Участие отраслевого рынка А в развитии регионов.
Показатели данной отрасли А сравниваются с показателями других отраслей.
Т. о. оценка различных аспектов развития рынка на уровне межотраслевых связей может стать вторым интегрированным показателем (Х2) для определения этого параметра результативности отраслевого рынка.
• На внутриотраслевом уровне.
В этом случае анализируется состояние структуры отрасли с позиции изменений положения основного производственного звена – фирмы, результативности деятельности с позиции рационального использования ресурсов и снижения издержек производства. В этом случае исследуются вопросы:
- слияния и поглощения (приводят ли они к сокращению или увеличению рабочих мест по регионам);
- изменение среднеотраслевых издержек;
- изменение степени состязательности фирм на рынке, уровень барьеров входа-выхода фирм на рынок, величина «мертвого груза»;
- усиление или ослабление «локомотивного» характера в межотраслевом развитии экономики страны;
- эффективность деятельности отдельных фирм-агентов отрасли (в какой степени их поведение влечет снижение издержек производства, каков уровень вертикальной интеграции на этом рынке; минимальный эффект масштаба; насколько фирмы прибыльны, каковы их Х-эффективность и Х-неэффективность).
В результате этой работы формируется интегрированный показатель (Х3) оценки результативности функционирования отраслевого рынка.
• На уровне потребителя.
Очень влажным является показатель изменения величины потребительского излишка в связи с функционированием отраслевого рынка, что связано с изменением внутреннего спроса в национальной экономике. Поэтому очень важно фиксировать изменение величины свободного времени в обществе, рост расходов населения на досуг и творчество.
Это еще один интегрированный показатель (Х4), выступающий в качестве переменной общей оценки результативности отраслевого рынка.
• С позиции государства.
Для него отраслевой рынок – источник налоговых поступлений. Но помимо этого – социальный эффект развития. Поэтому учитывается рост спроса населения, рост чувства собственного достоинства граждан, снижение издержек общественного производства за счет рационального использования ресурсов (Х5).
Итоговая оценка результативности функционирования отраслевого рынка является функцией, зависящей от перечисленных интегрированных переменных.
-2-
Результативность деятельности фирм в национальной экономике
Фирма – первичный субъект рынка. Из результатов функционирования отдельных фирм складывается результативность отрасли и экономики в целом. Поэтому результативность фирмы имеет социально-экономическое значение для всего общества. Отсюда вопрос – как измерить результативность деятельности фирмы. Существует множество подходов. Основные следующие.
Концепция эффективности деятельности фирмы.
Она включает в себя:
- эффективность производства (техническая эффективность + эффективность по издержкам).
- эффективность распределения ресурсов;
• Эффективность производства.
Если фирма выпускает продукцию на уровне минимально возможных издержек – ее производство эффективно. Это связано с тем, что фирма выпускает данный объем продукции, используя минимальное количество ресурсов, и является технически эффективной.
Эффективность по издержкам достигается тогда, когда фирма выбирает такой тип технически эффективного производства, который минимизирует издержки производимого объема продукции. Т.о., два элемента – техническая эффективность и эффективность по издержкам определяют общую экономическую эффективность фирмы.
Существуют разные пути повышения эффективности распределения ресурсов, в частности, капиталоинтенсивных технологий. Применение разных технологий производства зависит от цены единицы ресурса, поэтому одни методы могут быть дешевле, другие – дороже.
Чтобы ответить на вопрос, эффективна ли фирма по издержкам, необходимо проанализировать структуру отрасли, в которой она действует. Если отрасль отличается достаточным уровнем конкуренции, то фирма, скорее всего, будет испытывать давление в направлении эффективности по издержкам, чтобы удержаться на рынке и получить прибыль.
Если отрасль отличается наличием монопольной власти у фирм, преследующих цель максимизировать прибыль, то они также должны стремиться минимизировать издержки производства выбранного объема производства.