по темам курса
Оглавление
Общие методические указания. 4
Программа и методические указания по темам курса. 5
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. 6
Раздел 2. Безопасность производственной деятельности. 10
Раздел 3. Охрана окружающей среды.. 30
Раздел 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях. 33
Методические указания к выполнению контрольной работы.. 42
Вопросы для контрольной работы.. 63
Литература. 66
Общие методические указания
Настоящие методические указания составлены по примерной программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для специальностей высшего профессионального образования, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию.
Для изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» необходимы настоящие методические указания, учебная литература, нормативные правовые акты по безопасности жизнедеятельности (охране труда, окружающей среды и гражданской обороне), утвержденные государственными, федеральными и т.п. органами (ГОСТы, правила, нормы, положения и т.д.). При работе с литературой и нормативными актами рекомендуется вести конспект, который поможет систематизировать полученные знания, окажет помощь при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена и написании раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломном проекте.
Определенную помощь при изучении курса может оказать чтение периодической литературы: журналов «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность труда в промышленности», «Охрана труда и социальное страхование», «Медицина труда и промышленная экология» и др.
Изучать курс необходимо в той последовательности, какая приведена в программе и методических указаниях. Контроль знаний по каждой теме производится путем ответов на вопросы для самопроверки. Ответы должны быть полными, конкретными, при необходимости сопровождаться расчетными формулами и рисунками. Эти ответы в университет не высылаются. При возникновении сомнений в правильности ответа или при неясности в постановке вопроса можно обратиться в университет за консультацией. Консультацию можно также получить и у работников службы охраны труда на предприятии, где вы работаете.
После изучения всего теоретического курса студентом выполняется контрольная работа, которая высылается в университет на проверку (рецензию) не позднее чем за две недели до экзаменационной сессии. Основная задача контрольной работы – оказание помощи студенту при самостоятельном изучении учебного материала. В рецензии или личной беседе преподаватель указывает студенту, на что необходимо обратить внимание.
В течение учебного года и (или) в период экзаменационно-лабораторной сессии в университете организуется чтение лекций по курсу. Лекции являются обзорными или подробно освещают лишь отдельные темы (вопросы) курса. Поэтому посещать лекции необходимо после самостоятельной проработки всего материала по настоящим методическим указаниям.
Количество выполняемых студентом лабораторных работ определяется учебным планом исходя из того, что на каждую лабораторную работу отводятся два академических часа. Выбор лабораторных работ производится кафедрой «Безопасность жизнедеятельности», учитывая профиль подготовки инженера. Выполнение лабораторных работ обязательно для всех студентов.
Примерный перечень лабораторных работ:
1. Оценка эффективности действия защитного заземления при аварийных режимах работы электрических установок.
2. Оценка опасности трехфазных электрических сетей напряжением до 1000 В и эффективности защитных мер.
3. Оценка микроклимата производственных помещений.
4. Оценка искусственного освещения производственных помещений.
5. Оценка эффективности работы действующих систем вентиляции. Технические испытания.
6. Оценка производственного шума, средства и методы защиты от него.
7. Исследование производственной вибрации.
8. Исследование запыленности производственной среды и эффективности пылеулавливающих устройств.
9. Исследование влияния освещения на зрительную работоспособность.
Экзамен по курсу «Безопасность жизнедеятельности» принимается у студента при условии представления контрольной работы и рецензии на нее с положительной оценкой, а также сдачи зачета (допуска) по лабораторным работам. На экзамене к студенту предъявляются требования в объеме программы, приведенной в настоящих методических указаниях. Во время экзамена студент должен показать глубокие знания по всем теоретическим и прикладным вопросам и умение самостоятельно применить эти знания к решению инженерных вопросов по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека.
Введение
Понятие о безопасности жизнедеятельности. Системный подход к освещению проблем безопасности жизнедеятельности человека и общества во взаимосвязи со всеми видами опасностей, угрожающих человеку в современном мире.
Конституция и законодательные акты Российской Федерации о безопасности жизнедеятельности. Цель и содержание, научные и практические задачи, объект изучения и средства познания безопасности жизнедеятельности. Актуальность проблем безопасности жизнедеятельности. Краткие исторические сведения о развитии науки об опасностях. Роль науки и образования в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Связь курса безопасности жизнедеятельности со специальными и общественными дисциплинами. Роль инженерно-технических работников в обеспечении безопасности жизнедеятельности.
Методические указания
Следует обратить внимание, что в Конституции РФ записано:
«Статья 37. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ...».
«Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии».
«Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду...».
В развитие этих и других статей Конституции РФ принят ряд федеральных законов: Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; законодательные акты Российской Федерации об охране труда, об охране окружающей природной среды; федеральный закон о пожарной безопасности и др.
Их необходимо изучить, что позволит более четко уяснить права и обязанности каждого гражданина РФ в области безопасности жизнедеятельности.
Литература: [1–8, 24–36, 39–45, 185].
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под безопасностью жизнедеятельности?
2. Каковы практические задачи и объект изучения в безопасности жизнедеятельности?
3. Охарактеризуйте системный подход к проблемам безопасности жизнедеятельности человека и общества во взаимосвязи со всеми видами опасностей, угрожающих современному человеку.
4. Приведите основные законодательные и нормативно-правовые акты по охране жизни и здоровья.
5. Назовите права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
6. Перечислите права и обязанности граждан и предприятий по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия.
Жизнедеятельности
Введение
Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая. Понятие об опасности. Номенклатура опасностей, аксиома о потенциальной опасности. Критерии комфортности и безопасности техносферы. Понятие о риске и приемлемом риске.
Методические указания
При изучении этих вопросов особое внимание следует обратить на аксиому о потенциальной опасности и понятие о приемлемом риске. Уяснить понятия о предельно-допустимой концентрации (ПДК) и предельно-допустимого уровня излучения (ПДУ). Изучить РД 08–120–96 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов».
Литература[10–15, 27].
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под опасностью?
2. В чем заключается сущность аксиомы о потенциальной опасности?
3. Что понимается под риском?
4. В чем заключается концепция приемлемого риска?
5. Что понимается под ПДК и ПДУ?
6. Приведите формулу расчета допустимых концентраций при одновременном присутствии в атмосфере воздуха нескольких вредных веществ, обладающих однонаправленным действием.
Человек - среда обитания
Естественные системы защиты человека от опасности. Личностные факторы, обусловливающие способность человека противостоять опасности: психобиологические факторы, факторы социально-психологического и психофизического качества. Краткая характеристика нервной системы. Нижний, верхний и дифференцированный пороги чувствительности. Закон Вебера – Фехнера. Рефлексы условные и безусловные. Понятие об иммунитете. Характеристики анализаторов. Температурная чувствительность, ощущение боли, вибрационная чувствительность, мышечное чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение.
Психофизические основы деятельности человека. Прием информации, хранение, ее переработка и принятие решения.
Методические указания
При изучении этой темы необходимо оценить возможность естественных систем защиты человека от опасностей среды обитания и психофизические основы деятельности человека, ибо они во многом определяют безопасность любого вида деятельности.
Литература[6–8, 10–15].
Вопросы для самопроверки
1. Что относится к личностным факторам человека?
2. Дайте краткую характеристику естественным системам защиты человека от опасных и вредных факторов.
3. Что понимается под порогами чувствительности анализаторов?
4. Какие виды памяти существуют?
5. В чем заключается процесс принятия решения?
Методические указания
При изучении этой темы кроме рекомендуемой литературы необходимо ознакомиться с нормативным документом: ГОСТ 12.0.003–74. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. При изучении этой темы следует уяснить необходимость системного подхода при идентификации опасностей и преимущества моделирования опасностей среды обитания.
Литература [6–8, 10–15, 27].
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под опасными и вредными факторами?
2. Перечислите признаки опасных и вредных факторов.
3. Как делятся опасные и вредные факторы по происхождению, по природе действия?
4. Что понимается под идентификацией опасностей?
5. В чем заключается системный подход при идентификации опасностей?
6. Какие существуют методы анализа опасностей?
7. В чем заключаются достоинства дерева происшествий?
8. Определите потенциально опасные операции в технологическом процессе производства вашего цеха.
Методические указания
Помимо рекомендуемой литературы необходимо ознакомиться с нормативными актами: ГОСТ 12.4.011–87. Средства защиты работающих. Классификация; ГОСТ 12.2.012–75. ССБТ. Приспособления по обеспечению безопасного производства работ. Общие требования безопасности; ГОСТ 12.2.061–81. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам; ГОСТ 12.2.062–81. ССБТ. Оборудование производственное. Ограждение защитное; ГОСТ 12.4.125–83. ССБТ. Средства коллективной защиты от воздействия механических факторов. Классификация.
Литература [6–8, 16–21].
Вопросы для самопроверки
1. Какие существуют принципы обеспечения безопасности и какова их сущность?
2. Назовите методы обеспечения безопасности.
3. Как классифицируются средства обеспечения безопасности?
Методические указания
При изучении этой темы необходимо ознакомиться со стандартами предприятия по охране труда, в которых рассматриваются структура, функции, задачи, организация построения и порядок функционирования системы управления безопасностью труда. Ознакомиться с деятельностью органов государственного надзора по охране труда, с организацией контроля за состоянием охраны труда со стороны профсоюзных организаций, четко уяснить ответственность инженерно-технических работников за строгое соблюдение трудового регламента и распорядка на предприятии.
Литература[1, 22–26, 28–31, 35–38].
Вопросы для самопроверки
1. Опишите принципиальную схему управления безопасностью.
2. Какие средства применяются при управлении безопасностью? Дайте их характеристику.
3. Назовите методы управления безопасностью труда и дайте их краткую характеристику.
4. Расскажите о статьях Конституции РФ, касающихся охраны труда.
5. Перечислите основные статьи Трудового кодекса (ТК), направленные на обеспечение нормальных условий труда на производстве.
6. Какова цель создания системы стандартов безопасности труда (ССБТ)?
7. Какое значение имеют профсоюзы в создании безвредных и безопасных условий труда?
Методические указания
Кроме изучения этой темы по учебнику необходимо ознакомиться с ГОСТами и другими нормативными документами в области охраны труда, представленными в списке литературы.
Улучшение условий труда, устранение причин травматизма и профессиональных заболеваний – важная задача социальной политики, осуществляемой нашим государством. Следует помнить, что создание безопасных и здоровых условий труда повышает культуру производства, интенсифицирует производственные процессы, положительно сказывается на качестве изготовляемой продукции. В задачи охраны труда входит разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность, безвредность и облегчение условий труда. Одной из задач в области безопасности труда является создание благоприятных условий труда на каждом рабочем месте.
При изучении темы следует уяснить цели, задачи, научные и методологические основы охраны труда по созданию условий для высокопроизводительного труда на базе новейших достижений науки и техники.
Литература[24–34, 37–45, 98–101].
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под охраной труда?
2. Что понимается под техникой безопасности?
3. Что понимается под производственной санитарией?
4. Какие основные вопросы рассматриваются в технике безопасности и производственной санитарии?
5. Расскажите о проведенной вами работе по созданию на производстве безопасных условий труда.
6. Перечислите виды, назначение и содержание инструктажей по химическом предприятии, их цели.
7. Расскажите об основных обязанностях инженерно-технических работников предприятия в области охраны труда.
8. Расскажите об органах государственного надзора по охране труда и пожарной безопасности.
Тема 2. Правовые и организационные вопросы охраны труда
Нормативно-правовые акты по охране труда: ГОСТ, ГОСТ Р ССБТ, ОСТ, стандарт предприятия, ПОТРМ, ТИРМ, ПОТР О, ТИР О; санитарные правила (СанПиН, СН, СП, ГН), правила устройства и безопасной эксплуатации и правила безопасности (ПБ, ПУБЭ, ИБ); строительные нормы и правила (СНиП); организационно-методические документы (положения, рекомендации и т.п.) (приложение1).
Обязанности администрации предприятий (работодателей) по обеспечению безопасных условий труда и осуществлению контроля. Обязанности работников по охране труда.
Ответственность должностных лиц и работников за нарушение нормативных актов по охране труда.
Профессиональные заболевания и несчастные случаи на производстве, их расследование, регистрация и учет. Причины травматизма и методы анализа.
Методические указания
При изучении этой темы необходимо ознакомиться с нормативными актами, переработанными или вновь вышедшими после опубликования рекомендуемой литературы: с соответствующими статьями Кодекса законов о труде, Уголовного кодекса РФ; Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве; Организацией обучения безопасности труда; Общие положения. Положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций (утв. 13.01.03г.). Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утв. 10.03.99 г.); Трудовым кодексом Российской Федерации (принят 21.12.01 г.); Рекомендации по организации работы охраны труда в организации (утв. 08.02.00г.), ГОСТ 12.0.006–2002.
Литература[1–5, 28, 29, 32, 43, 44, 49, 50, 55, 56].
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные нормативно-правовые акты по охране труда.
2. Приведите формулы расчета коэффициентов частоты и тяжести производственного травматизма.
3. Каков общественный контроль за охраной труда? Назовите обязанности администрации и работников по обеспечению безопасности труда.
4. Перечислите функции, права и обязанности службы охраны труда.
5. Назовите виды инструктажей по охране труда, их содержание и порядок проведения.
6. К каким видам ответственности за нарушение законодательства по охране труда могут быть привлечены руководители и другие работники предприятий?
7. Каков порядок расследования профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве?
8. Перечислите и охарактеризуйте основные методы анализа травматизма.
Методические указания
Производство многих видов продукции, обработка многих материалов связаны с выделением газов, пыли, теплоты, образованием повышенной влажности в помещениях. Содержание этих вредных факторов в воздухе рабочих зон обусловлено с возможностью острых отравлений или профессиональных заболеваний работающих. Борьба с загрязнением воздушной среды производственных помещений может быть эффективной только в том случае, если полностью будут изучены физико-химические и биологические свойства и действия этих веществ. Необходимо знать классификацию вредных веществ и их характер по степени воздействия на организм человека, а также предельно допустимые концентрации вредных веществ.
Химическое производство относится к отрасли промышленности, которая представляет потенциальную опасность профессиональных отравлений и заболеваний работающих. Поэтому особую важность приобретает возможность предварительной оценки степени опасности работы с различными химическими веществами и материалами. При изучении данной темы необходимо уяснить связь между физико-химическими свойствами, составом и строением молекул химических веществ и степенью их токсичности, выявить влияние различных факторов на степень и характер профессиональных отравлений работающих, научиться оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшим.
Знание предельно допустимых концентраций химических веществ, методов и приборов анализа и контроля состояния воздушной среды производственных помещений поможет вам в проведении мероприятий по обеспечению санитарной чистоты воздуха химических производств, а средства индивидуальной защиты дыхания, зрения и кожных покровов будут способствовать снижению заболеваемости работающих.
Метеорологические условия на производстве имеют важное значение для здоровья работающих. Необходимо уяснить влияние параметров микроклимата: температуры воздуха, относительной влажности, скорости движения воздуха, давления на тепломассообмен человека с окружающей средой, а следовательно, и на самочувствие и трудоспособность работающих.
Оздоровление воздушной среды в производственных помещениях в основном достигается механизацией и автоматизацией производственных процессов, дистанционным управлением, совершенствованием технологических процессов и оборудования, устройством вентиляции и отопления, применением средств индивидуальной защиты.
Следует помнить, что во избежание загрязнения окружающей среды воздух, выбрасываемый в атмосферу, должен быть очищен от загрязнений до предельно допустимых концентраций.
Следует обратить внимание на проведение мероприятий по обеспечению на производствах химической промышленности оптимальных и допустимых микроклиматических условий. Необходимо овладеть методикой контроля параметров микроклимата, ибо как в отдельности, так и в различных сочетаниях они оказывают большое влияние на функциональную деятельность человека, его самочувствие и здоровье.
При изучении этой темы кроме рекомендуемой литературы необходимо ознакомиться с указанными в списке литературы нормативными актами.
Литература [52–74].
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные причины и источники загрязнения воздушной среды в производственных помещениях.
2. Как классифицируются вредные вещества по степени воздействия на организм человека?
3. Расскажите об основных задачах промышленной токсикологии.
4. Перечислите основные классы ядов по их физиологическому воздействию на организм человека. Приведите примеры.
5. Приведите примеры воздействия токсических веществ на организм человека из производственной деятельности одного из цехов вашего предприятия.
6. Что понимается под токсичностью химических веществ?
7. Перечислите основные показатели токсичности химических веществ.
8. Что понимается под кумулятивностью химических веществ?
9. Опишите зависимость характера действия и степени токсичности химического вещества от его физико-химических свойств, состава и строения его молекулы.
10. Расскажите об эффектах синергизма и антагонизма в действии ядов.
11. Перечислите основные методы контроля за чистотой воздуха в производственных помещениях.
12. Расскажите о приборах автоматического контроля за чистотой воздуха в одном из подразделений вашего предприятия. Поясните принцип их действия.
13. Изложите правила личной гигиены при работе с сильнодействующими ядовитыми и канцерогенными веществами.
14. Что учитывается при выборе оптимальных и допустимых метеорологических условий для рабочей зоны помещения?
15. Опишите влияние микроклимата на организм человека.
16. Расскажите о физической и химической терморегуляции организма человека.
17. Чем регламентирован микроклимат в производственных помещениях?
18. Охарактеризуйте микроклимат в одном из цехов вашего предприятия.
19. Укажите мероприятия по борьбе с перегревом организма человека в цехах с повышенной температурой.
20. Перечислите основные мероприятия по обеспечению оптимальных микроклиматических условий в рабочих помещениях.
21. Расскажите о принципах работы приборов для исследования микроклимата на производстве.
22. Каковы роль и назначение вентиляции в производственных помещениях? Как определить необходимое количество воздуха при общеобменной вентиляции?
23. В чем состоят основные принципы проектирования местной вентиляции?
24. В чем заключается принцип расчета систем механической вентиляции и выбора необходимого вентилятора?
25. Какие применяются аппараты для очистки воздуха от загрязнения в вентиляционных системах?
26. Объясните назначение и принцип работы кондиционера.
27. Какие средства индивидуальной защиты применяются для предотвращения профессиональных отравлений и заболеваний?
Методические указания
Создание оптимального естественного и искусственного освещения имеет определяющее значение для обеспечения успешной зрительной работы и активной деятельности организма человека в целом. Поэтому при изучении данной темы важно уяснить влияние освещенности на условия труда, производительность и безопасность труда, качество выпускаемой продукции. Обратить внимание, что выбор системы освещения зависит от требований технологического процесса, характера зрительных работ (размеров объектов различения). Внимательно рассмотреть и оценить достоинства и недостатки естественного освещения – этого наиболее благоприятного для зрения вида освещения производственных помещений. Нормальная эвакуация при аварийном отключении рабочего освещения возможна только при наличии аварийного освещения. Правильность промышленного освещения должна систематически контролироваться, следовательно, необходимо знать методики и приборы для определения освещенности (люксметры, фотометры).
При изучении этой темы кроме рекомендуемой литературы необходимо ознакомиться с нормативным документом СНиП 23–05–95. Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования [92]; ГОСТ 12.4.026–2001. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Общие технические требования и характеристики [90].
Литература [86–97, 101, 102]
Вопросы для самопроверки
1. Каково влияние света на человека?
2. Основные светотехнические параметры.
3. Назовите виды и системы освещения.
4. Какие основные требования предъявляются к производственному освещению?
5. Какие источники света используются для освещения? Назовите их преимущества и недостатки.
6. Каковы основные принципы нормирования освещения?
7. Как используется цвет в целях безопасности?
8. В каких помещениях возможна полная замена естественного освещения искусственным?
9. Что такое коэффициент естественной освещенности? Приведите метод его расчета.
10. Опишите методы расчета искусственной освещенности (метод коэффициента светового потока, точечный метод, метод удельной мощности).
11. Перечислите основные достоинства и недостатки ламп накаливания и люминесцентных ламп.
12. Чем достигается ограничение слепящего действия источников света.
13. Перечислите требования, предъявляемые к аварийному освещению производственных помещений.
14. Расскажите о влиянии окраски помещения (стен, потолка, пола) и оборудования на освещенность в цехе.
15. Объясните систему общего равномерного освещения вашего цеха методом светового потока.
16. Расскажите о возможности ослабления стробоскопического эффекта люминесцентных ламп.
17. Охарактеризуйте назначение и принцип действия люксметра, фотометра, яркомера.
Методические указания
При изучении этой темы кроме рекомендуемой литературы необходимо ознакомиться с нормативными документами: ГОСТ 12.1.006–84. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля [108]; ГОСТ 12.1.002–84. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах [109]; ГОСТ 12.1.040–83. (I–IV–86). Лазерная безопасность. Общие положения; СН 5804–91. Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров; РД-012–2000. Руководство по безопасности. Требования к содержанию отчета о состоянии радиационной безопасности на радиационно-опасных объектах народного хозяйства [28].
Литература [104–109].
Вопросы для самопроверки
1. Как классифицируются электромагнитные поля (ЭМП) по диапазону частот?
2. Какое технологическое оборудование является источником ЭМП радиочастотного диапазона (ВЧ, УВЧ, СВЧ )?
3. Каково воздействие ЭМП ВЧ, УВЧ и СВЧ на организм человека?
4. Как нормируются ЭМП ВЧ, УВЧ и СВЧ?
5. Какие требования безопасности предъявляются к конструкциям установок радиочастот?
6. Какова коллективная и индивидуальная защита от ЭМП радиочастотного диапазона?
7. Какие организационные мероприятия по безопасности необходимы при обслуживании установок радиочастот?
8. Как осуществляется контроль ЭМП на рабочих местах и какие приборы применимы при этом?
9. Каково воздействие электрических полей токов промышленной частоты напряжением 400 кВ и выше?
10. Какова защита от электрических полей токов промышленной частоты напряжением 400 кВ и выше?
11. Каково биологическое воздействие световых излучений на человека?
12. Какие виды излучений наблюдаются при работе ОКГ?
13. Какие мероприятия необходимы для предотвращения «паразитных» излучений от ОКГ?
14. Какие защитные средства необходимы от световых излучений, выделяющихся при технологических процессах?
Методические указания
В химической промышленности все более широкое применение находят радиоактивные изотопы, и одним из основных затруднений при их практическом использовании является их вредное действие на организм человека. Поэтому следует изучить факторы, влияющие на степень вредного воздействия ионизирующих излучений и радиоактивных изотопов, четко уяснить основные количественные величины ионизирующих излучений и единицы их измерений (как в системе СИ, так и внесистемные, получившие распространение в радиологии).
Необходимо обратить внимание на основные способы защиты от внутреннего и внешнего облучения, ознакомиться с правилами личной гигиены. Следует ознакомиться с правильной организацией работы и правильным применением необходимых мер защиты от ионизирующих излучений, величин ПДУ и СКД, предусмотренных НРБ-99. Изучить нормы радиационной безопасности. Применение основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений возможно только при овладении расчетными и экспериментальными методами оценки степени радиационной опасности технологических процессов.
Литература [49–53, 56, 103].
Вопросы для самопроверки
1. Укажите свойства ионизирующих излучений (альфа-, бета-, гамма- излучения, нейтронного).
2. Что такое активность радиоактивного препарата? Укажите единицы активности.
3. Расскажите о поглощенной, экспозиционной и эквивалентной дозах ионизирующих излучений и единицах их измерения.
4. Расскажите о мощности дозы и единицах ее измерения.
5. Перечислите основные факторы, определяющие степень опасности радиоактивного вещества.
6. Укажите предельно допустимые дозы облучения и их цифровое выражение.
7. Охарактеризуйте меры защиты от ионизирующих излучений (защита временем и защита расстоянием).
8. Расскажите о методах измерения ионизирующих излучений.
9. Укажите особенности транспортирования и хранения изотопов.
10. Укажите метод расчета и особенности экрана для защиты от бета-излучения.
11. Укажите метод подбора экрана для защиты от гамма-излучения.
12. Расскажите о средствах индивидуальной защиты человека от облучения и о доврачебной помощи от него.
13. Расскажите о требованиях, предъявляемых к санитарно-защитной зоне и промышленной вентиляции предприятия, использующего в производственных процессах радиоактивные вещества.
Методические указания
В настоящее время статическое электричество является одним из вредных факторов производства. Электризация диэлектриков – одна из основных проблем практически всех отраслей народного хозяйства. Поэтому очень важно уяснить условия генерации и рассеяния электростатических зарядов; факторы, определяющие степень электризации различных веществ и материалов; методы защиты от электростатических разрядов.
Литература [107, 109, 111, 115, 124].
Вопросы для самопроверки
1. Укажите причины генерации и накопления зарядов статического электричества.
2. Перечислите основные факторы, определяющие степень электризации различных веществ и материалов.
3. Перечислите основные методы защиты от электростатических разрядов.
4. Объясните причины возникновения электростатических разрядов на вашем производстве и предложите меры защиты от них.
5. Приведите схему и расскажите о работе высоковольтных нейтрализаторов.
6. Расскажите о принципе работы радиоизотопных нейтрализаторов.
7. Приведите характеристику электромагнитных полей.
8. Расскажите о воздействии электромагнитных полей на организм человека.
9. Приведите расчет толщины защитного экрана от потока электромагнитных волн.
10. Перечислите контрольно-измерительные приборы для определения напряженности поля и удельной мощности потока электромагнитных волн и расскажите о принципах их работы.
11. Приведите классификацию основных средств защиты человека от воздействия электромагнитных полей.
Тема 9. Электробезопасность
Определение электробезопасности и электротравматизма. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током. Величина электрического тока, протекающего через тело человека; длительность протекания тока через организм; путь тока в теле пострадавшего; род и частота тока; величина напряжения; условия окружающей среды; электрическое сопротивление тела человека; индивидуальные свойства человека. Виды поражения электрическим током. Электрические удары. Электрические травмы. Защита от разрядов атмосферного электричества. Механические травмы при воздействии электрического тока на человека. Условия и причины поражения электрическим током. Поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям. Поражение электрическим током при прикосновении к корпусам электрооборудования, оказавшимся под напряжением. Явление растекания тока в земле. Напряжение прикосновения. Напряжение шага. Опасность прикосновения к токоведущим частям в однофазной сети переменного и постоянного тока. Анализ опасности прикосновения к токоведущим частям в трехфазной сети с изолированной и глухо-заземленной нейтралью трансформатора при нормальной работе и аварийных случаях. Выбор режима нейтрали.
Классификация помещений по степени опасности поражения людей электрическим током. Классификация электроустановок в отношении мер электробезопасности. Требования электробезопасности к устройству электросетей, электрооборудования, а также электрифицированного инструмента. Контроль изоляции. Приборы и методы, применяемые при контроле изоляции.
Защита от случайных прикосновений к токоведущим частям. Изоляция. Недоступность токоведущих частей. Блокировки безопасности. Ориентация в электроустановках. Малые напряжения. Компенсация емкостной составляющей тока замыкания на землю. Изолирующие площадки. Разделение электрических сетей. Защита от поражения электрическим током при переходе напряжения на нетоковедущие металлические части электрооборудования. Защитное заземление: назначение, область применения. Типы заземляющих устройств. Части электроустановок, подлежащие заземлению. Заземлители. Заземляющие проводники. Магистраль заземления. Сопротивление заземляющих устройств. Расчет заземляющих устройств. Контроль заземляющих устройств.
Зануление: назначение и область применения. Принцип действия зануления. Назначение нулевого защитного проводника. Назначение заземления нейтрали. Назначение повторного заземления нулевого защитного проводника. Части электроустановок, подлежащие занулению. Нормирование сопротивления заземления нейтрали и сопротивления повторного заземления. Требования к занулению. Расчет зануления. Контроль зануления.
Защитное отключение: назначение и область применения. Требования к устройствам защитного отключения (УЗО). Схемы УЗО: на напряжении корпуса относительно земли; на токе замыкания на землю; на токе нулевой последовательности; на оперативном постоянном токе; вентильные. Двойная изоляция. Выравнивание потенциалов. Защита от перехода напряжения из сети с высоким напряжением в сеть с низким напряжением. Электрозащитные средства. Основные и дополнительные средства в электроустановках напряжением до 1000 В и выше. Применение и испытание электрозащитных средств. Предупредительные плакаты и знаки безопасности.
Оказание первой помощи при поражении электрич