Стратегическое поведение фирм на рынке олигополий
В структуре рынков имеются экономические агенты, которые ориентируются только на свои собственные цели и представления о рынке, а не на поведение других субъектов. Это фирмы, преодолевающие ограничения совершенной конкуренции (отсутствие какого-либо значимого влияния на рынок), и совершенной монополии (консерватизм, «задавливание» рынка, неучет действий прочих агентов, включая потенциальных).
Рынки, где действуют крупные фирмы, вынуждены считаться с наличием и поведением других контрагентов. Такие рынки являются олигополиями, а поведение фирм на них - стратегическим. Стратегическое поведение свойственно главным образом рынку олигополии.
Олигополия – это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а условия вхождения фирм в отрасль преграждены высокими барьерами.
Олигополия является в настоящее время наиболее распространенной рыночной структурой. В экономике отраслевых рынков олигополистическая структура выступает центральным объектом анализа. Она возникает тогда, когда несколько крупных фирм производят подавляющую долю продукции какой-либо отрасли и на этой основе имеют возможность устанавливать и поддерживать единые цены. Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.
Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы не имеют значительного преимущества над мелкими.
Основными чертами олигополистического рынка являются:
- немногочисленность фирм (их число не превышает десяти);
- высокие барьеры для вхождения в отрасль;
- всеобщая взаимозависимость.
При олигополии огромную роль играет субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. Фирмы в отрасли осознают необходимость, при формировании экономической политики, учитывать реакцию со стороны конкурентов по поводу объемов продаж, цен, рекламных расходов, инвестиций. Т.е. фактически почти любое решение, принимаемое фирмой, требует определения наиболее вероятной реакции конкурентов. А последние могут предпринимать самые разнообразные действия: от совместного достижения некоторых целей и превращения отрасли в подобие чистой монополии, до (в качестве другой крайности) борьбы друг с другом вплоть до полного уничтожения.
Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цен и объемов выпуска продукции называется олигополистической взаимосвязью.
Взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополии – от сговора до ценовых войн. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. При монополии конкурентов нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных и на отрасли в целом.
Олигополистическая взаимосвязь фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в борьбу «всех против всех». Основная трудность, с которой сталкивается член олигополии – неопределенность относительно действий конкурентов и их реакции. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна определить, какой стратегии придерживаются конкуренты в поисках прибыли.
Реализация стратегического поведения фирмы в условиях олигополии происходит в двух основных формах:
1) в виде некооперативного взаимодействия фирм (когда фирмы конкурируют друг с другом и проводят самостоятельную политику на рынке);
2) в виде кооперативного поведения (когда фирмы предварительно договариваются о совместных действиях и выступают на рынке «единым фронтом»).
-2-