Основные возможности подсистемы PDM
Рис.4. Подмножество процессов PDM |
Подсистема PDM позволяет:
• осуществлять управление проектом в режиме реального времени;
• организовать эффективное взаимодействие всех участников проекта независимо от их местонахождения;
• организовывать общее рабочее проектное пространство с единым управлением ведения проекта
• предоставлять участникам совместно используемые средства для контроля хода выполнения проекта по стадиям, по полноте исполнения на каждой из стадий, по рискам, по времени исполнения
• сократить время, необходимое для выхода изделий на рынок, благодаря организации единого контроля над ходом выполнения проекта;
• уменьшить стоимость изделия и накладные расходы, снабжая участников проекта точной и актуальной информацией.
Функциональность PDM обеспечивает управление данными различных индустриальных САПР: Pro/ENGINEER, CATIA, AutoCAD, Inventor, SolidWorks, Unigraphics и др. PDM должен предоставлять полнофункциональный набор инструментальных средств для автоматизации управления бизнес-процессами. Инструментарий включает в себя:
• готовые шаблоны бизнес-процессов;
• автоматическое распределение задач;
• уведомления об окончании сроков выполнения работ;
• операции переназначения заданий;
• возможность создания сложных бизнес-процессов (включая поддержку вложенных процессов), ссылок на процессы, условных переходов, голосования, синхронизации, временных отсрочек и циклов.
Подсистема PDM обеспечивает необходимой информацией исполнителя в зависимости от его функций, обязанностей, задач и роли в производственных процессах разработки и создания изделия. PDM по отношению к исполнителю обладает следующими возможностями:
• отображение связанных текущих рабочих данных и заданий для исполнения;
• ведение личной записной книжки для хранения любых ссылок;
• подписка для отслеживания состояния и развития проекта с возможностью автоматического уведомления о ключевых событиях.
Дополнительной функциональностью подсистемы PDM является система визуализации проектных данных, независимая от их формата, и механизм предварительного просмотра для идентификации деталей и сборок и (возможного) аннотирования процесса разработки этих деталей, сборок и изделия в целом.
Основные функции подсистемы PDM включают в себя следующее:
• Сбор в общую базу данных и управление любыми видами информации об изделии независимо от того, в каком приложении они созданы
• Интеграция со всеми основными САПР и приложениями третьих систем корпоративного уровня (например, Microsoft Office)
• Автоматическое создание и назначение идентификаторов для новых деталей, сборок и документов
• Связь атрибутов, файлов, схем и т.д., управление версиями деталей и документов
• Возможность размещения замечаний на документах любых видов
• Отслеживание даты запуска нового изделия, серийного номера и партии
• Проведение изменений в соответствии с требованиями CMII
• Создание отчетов о причинах проведения изменений
• Создание запросов на проведение изменений
• Уведомление о проведении изменения
• Механизмы быстрого (например, без затрагивания технологической подготовки) и комплексного проведения изменений
Для интеграции с подсистемой управления потоком работ (Workflow) подсистема PDM должна располагать полнофункциональными инструментами для автоматизации управления бизнес-процессами [4], следовательно, должна включать:
• готовые шаблоны бизнес-процессов («эталоны»);
• автоматическое распределение задач;
• уведомления об окончании сроков выполнения работ;
• операции переназначения заданий;
• возможность создания сложных бизнес-процессов (включая поддержку вложенных процессов), ссылок на процессы, условных переходов, голосования, синхронизации, временных отсрочек и циклов.
С точки зрения организации портала, подсистема PDM предоставляет индивидуальное рабочее место (портал пользователя) для работы над изделием, в рамках которого пользователь получает доступ ко всей необходимой информации, в зависимости назначенной пользователю в проекте роли, выполняемых им задач и получаемых им в ходе выполнения проекта прав доступа. Кроме того, данные могут предоставляться пользователям в зависимости от этапа жизненного цикла и тех задач, которые выполняются на этом этапе. Конструктивно-технологическое членение изделия в этом случае является своеобразной структурой хранения всех связанных данных.
Хранение всех данных об изделии и предоставление к ним санкционированного доступа является одной из первоочередных задач любой PDM системы. Основными источниками данных при этом являются как САПР-системы, так и офисные приложения (напр., Microsoft Office). Для получения данных требуется:
• Интеграция с САПР:Сохранение и предоставление данных о структуре изделия, составе и визуализация трёхмерных моделей из машиностроительных и электротехнических/электронных САПР, включая наиболее распространённые индустриальные САПР: Pro/ENGINEER, CADDS 5, AutoCAD, Inventor, SolidWorks,CATIA4,CATIA5, Unigraphics, IDEAS, Mentor Graphics, Cadence и др.
• «Нисходящее» проектирование: Использование «нисходящего» механизма проектирования, то есть либо предварительное создание структуры изделия и проектирования затем САПР-моделей для заполнения соответствующих предусмотренных элементов заданной ранее структуры всего изделия, либо редактирование уже полученной структуры изделия для получения на его базе нового изделия.
• Интеграция с офисными приложениями (как правило, MS Office): При работе с документальным информационным наполнением необходимо использовать основные операции: поиск, запись в архив, выписка из архива и др. непосредственно в офисных приложениях (интеграция офисных систем).
Как только структура изделия, полученная в САПР-системе, сохранена средствами PDM, её могут просматривать и с нею могут работать уже средствами PLM сотрудники расширенного предприятия, в том числе и на производственных участках.
Возможности сотрудников расширенного предприятия применительно к структуре изделия:
• Контроль версий и итераций: система автоматически отслеживает все итерации и версии документов и составных частей.
• Просмотр структуры изделия: одновременное сопровождение различных представлений структуры одного и того же изделия, например, структуры «как спроектировано», структуры «как производится» и т.д.
• Управление ограничениями применимости: учёт условий применимости того или иного исполнения детали в составе конкретного изделия - по дате, по номеру заказа, по серийному номеру изделия.
Что касается ведения изменений (Engineering change Management, CM1), то функция PDM - предоставить готовый к использованию стандартный механизм управления процессом внесения изменений, который является результатом накопления наилучшей практики использования систем такого рода.
Использование функциональностей Project Management и Workflow Management, интегрированных с PDM, позволяет не только осуществлять типовые процессы CMI, но и реализовывать полноценный распределённый Configuration Management (CMII).
Процесс внесения изменений на всех крупных промышленных предприятиях осуществляется на основе стандартизованных для предприятия процессов и, следовательно, в системе PLM (в подсистеме PDM) осуществляется на базе шаблонов Workflow, отобранных путём анализа лучших методик выполнения всего комплекса работ (workflow), применяемых в современной индустрии.
Основные возможности MPM
Рис.5. Подмножество процессов MPM |
Функциональная подсистема MPM обеспечивает необходимой информацией исполнителя в зависимости от его функций, обязанностей, задач и роли в производственных процессах изготовления изделия. Информация выдается пользователю в наиболее удобном для восприятия виде - в виде карт маршрутнооперационной технологии. MPM обладает следующими возможностями:
• отображение связанных текущих рабочих данных и заданий для исполнения;
• ведение личной записной книжки для хранения любых ссылок;
• визуализация деталей, сборок и узлов, для изготовления которых применяется MPM
• автоматическое уведомление о ключевых событиях.
Функциональная подсистема MPM в качестве дополнительной функциональности может использовать систему визуализации ЗD-данных и механизм предварительного просмотра и аннотирования для идентификации деталей и сборок.
Основные функции MPM включают в себя следующее:
• Сбор в общую базу данных и управление любыми видами информации об изготовлении изделии независимо от того, в каком приложении они созданы
• Управление преобразования конструкторско-технологических спецификаций, получаемых из систем PDM, в производственную спецификацию изготовления изделия (mBOM)
• Контроль целостности при реконфигурировании состава изделия из вида, определяемого eBOM, в вид, определяемый структурой mBOM.
• Разработка маршрутов (процессов обслуживаниия mBOM)
• Интеграция со всеми основными САПР, ERP, корпоративными офисными приложениями (напр., Microsoft Office)
• Создание запросов на проведение изменений (CMI)
• Уведомление о проведении изменения (CMI)
• Механизмы быстрого (например, без затрагивания технологической подготовки) и комплексного проведения изменений (CMI)
• Расширенная визуализация компонент, для изготовления которых выпускается пооперационные инструкции.
Пользователь портала MPM, таким образом, располагает полнофункциональными инструментами для автоматизации управления бизнес-процессами изготовления изделия (покомпонентное изготовление, сборка). В ходе работы с порталом MPM пользователь получает доступ к:
• готовым шаблонам бизнес-процессов («эталоны», «эталонные процессы»);
• автоматическому распределению задач;
• возможности создания сложных бизнес-процессов (включая поддержку вложенных процессов, параллельных процессов), ссылок на процессы, условных переходов, синхронизации;
• расширенной визуализации, включающей в себя: множественные виды, разнесённые виды для сборок, простановку основных определяющих размеров, аннотирование видов.
Применение MPM в составе PLM обеспечивает полный комплект типов информационных компонент для выпуска готового изделия, а именно:
• Спецификации изготовления
• Программы для станков с ЧПУ
• Пооперационные инструкции
• Технические иллюстрации изготавливаемых компонент, деталей, узлов и изделия
• Технические описания
• Маршруты изготовления
• Ведомости (рабочего места, участка, цеха, на изделие или узел и т.д.)
• Расписания (временные графики изготовления)
• Ведомости заготовок и расходных материалов
Функциональная подсистема MPM предназначена ещё и для того, чтобы давать возможность линкования (установки смысловых связей) между всеми типами информационных компонент, представленных выше, а также с любой информацией, доступной пользователю портала MPM в виде URL.
Функциональная подсистема MPM реализуется в составе порталов корпоративной рабочей среды в виде индивидуального рабочего места разработчика производственных процессов и выпуска пооперационных инструкций (портал пользователя) для работы над изготовлением и выпуском изделия. Портал пользователя, выполненный в виде MPM, предоставляет пользователю доступ ко всей необходимой информации, в зависимости от назначенной роли, выполняемых задач и прав доступа. Кроме того, данные могут предоставляться пользователям в зависимости от этапа жизненного цикла и тех задач, которые выполняются на этом этапе. Конструктивно-технологическое членение изделия в этом случае передаётся из какой-либо системы PDM. Конструктивно-технологическое членение воспринимается функциональной подсистемой MPM в виде электронной спецификации изделия (eBOM), после этого подсистема MPM преобразовывает спецификацию eBOM с учётом применимости технологий, производственных процессов и производственных связей в производственную спецификацию изготовителя (mBOM). Все доступные для различных видов документов и других объектов операции д.б. представлены в ясной и понятной форме. Эффективность применения подсистемы MPM в составе системы PLM определяется также глубиной внедрения подсистем PDM и широтой интеграции процессов применения MPM в рамках единой системы управления проектами PM.
Хранение всех данных об изделии и предоставление к ним санкционированного доступа является одной из первоочередных задач любой MPM системы. При этом основными источниками первичных данных являются как САПР-системы, так и офисные приложения (напр., Microsoft Office). Подключение возможностей управления проектами позволяет непосредственно встраивать автоматизированные процессы изготовления изделия в состав этапов и работ жизненного цикла изделия. Интеграция в составе полного комплекса решений PLM даёт возможность перейти к качественно новому высокому уровню управления разработкой и изготовлением новых сложных технических изделий в условиях широкой кооперации и географического распределения труда («глобализация»).
• Интеграция с САПР: Сохранение и предоставление данных о структуре изделия, визуализация трёхмерных моделей из машиностроительных и электротехнических/электронных САПР, включая Pro/ENGINEER, CADDS 5, AutoCAD, Inventor, SolidWorks,CATIA4,CATIA5, Unigraphics, I-DEAS, Mentor Graphics, Cadence и др. Однако, наилучшие результаты и полнота функциональных связей достигаются при применении в качестве интеграционного механизма единой подсистемы PDM.
• «Нисходящее» проектирование процессов изготовления:
Использование «нисходящего» механизма проектирования, то есть предварительное создание структуры производственных процессов изготовления («маршруты») изделия, которая затем декомпозируется до пооперационных инструкций.
• Интеграция с офисными приложениями (например, MS Office):
необходимость и возможность использования основных операций работы с производственными документами: поиск, запись в архив, выписка из архива и др. непосредственно в офисных приложениях (например, Microsoft Office). Атрибуты документа могут быть сохранены непосредственно в базе данных PLM, что даёт возможность пользователю производить поиск по атрибутной информации в MPM
• Ассоциативность в рамках единой системы PLM подсистем PDM и MPM : появляется реальная возможность управления составом моделей, наиболее полно отвечающей возможностям Изготовителя.
• Управление ассоциативностью между моделями, процессами, eBOM и mBOM, а также возможность обмена данными (mBOM и пооперационными инструкциями) с системами ERP/MES
Как только структура изделия, полученная в САПР-системе, сохранена средствами MPM, её могут просматривать и с нею могут работать сотрудники, в том числе и на производственных участках предприятия.
• Контроль версий и итераций: система автоматически отслеживает все итерации и версии документов и составных частей.
• Просмотр структуры изделия: одновременное сопровождение различных представлений структуры одного и того же изделия, например, структуры «как спроектировано», структуры «как производится» и т.д.
• Управление ограничениями применимости: учёт условий применимости того или иного исполнения детали в составе конкретного изделия - по дате, по номеру заказа, по серийному номеру изделия.
Использование функциональности Project Management и Workflow Management в работе с подсистемой MPM позволяет на основе встроенного механизма управления процессом внесения изменений (CMI) реализовывать полноценный распределённый Configuration Management (CMII) уровня предприятия.