Понятие эффективности деятельности предприятия
Эффективностькак категория отражает связь между ресурсами и целями производства. Всю экономику трактуют как науку об эффективности. Так как ресурсы ограничены, а потребности пределов не имеют, возникает задача наиболее эффективного удовлетворения потребностей путем лучшего, полного использования ресурсов. Эффективность формируется под воздействием всего спектра факторов и отношений в производстве и обществе в целом. Основными факторами на макроэкономическом уровне, определяющими эффективность, являются частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, система рыночных цен, государственное регулирование.
Критерием эффективности признано соотношение эффекта (результата) и затрат на его получение. Соответственно для определения эффективности (ее структуризации) необходимо определить и понятие результата (эффекта) и ресурсов.
В процессе производства взаимодействуют вещественные, трудовые, финансовые ресурсы, информация.
По роли в процессе производства вещественные ресурсы принято разделять на основные средства (основные фонды, нематериальные активы, незавершенное строительство) и оборотные средства. Кроме того, выделяют трудовые (человеческие) ресурсы, технологические, финансовые и информационные. В отечественной литературе принято использовать две возможные оценки участия экономических ресурсов в производстве — применение и потребление. Примененные ресурсы представляют собой капитал (основные и оборотные средства) и рабочую силу, занятую производством. Потребленные ресурсы формируют текущие издержки производства и реализации продукции и представляют собой элементы затрат — затраты материалов, живого труда в виде заработной платы, основных средств в виде амортизации основных фондов и нематериальных активов. Ресурсы предприятия могут быть сформированы за счет собственных или заемных средств. Использование заемных средств увеличивает прибыльность собственного капитала организации, одновременно увеличивая риски.
Результат следует рассматривать в соответствии с целями субъектов, производящих оценку. Производственным результатом принято считать, например, объем продукции. При этом произведенная продукция является неполной и неточной характеристикой результата. Результатом может быть в полной мере показатель выручки от реализации или объем продаж. Такое уточнение приводит к закономерному выделению так называемой внутренней эффективности (производительности), определяемой на основе соотношения ресурсов (затрат) с объемом продукции, а также внешней эффективности, учитывающей знание структуры потребностей и степени удовлетворения их предприятием. Внешняя эффективность формируется на основе показателей финансового результата (прибыли бухгалтерской как финансового результата и прибыли чистой как конечного финансового результата) и непременно отражает долю предприятия на рынке, тенденции ее изменения, степень использования потенциала предприятия и использование им возможностей предприятия. В условиях насыщенного спроса должны быть сбалансированы эффективность использования ресурсов (внутренняя эффективность) и привлекательность продукции для потребителя.
При исследовании предпринимательской деятельности Й. Шумпетер ввел понятия статической и динамической эффективности. Статическую эффективность он рассматривал как процесс приспособления к сложившейся экономической ситуации, а динамическую — как любую тенденцию к развитию с целью поддержания конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе. Традиционно в зарубежной и отечественной практике эффективность работы предприятия оценивается по показателям текущей производственной деятельности на относительно коротком промежутке времени. Однако для обеспечения стабильной и эффективной работы в долгосрочной перспективе необходимы дополнительные издержки в текущем периоде, которые приведут к падению эффективности в текущем периоде. Категория динамической эффективности напрямую связана с риском, со стратегией развития организации.
Эффективность деятельности организации (предприятия) — свойство, связанное со способностью организации (предприятия):
· в рамках нормативной системы общественных ценностей формулировать цели в соответствии с предъявляемыми потребностями (целеполагание);
· использовать социально одобренные в данной общественной системе средства, адекватные сформулированным целям (целеобеспечение);
· преодолевать неблагоприятные и использовать благоприятные внешние и внутренние факторы, условия (факторная обусловленность);
· экономично использовать имеющиеся ресурсы для достижения определенного соотношения между результатами и затратами (экономичность).
Целеполагание — ориентация непосредственно на спрос населения, на торговую сеть, продажи на определенном сегменте определенного рынка.
Целеобеспечение характеризуют через степень удовлетворенности сырьем, материалами, топливом, персоналом, инструментом, транспортом, организационно-технический уровень производства, гибкость, мобильность.
Факторная обусловленность — возможность совершенствования техники, обновления ассортимента, продвижения товаров на рынки.
Экономичность оценивается через показатели рентабельности, прибыли, материалоемкости, производительности труда.
Внешние и внутренние условия функционирования предприятия определяются внешней и внутренней средой.
Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного влияния со стороны руководства организации и могут оказать влияние на эффективность системы. Факторы внешней среды включают в себя факторы макросреды (экономические, природные, научно-технические, демографические, политико-правовые); отраслевые факторы (потребители, конкуренты, поставщики, рынок рабочей силы).
Внутренняя средапредставляет собой совокупность внутренних переменных, которые находятся под непосредственным контролем со стороны руководства и могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия.
Все перечисленные выше факторы влияют на потенциал предприятия, но говорить о его увеличении можно только до тех пор, пока соотношение затрат и поступлений остается в «разумных пределах». Единственным надежным способом определения «разумности» является сравнение с эффективностью лучших предприятий отрасли.
Каждое видимое изменение должно быть направлено на усиление определенного фактора потенциала предприятия при обязательном неослаблении других. Информация этапа анализа внешней и внутренней среды предприятия имеет большое значение, так как на ее основе руководство предприятия принимает важнейшие решения в области повышения эффективности деятельности предприятия.
При системном подходе эффективность организации рассматривают через систему общественных ценностей, отвечающих потребностям общественного развития, и трактуют как способность системы к выполнению функций целеполагания, целеобеспечения, достижения целей экономичности, факторной обусловленности.
В теории и практике используют следующие основные подходы к определению эффективности деятельности предприятия:
· как степень достижения целей организации;
· способность организации оптимально использовать редкие ресурсы внешней среды;
· максимальные результаты при фиксированных затратах или способность минимизировать затраты при достижении требуемых результатов;
· степень удовлетворения клиентов и заказчиков организации;
· способность к достижению цели на основе хороших производственных характеристик.