Государственная отраслевая политика

В ряде случаев при определенных условиях рынок может быть неэффективным или несостоятельным. Тогда государство вмешивается в их деятельность посредством государственной политики.

Именно деятельность государства определяет ту экономическую среду, в которой принимает решения современная фирма. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике, поддерживает или препятствует той или иной деятельности индивидов и институтов экономической системы.

Состоятельные отраслевые рынки не требуют вмешательства со стороны государства. Однако, иногда и они не могут обеспечить должного уровня эффективности. Такая ситуация получила название «провал рынка». С точки зрения микроэкономической теории, именно они являются базовой причиной государственной отраслевой политики.

Обычно выделяют четыре ситуации, в которых отчетливо можно увидеть провал рынка:

1. Наличие монополии или монопольной власти.

В соответствии с подходом на основе Гарвардской парадигмы структура отраслевого рынка совершенной конкуренции рассматривается как лучший способ рационального использования ограниченных ресурсов. Благосостояние потребителей достигает максимума, когда цена устанавливается на уровне предельных издержек производства. Монополия, обладающая существенной рыночной властью, стремится сократить объем выпуска и поднять цены, что сокращает потребительский излишек. Представители Чикагской школы утверждают, что источник рыночной власти монополии проявляется в поведении государства. При отсутствии его вмешательства монопольные прибыли всегда привлекают в отрасль новые ресурсы.

Несмотря на противоположные точки зрения, государственное вмешательство в функционирование отраслевого рынка осуществляется и обычно оправдывается тем, что оно может улучшить благосостояние общества в случаях, когда рынок терпит неудачу в деле обеспечения рационального использования ресурсов, т.е. оказывается несостоятельным.

2. Возникновение внешних эффектов (экстерналий).

Внешние эффекты (экстерналии) имеют место, когда экономический агент оказывается не в состоянии принять во внимание последствия своей деятельности для других индивидуумов. В случае возникновения экстерналий общественные издержки и выгоды не совпадают с частными издержками и выгодами, а объем выпуска снижается по сравнению с общественно оптимальным и возникают потери благосостояния.

3. Производство общественных благ.

Общественные блага без вмешательства государства либо вообще не будут выпущены, либо будут, но в недостаточном количестве. Общественно необходимый уровень выпуска общественных благ определяется точкой равенства предельной общественной выгоды предельным общественным издержкам производства. Издержки производства общественных товаров делятся между потребителями в соответствии с тем, насколько высоко они их оценивают.

4. Недостаток информации или ее асимметрия.

Неоклассический анализ исходит из того, что рынок будет производить частично оптимальный (субоптимальный) объем продукции, т.к. интересам индивидуума отвечает уменьшение стоимостной оценки общественного товара в целях сокращения своего вклада в издержки обеспечения этим товаром общества. Например, если индивидуум утверждает, что общественный товар не обладает ценностью (стоимостью) для него, то рынок не предоставит его в достаточном количестве. Если же предположить наличие совершенной информации, мотивы, приведенные выше, исчезнут и объем его выпуска достигнет общественно оптимального уровня. Недопоставка может иметь место только в случае несовершенной информации.

Ведущей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния.

Основными концепциями, составляющими основу отраслевой политики, служат:

– экономическая эффективность.

На рынке экономическая эффективность достигается благодаря действию основного рыночного механизма – конкуренции. Она вызывает стремление товаропроизводителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска. Но государство должно поддерживать развитие здоровой конкуренции на рынке;

– оптимизация поведения экономических агентов.

Развитие конкуренции - это процесс, а не результат. Подмена самостоятельных решений экономических агентов государственным регулированием неэффективна из-за:

· эволюции рынков благодаря использованию частной информации, которой располагают только фирмы;

· внешних шоков, воздействия которых на экономическую систему невозможно предугадать;

· невозможности в государственной политике учесть весь комплекс интересов экономических агентов.

Усилия государства по созданию конкурентной отраслевой структуры должны способствовать тому, чтобы субъекты экономики имели наиболее широкие возможности принимать самостоятельные решения. Применительно к товарным рынкам это означает создание условий, благоприятных для конкуренции, - прежде всего, снижение барьеров входа в отрасль путем развития рыночной инфраструктуры.

Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. По мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики (таблица 9.1).

Таблица 9.1. Типы отраслевой политики государства

Типы отраслевой политики По используемым методам
пассивная активная
По целям защитная Конкурентная политика проводится путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование Антимонопольное регулирование сочетается со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
наступательная Конкурентная политика сочетает антимонопольное регулирова-ние и создание благоприятного экономического климата через использование методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики Структурная политика проводится в целях ускорения экономического роста, разрабатывается система координации экономических решений (в том числе создается система индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

Пассивная защитнаяотраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.

Такая политика считается защитной, поскольку государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Она является пассивной так как, с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой – этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности.

Пассивная защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем. Одним из аргументов против выбора модели пассивной защитной отраслевой политики является то, что ее осуществление ставит страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий, как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.

Пассивная наступательная отраслевая политика.Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки антимонопольного регулирования, но содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.

Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства более конкретных мероприятий.

Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Она характеризуется сочетанием конкретных, позитивных целей и направленного воздействия государства на решение экономических агентов.

Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского сообщества приняли подобную модель политики в 70-80-х гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, и позитивных целей и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние, как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.

Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственным регулированием.

Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда, стимулирование повышения их качества, снижение издержек производства, увеличению доходов. Одновременно централизованные плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, выделение приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, реализации общенациональных экономических задач.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Данные инструменты государственного регулирования применяются в методах прямого и косвенного воздействия на экономику.

• Прямые методы государственного воздействия не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. К ним следует отнести:

– разработку стратегических целей развития экономики страны и их дальнейшую детализацию в государственных планах и программах;

– составление государственных заказов и контрактов на поставку определенной продукции, выполнение работ, оказание услуг;

– государственную поддержку этих программ и заказов;

– законодательно закрепленные нормативные требования к качеству продукции и ее сертификации;

– составление перечня ограничений и запретов по выпуску определенных видов продукции;

– лицензирование внешнеторговых операций.

• Косвенные методы государственного регулирования опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, воздействуют на экономические интересы хозяйствующих субъектов. К косвенным методам относятся:

– система налогообложения, предоставление налоговых льгот;

– регулирование цен;

– объем платежей за используемые ресурсы;

– определение ставок процента за кредит, кредитные льготы;

– установление валютного курса и условий обмена валют;

– таможенное регулирование экспортно-импортных операций.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

На несостоятельных отраслевых рынках государственная политика может реализовываться в виде прямого, косвенного и фрагментарного вмешательства.

Сферами отраслевой политики государства являются: регулирование естественных монополий, внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции, а также проблемы антимонопольного регулирования и инноваций.

-2-

Наши рекомендации