Антимонопольная политика в Западной Европе
К особенностям государственного регулирования отраслевых структур экономик Западной Европы следует отнести следующие общие характеристики:
1. запрет монополий в Европе мало распространен;
2. в основном происходит регулирование монополий и доминирующих фирм. Монополия рассматривается в качестве другой формы конкуренции; прогресс в монополии идет через совершенствование методов производства и дифференцирование товара, что расширяет возможности потребительского выбора и указывает новые направления технологических поисков;
3. при проведении отраслевой политики активно используется концепция «эффективной конкуренции» - конкуренции, которая способствует структурной перестройке национальной экономики.
Основой регулирующих мероприятий стран-членов ЕС является Римский договор, который (ст. 85) запрещает картели и другие ограничительные соглашения между фирмами; (ст. 86) осуждает злоупотребления доминирующим положением на рынке; предусматривает регулирование слияний, запрет слияний, которые могут создать доминирующее положение для данной фирмы; (ст. 92) запрещает государственную помощь фирмам, которая искажает торговлю между странами. Исключения предусматриваются в тех случаях, когда картели и доминирующие фирмы способствуют техническому или экономическому прогрессу в интересах покупателей (например, в случае кооперации в сфере НИОКР).
В ФРГ к органам проведения отраслевой политики относятся Министерство экономики (осуществляет общее руководство), Федеральный орган по картелям (разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитет экспертов, дающих советы по выработке конкурентной политики, действует как консультативный орган). Здесь контролю подвергаются:
- приобретения активов предприятия полностью;
- приобретение долей 25, 50 и более процентов акций фирмы;
- любая сделка, в результате которой фирма приобретает прямой или косвенный контроль над предприятием;
- любая сделка, включая приобретение менее 25 процентов акций предприятия, если это дает возможность фирме-покупателю влиять на конкурентное поведение другой фирмы.
Антимонопольный закон ФРГ включает рассмотрение дел о создании холдинга или кооператива из других предприятий (при условии координации поведения фирмы-матери и фирмы-дочери). При этом используются такие критерии оценки фирмы, как создание или усиление доминирующего положения. Доминирующее положение фирмы представляет собой ситуацию на рынке, когда у фирмы нет конкурентов или сильных конкурентов; когда фирма располагает большей властью на рынке по сравнению со своими конкурентами. План анализа фирмы с точки зрения ее доминирующего положения включает следующие факторы:
- доля рынка;
- финансовые показатели (прибыль, выручка, затраты);
- доступ к каналам распределения;
- связи с другими предприятиями;
- барьеры входа на рынок;
- наличие товаров-субститутов;
- возможность обращения клиентов к другим поставщикам.
При этом фирмы могут рассматриваться как находящиеся в состоянии коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если у них есть сильная власть над третьей стороной на рынке.
Количественные показатели, при которых фирма (или группа фирм) рассматривается как доминирующая на рынке (или обладающая излишней рыночной властью), характеризуются следующим образом:
· 1/3 рынка для одной фирмы;
· не менее 50 процентов рынка для трех фирм;
· не менее 2/3 рынка для пяти фирм.
В Великобритании органами контроля при проведении антимонопольной политики являются:
- Министерство торговли и промышленности;
- Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган);
- Комитет по свободной торговле (наблюдает за проведением конкурентной политики, проводит предварительное расследование).
Критерием доминирования на рынке служит доля фирмы в 25 процентов рынка.
При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие практические соображения:
· влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;
· влияние государственной отраслевой политики на занятость в Великобритании.
В Италии проведение отраслевой политики осуществляется Комиссией по конкуренции на рынке, которая рассматривает дела промышленных предприятий, за исключением средств массовой информации и банков, а также расследует дела о приобретениях, слияниях и создании общих филиалов. В качестве наказания предусмотрен штраф за совершение сделки без разрешения Комиссии - до 1 процента оборота в год ее совершения; штраф за сделку, которая была совершена вопреки запретительному решению Комиссии - 1-10 процентов оборота.
Для Японии характерно проведение антимонопольной политики такими органами, как Комиссия по свободной торговле и Министерство промышленности и торговли.
Механизм государственной политики осуществляется специфическим образом: органы регулирования обычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных» случаях. Так, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд. иен и выше должны ежегодно представлять в Комиссию отчет о своих участиях в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия).
Доминирующие слияния разрешаются:
· в случае кризиса, угрожающего сектору/отрасли экономики;
· в случае необходимости выполнения зарубежных обязательств Японии;
· для поддержания курса иены;
· в интересах занятости;
· в случае необходимости спасти предприятие от банкротства.
Особенностью отличается и антимонопольная (скорее, однако, промонопольная) политика регулирования отраслевых структур во Франции. Здесь в послевоенный период в соответствии с политикой правительства предусматривалось создание в каждой отрасли 1-2 крупных предприятий (национальных лидеров), которые должны были защищать средние и мелкие предприятия - своих поставщиков и потребителей. Предусматривалось также создание региональных правительственных агентств для оказания помощи этим крупным предприятиям в случае банкротства.
В 80-е годы национальным лидерам отводится роль экспертов в отдельных секторах рынка, что позволяет им быть конкурентоспособными в этих нишах рынка. 90-е годы характеризуются как политика «ниш»: происходит оказание государственной помощи отдельным отраслям (нишам экономики) для обеспечения вертикального потока продукции. Политика правительства направлена на стимулирование слияний, поощрение НИОКР, производство на экспорт. Правительство финансирует инвестиции, подготовку рабочей силы, государственные закупки товаров частных фирм. Конкурентная (антимонопольная) политика не представляется значимой. Однако незаконными считаются:
- коллективные ограничения торговли;
- злоупотребления доминирующим положением;
- контроль уровня розничной цены;
- дискриминация покупателей.
К органам регулирования во Франции относятся: Комиссия по конкуренции и Министерство экономики, которые в основном контролируют слияния и поглощения.