Формирование финансовых результатов
Основным аспектом при формировании и налогообложении прибыли организации следует считать ответ на вопрос: что следует считать доходами и затратами организации.
Для целей налогообложения состав доходов и затрат организации определяется Налоговым кодексом РФ (часть 2, глава 25).
В состав доходов относятся:
– выручка от реализации продукции;
– выручка от реализации имущества и имущественных прав;
– внереализационные доходы.
Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами и выраженная в денежной или натуральной формах.
Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в доходах от реализации, например:
– от долевого участия в других организациях;
– от операций по купли-продажи инвалюты;
– штрафы, пени, санкции за нарушение договорных обязательств;
– от сдачи имущества в аренду и субаренду;
– от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности;
– в виде процента, полученного по договорам займа и другим долговым обязательствам;
– в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок и т. д.
Состав затрат (себестоимости) рассмотрен в предыдущей главе.
Формализованный расчет бухгалтерских финансовых результатов и виды этих результатов может быть представлен следующим образом:
Выручка от реализации продукции (без косвенных налогов) –
Себестоимость реализованной продукции =
Финансовый результат от реализации продукции +
Финансовый результат от прочей реализации (имущества) +
Внереализационные доходы и расходы =
Балансовый финансовый результат (прибыль до налогообложения) –
Налог на прибыль =
Финансовый результат, остающийся в распоряжении организации (чистая прибыль)
Налог на прибыль определяется в размере 20 % от налогооблагаемой прибыли – балансовой прибыли, скорректированной для целей налогообложения.
Уплатив в бюджет соответствующий налог на прибыль, организация получает в свое распоряжение оставшуюся, так называемую чистую прибыль. Эта прибыль используется ею самостоятельно.
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, служит источником финансирования не только производственного и материального развития, материального поощрения, но и в случаях нарушения действующего законодательства – уплаты различных штрафов и санкций.
В условиях рыночной экономики возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, – возможной потерей доходов. Поэтому при использовании чистой прибыли, организации вправе создавать резервные фонды. Создание подобных фондов является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранным капиталом. Порядок формирования и размеры резервных фондов определяются организациями на основе действующего законодательства и фиксируются в Уставе организации. Резервные фонды являются целевыми, т.е. могут быть использованы только по назначению.
Чистая прибыль распределяется по двум направлениям – фонд потребления и фонд накопления. Фонд накопления представляет собой источник средств организации, аккумулирующий прибыль для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т. д. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния организации за счет собственных средств.
Фонд потребления представляет собой источник средств организации, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию, материальному поощрению работников организации, а также выплате соответствующей доли прибыли участникам организации. Направления расходования фонда потребления весьма разнообразны. Например, это:
– премии работникам по итогам работы организации за год;
– доходы (дивиденды, проценты), выплаченные участникам организации;
– сумма предоставленных трудовых и социальных льгот работникам (включая материальную помощь);
– оплата дополнительно предоставленных отпусков (сверх предусмотренного законодательством) работникам;
– оплата проезда членам семей работника к месту использования отпуска и обратно;
– компенсация удорожания стоимости питания в столовых, профилакториях и т.д.
С расширением спонсорской деятельности, часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды.
Показатели рентабельности
Прибыль отражает величину эффекта, полученного организацией в результате своей деятельности – производственной, хозяйственной, финансовой. Качественная оценка деятельности, доходность может быть оценена относительными показателями, характеризующими эффективность использования различных ресурсов организации для получения прибыли. Называются эти показатели – показателями рентабельности. В общем виде рентабельность характеризует соотношение полученной прибыли и капитала, потребовавшегося для ее формирования.
Разнообразие показателей, используемых для измерения рентабельности, связано как с наличием нескольких видов прибыли в оценке результата деятельности организации (прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, чистая прибыль), так и с большим разнообразием в измерении необходимого капитала, ресурсов и затрат для получения прибыли.
Наиболее часто в анализе рентабельности используются следующие виды показателей рентабельности:
1. Рентабельность активов. Рассчитывается отношением прибыли (может быть любая – от реализации, балансовая, чистая) к средней за анализируемый период стоимости активов. Например, балансовая рентабельность активов ( ) будет рассчитываться:
,
где Пбал. – годовая балансовая прибыль;
– среднегодовая стоимость активов.
2. Рентабельность производства. Близкий к рентабельности активов показатель. В знаменателе при его расчете указываются не все активы, а их большая часть – сумма стоимости основных фондов и оборотных средств (средней за период).
3. Рентабельность затрат. Характеризует доходность текущих затрат организации. Рассчитывается отношением прибыли (как правило, от реализации) к себестоимости продукции. Может быть определена по каждому виду продукции, поэтому часто называется рентабельность изделия.
4. Рентабельность собственного капитала. Характеризует доходность собственных средств организации. Рассчитывается отношением прибыли к средней стоимости собственного капитала.
5. Рентабельность продаж. Характеризует прибыльность продаж и определяется отношением прибыли (как правило, от реализации продукции) к выручке от реализованной продукции.
Все показатели рентабельности рассчитываются в процентах.
Финансовые результаты и их эффективность (рентабельность) являются показателями, позволяющими дать обобщающую оценку деятельности коммерческой организации. На их величину и динамику оказывают влияние многие факторы, среди которых можно выделить внутренние – зависящие от деятельности организации, и внешние – не зависящие от деятельности организации.
К внутренним факторам можно отнести все многообразие производственных, коммерческих и финансовых факторов.
Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической, организационно-технической оснащенностью, качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т. д. Производственные факторы характеризуются наличием и использованием средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. Среди них можно выделить экстенсивные – объем используемых ресурсов, их использование по времени, уровень комплексного использования ресурсов и т. д. Интенсивные факторы отражают эффективность использования ресурсов.
Коммерческие факторыохватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направления и организационно-экономическое обеспечение. Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков, с другой – на привлечение солидных, платежеспособных клиентов, что в свою очередь требует внепроизводственных затрат.
Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают: формы расчетов, ценовое регулирование, привлечение кредитов, применение штрафных санкций, изучение и взыскание дебиторской задолженности, обеспечение ликвидности активов, обеспечение высокой оборачиваемости используемых капиталов и многое другое.
К внешним факторамотносятся изменение государственного регулирования, уровня налогов и штрафов, ставки рефинансирования, инфляции, а также влияние природных, географических, транспортных, технических и других условий.
Управление финансовыми результатами требует системного, комплексного подхода.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое прибыль организации?
2. Какие функции выполняет прибыль организации?
3. Что входит в состав доходов организации?
4. Приведите пример внереализационных доходов.
5. Как формируется прибыль от прочей реализации?
6. Приведите пример внереализационных расходов
организации.
7. Какие виды прибыли формируются в процессе
расчета бухгалтерских финансовых результатов?
8. Что характеризует чистая прибыль?
9. Назовите основные направления использования чистой прибыли.
10. Какие виды рентабельности используют организации в анализе финансовых результатов?
11. В чем различие между рентабельностью активов и рентабельностью продаж?
12. Какие факторы влияют на финансовые результаты и рентабельность организации?