Послесловие научного редактора. Пересечения двойных потоков Делёза-Гваттари

Проекты философских программ детрансцендентализации, отталкиваясь от традиционной классики, вынуждены призывать в союзники совершенно неожиданные технологии — литературные, политические, психологические, экономические… Новое возникает на стыках.

Подобно тому, как сам Делёз располагается всегда наособицу среди других современных мыслителей, так и среди всего написанного Делёзом разительно выделяется созданное им в соавторстве. Фирменный экспрессионистский импрессионизм (или импрессионистский экспрессионизм) мысли и текста Делёза оттеняется здесь систематической и критической въедливостью Гваттари, производя специфический результат. Замысел Делёза-Гваттари задает целые пласты смыслов и спектры направлений движения, предлагая необычные способы среди них перемещаться. Не так-то просто ко всему этому вменяемо отнестись.

Становясь политической, экономия не только открывает двунаправленную тенденцию практической действенности и идеологической восприимчивости, но и начинает разворачивать активную внешнюю экспансию — присваивая и усваивая то, что по традиции считалось внеэкономическим (один «символический капитал» чего стоит!), одновременно внедряется своими характерными приемами и схемами в самые различные области: даже физические траектории оцениваются как «энергетически выгодные» или «невыгодные». Тем более интересно обнаружение мест, в которых экономия или не действует вообще, или действует каким-то экзотическим образом. Например, нехватка времени или отсутствие настроения выступают скорее симптомом реализованного предпочтения потратить свое время на что-то другое или наличием другого настроения. Хотя отсутствие нехватки или даже избыточность ресурса обычно свидетельствуют в экономической логике о дефиците средств для его переработки и утилизации.

Ценности разных типов переплетаются и вступают в конфликт. Желание писать оказывается противоположным желанию написать — удовольствие от процесса и удовольствие от результата расходятся. Эффект чтения не совпадает с эффектом письма. Желание (или нежелание) желать противостоит желанию (или нежеланию) не желать. Зарабатывание денег поглощает время для их траты, а избыток времени порождает скуку…

Требуется сумасшедшая мысль без сумасшествия.

Проект шизоанализа по-прежнему открыт.

Василий Кузнецов

P. S. Переводчик и редактор благодарят Якова Свирского, Дениса Скопина, а особенно — Дмитрия Бугая и Натали Стюарт за бесценные консультации.

Выходные данные

Научно-популярное издание

Жиль Делёз, Феликс Гваттари

АНТИ-ЭДИП

Капитализм и шизофрения

Gilles DELEUZE

Felix GUATTARI

Capitalizme et schizophrénie

L'ANTI-ŒDIPE

Les éditions de Minuit

Ouvrage publié avec le concours du Ministère français charge de la culture — Centre National du Livre

Издание осуществлено при поддержке Национального центра книги Министерства культуры Франции

Preface pour l'édition américaine de L'Anti-Œdipe de Deleuze et Guattari, extracted from Dits et écrits, Gallimard, 1994

Перевод с французского Д. Кралечкина

Научный редактор В. Кузнецов

Ответственный за выпуск В. Харитонов

Редактор А. Белоногова

Художественный редактор С. Сакнынь

Технический редактор Н. Овчинникова

Корректор К. Норминский

Оператор компьютерной верстки Л. Горошко

Подписано в печать 14.03.08. Формат 84х108 1/32

Усл. печ. л. 35,28. Доп. тираж 3 000 экз. Заказ № 6773.

ООО «Агентство прав „У-Фактория“»

620137, г. Екатеринбург, ул. Кулибина, 1а

Тел./факс 8 (343) 374-44-23 E-mail: [email protected]

Издание осуществлено при техническом содействии

ООО «Издательство ACT»

ОАО «Владимирская книжная типография»

600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

[1]* Предисловие Мишеля Фуко к американскому переводу книги Жиля Делёза и Феликса Гваттари «Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения» (Deleuze Gilles, Guattari Felix. Anti-Œdipus: Capitalism and Schizophrenia. New York: Viking Press, 1977). Французский перевод опубликован: Michel Foucault. Dits et Ecrits II, 1976–1988. Paris: Gallimard, 2001 (1ère Edition 1994). P. 133–136.— Здесь и далее звездочкой обозначены примечания переводчика.

[2]* Искусство любви, искусство теории, искусство политики (лат.).

[3]* Св. Франсуа де Саль (Saint François de Sales, 1567–1622) — Известный проповедник, епископ Женевы, основатель ордена салезианок. Фуко намекает на его произведение «Введение в благочестивую жизнь» («Introduction à la vie dévote», 1609).

[4]* Игра на значении слова ça — «это», которое использовалось для перевода фрейдовского Es («Оно», «id»).

[5]См. текст Бюхнера: Biichner. Lenz / tr. fr. Ed. Fontaine. — Здесь и далее цифрой-номером обозначены примечания автора.

[6]Artaud. Van Gogh le suicide de la société.

[7]Когда Жорж Батай говорит о тратах или показных, непроизводящих формах потребления, соотносимых с энергией природы, то речь идет о тратах или потреблениях, которые не вписываются в предполагаемую независимой сферу человеческого производства, если она определяется «полезным», — речь, следовательно, идет о том, что мы называем производством потребления (см.: Bataille, Georges. La Notion de dépense et la Part maudite. Ed. de Minuit [рус. изд.: Батай Ж. Проклятая доля. М., 2003. — Примеч. пер. ]).

[8]О тождестве Природы-Производства и родовой жизни по Марксу см. комментарии Жерара Гранеля: Grand, Gérard. L'Ontologie marxiste de 1844 et la question de la coupure // l'Endurance de la pensée. Pion, 1968. P. 301–310.

[9]* Человек-природа (лат.).

[10]Lawrence D. H. La Verge оf Aaron / tr. fr. Gallimard. P. 199.

[11]Henry Miller. Tropique du Cancer. Ch. XIII («…И мои внутренности разливаются как огромный шизофренический поток, истечение, которое оставляет меня лицом к лицу с абсолютом…»). [Рус. изд.: Миллер Г. Тропик Рака. СПб., 2005. — Примеч. пер. ]

[12]* Серия монографий с репродукциями художественных произведений пациентов психиатрических лечебниц, издавалась Жаном Дюбюффе (Jean Dubuffet).

[13]Michaux, Henri. Les Grandes épreuves de l'esprit. Gallimard, 1966. P. 156–157.

[14]Lévi-Strauss, Claude. La Pensée sauvage. Pion, 1962. P. 26 sq. [Ср. рус. пер.: Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 126 и след. — Примеч. пер. ]

[15]* «Мальчик с машиной» (англ.).

[16]* Станок, производственная установка (англ.).

[17]Artaud, in 84, n 5–6, 1948.

[18]Tausk, Victor. De la genèse de l'appareil a influencer au cours de la schizophrénie // La Psychanalyse. 1919. № 4.

[19]Marx. Le Capital. III. 7. Ch. 25 (Pléiade II. P. 1435). [Рус. изд.: Маркс К. Капитал: В 3 т. // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 9 т. Т. 7–9. М., 1987–1988. — Примеч. пер. ] См.: Althusser. Lire le Capital / les commentaires de Balibar. T. II. P. 213 sq., et deMacherey. T. I. P. 201 sq. (Maspero, 1965).

[20]Beckett. «Assez» // Têtes-mortes. Ed. de Minuit, 1967. P. 40–41.

[21]* Божественная сила, божественное величие, божество (лат.).

[22]* Совокупность, всеполнота реальности (лат.).

[23]Freud. Cinq psychanalyses / tr. fr. P. U. F. P. 297.

[24]Morgenthaler W. Adolf Wôlfli / tr. fr. L'Art brut. Ne 2.

[25]* Удовольствие, наслаждение (лат.).

[26]L'art brut. № 3. P. 63.

[27]Carrouges, Michel. Les Machines célibataires. Arcanes, 1954.

[28]В. Р. Байон [W. R. Bion] первым подчеркнул эту значимость чувства; но он вписывает его всего лишь в порядок фантазма, делает из него аффективную параллель «Я мыслю». См.: Elements of Psycho-analysis. Heinemann, 1963. P. 94 sq.

[29]Artaud. Le Pèse-Nerfs. Gallimard. Œuvres completes I. P. 112.

[30]* Настроение (нем.).

[31]Klossowsky, Pierre. Nietzsche et le cercle vicieux. Mercure de France, 1969.

[32]«Человек-история» (лат.).

[33]G. de Clerambault. Œuvre psychiatrique. P.U.F.

[34]Kant. Critique du jugement. Introduction, § 3. [Рус. изд.: Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. М., 1994. — Примеч. пер. ]

[35]Rosset, Clément. Logique du pire. P.U.F., 1970. P. 37.

[36]Восхитительная теория желания Лакана обладает, как нам кажется, двумя полюсами: один соотносится с «объектом маленькое а» как желающей машиной, которая определяет желание через реальное производство, выходящее за пределы любой идеи потребности или же фантазма; другой же соотносится с «большим Другим» как означающим, которое снова вводит определенную идею нехватки. Это колебание между двумя полюсами хорошо просматривается в статье Леклера «Реальность желания» (Leclaire. La Réalité du désir // Sexualité humaine. Aubier, 1970).

[37]Henry Miller. Sexus / tr. fr. Buchet-Chastel. P. 277. [Рус. изд.: Миллер Г. Сексус. M., 2006. — Примеч. пер. ]

[38]Морис Клавель замечает, говоря о Сартре, что марксистская философия не может позволить себе вводить понятие редкости в качестве отправного понятия: «Эта редкость, предшествующая эксплуатации, никогда не возводит закон спроса и предложения до статуса некоей независимой, то есть полагаемой на исходном уровне, реальности. Следовательно, в марксизме больше нет проблемы включения или выведения этого закона, поскольку он непосредственно прочитывается до этого, на уровне, из которого должен исходить марксизм. Маркс, оставаясь предельно строгим, отказывается от использования понятия редкости, и он должен от него отказаться, поскольку эта категория его уничтожила бы» (Qui est aliéné? Flammarion, 1970. P. 330).

[39]Reich. Psychologie de masse du fascisme. [Рус. изд.: Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997. — Примеч. пер. ]

[40]У культуралистов можно найти различие рациональных систем и систем проективных, причем психоанализ применяется только к последним (см., например, Кардинера). Несмотря на свою враждебность культурализму, Райх и вместе с ним Маркузе снова приходят к какому-то подобию этой двойственности, хотя они совершенно иначе определяют и оценивают рациональное и иррациональное.

[41]Jankelevitch. Ravel. Ed. du Seuil. P. 74–80.

[42]Об истерии, шизофрении и их отношении с общественными структурами см. исследования Жоржа Девере (Devereux, Georges. Essai d'ethnopsychiatrie générale / tr. fr. Gallimard. P. 67 sq.), a также замечательные страницы из «Стриндберга и Ван Гога» Ясперса (Jaspers. Strindberg et van Gogh / tr. fr. Ed. de Minuit. P. 232–236 [ср. рус. изд.: Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. СПб., 1999. С. 234–238. — Примеч. пер. ]).(Является ли в наше время безумие «условием любой искренности, в тех областях, в которых в менее упорядоченные времена можно было и без него быть способным на честный опыт и честное его выражение?» — этот вопрос Ясперс корректирует, добавляя: «Мы увидели, что некогда люди принуждали себя к истерии; а сегодня можно сказать, что многие принуждают себя к безумию. Но если первый вариант в определенной мере психологически возможен, второй невозможен вовсе, то есть он может вести лишь ко лжи».)

[43]* От греч. hyle — «материя, древесина».

[44]Jaulin, Robert. La Mort Sara. Pion, 1967. P. 122.

[45]Klein, Mélanie. La Psychanalyse des enfants / tr. fr. P.U.F. P. 226: «Моча в своем положительном качестве является эквивалентом материнского молока, бессознательное не проводит никакого различия между телесными субстанциями».

[46]* Непереводимая игра слов: «Коннектикут (Connecticut), Подключайся (Connect) — я (I) — разрезаю (cut)» (англ.).

[47]Betteïheim, Bruno. La Forteresse vide / tr. fr. Gallimard, 1967. P. 500.

[48]Lacan. Ecrits. Remarque sur le rapport de Daniel Lagache. Ed. du Seuil. P. 658: «…Исключение, происходящее из этих знаков как таковых, не имеющее возможности осуществиться иначе, чем в качестве условия постоянства цепочки, которую необходимо образовать; добавим, что измерение, на котором контролируется это условие, является лишь переводом, на который способна подобная цепочка. Остановимся еще раз на этом лото. Чтобы понять, что именно благодаря реальной дезорганизации эти элементы смешиваются, как порядковые числительные, наобум, и она-то в случае их извлечения заставляет нас вытягивать жребий…»

[49]* Diaschisis (диасхизис) — понятие Монакова, подразумевающее, что любое органическое поражение, как нервной системы, так и внутренних органов, создает вокруг себя зону функционально-динамических изменений, поэтому поражение участков, которые не связаны с высшими психическими функциями, также может вести к нарушению последних. Diaspasis (диаспазис) — термин, обозначавший у Монакова способ дезинтеграции функций инстинктивной сферы.

[50]Monakow et Mourgue. Introduction biologique à l'étude de la neurologie et de la psycho-pathologie. Alcan, 1928.

[51]* Производить на свет (лат.).

[52]* Часть (лат.).

[53]Lacan. Ecrits. Position de l'inconscient. P. 843.

[54]Blanchot, Maurice. L'Entretien infini. Gallimard, 1969. P. 451–452.

[55]Rush I. H. L'Origine de la vie / tr. fr. Payot. P. 141.

[56]Klein, Mêlante. Essais de psychanalyse / tr. fr. Payot. P. 269–271 (курсив наш. — Ж. Д., Ф.Г.).

[57]Bradbury. L'Homme illustré, «La Brousse» / tr. fr. Denoël.

[58]* Обратная связь (англ.).

[59]Artaud, «Je n'ai jamais rien étudié…», in 84, dec. 1950.

[60]Foucault, Michel. Histoire de la folie à l'âge classique. Pion, 1961. P. 588–589. [Ср. рус. пер.: Фуко M. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. С. 479–480. — Примеч. пер. ]

[61]«Дело вовсе не в том, что, раз я проповедую возвращение к Фрейду, я не могу сказать, что „Тотем и табу“ — это ерунда. Именно поэтому-то и нужно обратиться к Фрейду. Никто мне не помог, когда нужно было узнать, что же это такое — формации бессознательного… Я не собираюсь сказать, что Эдип ни на что не годится, что он не имеет никакого отношения к тому, что мы делаем. Он ни на что не годится для психоаналитиков, это правда! Но поскольку психоаналитики психоаналитиками, конечно, не являются, это ничего не доказывает… Все это я представил в свое время; когда я разговаривал с людьми, с которыми нужно было осторожничать, то есть это были психоаналитики. На этом уровне я говорил о родительской метафоре, я никогда не говорил об эдиповом комплексе…» (Lacan, séminaire 1970).

[62]* Во французском глагол «machiner» обычно имеет значение «замышлять», «строить козни», «заниматься махинациями». Здесь обыгрывается его этимология.

[63]Laplanche I., Pontalis I. В. Fantasme originaire, fantasmes des origines et origine du fantasme // Temps modernes. № 215. Avril 1964. P. 1844–1846.

[64]О существовании маленькой машины в «первичном фантазме», причем существовании всегда закулисном, см.: Freud. Un cas de paranoia qui contredisait la théorie psychanalytique de cette affection [ «Случай паранойи, противоречащий психоаналитической теории этого заболевания»], 1915.

[65]Abrahams, Jean-Jacques. L'Homme au magnétophone, dialogue psychanalytique // Temps modernes. № 247. Avril 1969: «A: Видишь, на самом деле это не так серьезно; я не твой отец, я еще могу плакать, но нет! Ладно, достаточно. — Др. X: В этот момент Вы подражаете своему отцу? — А: Да нет, смотри — Вашему! Тому, которого я вижу в Ваших глазах. — Др. X: Вы пытаетесь войти в роль… — А:…Вы не можете лечить людей, Вы можете лишь загружать их Вашими проблемами с отцом, с которыми Вы не можете ничего поделать; от одного сеанса к другому Вы постоянно делаете из нас жертв проблемы отца… Я — я был больным, а Вы были врачом; а потом Вы вернули вашу детскую проблему, проблему того, что Вы были ребенком по отношению к отцу… — Др. X: Я позвонил по номеру 609, чтобы Вас вывели, то есть в полицию, Вас следует выставить отсюда. — А: В полицию? Папа, все понятно! Ваш папа — полицейский! И вы позвонили папе, чтобы он пришел за мной… Какая безумная история! Вы разнервничались, вышли из себя только потому, что я вынул этот маленький аппарат, который позволит нам понять, что здесь происходит».

[66]Marx. Economie et philosophie. Pléiade II. P. 98. [Рус. изд.: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. М., 1974. — Примеч. пер. ] См. также великолепный комментарий Франсуа Шатле по этой теме: Chatelet, François. La Question de l'athéisme de Marx // Etudes philosophiques. Juillet 1966.

[67]Freud, Analyse terminée et analyse interminable, 1937 (tr. fr. Revue française de psychanalyse. 1938–1939. № 1) [рус. изд.: Фрейд З. Конечный и бесконечный анализ // «Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда. М., 1998. — Примеч. пер. ]: «Две соответствующих темы: это для женщины — зависть к пенису, положительное стремление обладать мужским половым органом; для мужчины — восстание против своей собственной пассивной или женской позиции по отношению к другому мужчине… Никогда у нас не было такого впечатления проповеди в пустыне, когда мы стремились подтолкнуть женщин к тому, чтобы они оставили свое желание пениса как неосуществимое, или когда пытались убедить мужчин, что их пассивная позиция по отношению к другому мужчине не равняется кастрации и оказывается неизбежной во множестве человеческих отношений. Одно из наиболее сильных сопротивлений переноса возникает из упрямой сверхкомпенсации мужчины. Он не желает склоняться перед заместителем своего отца, он отказывается от обязательств по отношению к нему и — тем самым — от того, чтобы его лечил врач…»

[68]О значимости этого спора см.: Green, André. Sur la mère phallique // Revue française de psychanalyse. Janvier 1968. P. 8–9.

[69]Ср., например, (умеренный) протест Бетти Фридан [Betty Friedan] против фрейдовской психоаналитической концепции «женских проблем» — как сексуальных, так и социальных: Friedan, Betty. La Femme mystifiée. 1963 / tr. fr. Gonthier. T. 1. P. 114 sq.

[70]Klossowsky, Pierre. Nietzsche et le cercle vicieux. P. 122. Размышление Клоссовски об отношении влечений и институций, о присутствии влечений в самой экономической инфраструктуре, развивается в его статье о «Саде и Фурье» (Sade et Fourier. Topique. № 4–5) и особенно в la Monnaie vivante (Losfelt, 1970).

[71]Proust. Sodome et Gomorrhe. Pléiade II. P. 622 (курсив наш. — Ж. Д., Ф. Г.). [Рус. изд.: Пруст М. В поисках утраченного времени. 4. Содом. и Гоморра. М., 1992. — Примеч. пер. ]

[72]Luc de Heusch. Essai sur le symbolisme de l'inceste royal en Afrique. Bruxelles, 1959. P. 13–16.

[73]Кант И. Метафизика нравов. Часть первая. (1797). [Рус. изд. Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1994. — Примеч. пер. ]

[74]М. С. et Е. Ertigues. Œdipe africain. Pion, 1966. P. 83: «Чтобы были выполнены условия, необходимые для существования структуры в институте семьи или же в комплексе Эдипа, нужны по крайней мере четыре термина, то есть один дополнительный термин по отношению к тем, которые считаются естественными».

[75]André Green. V Affect. P. 167.

[76]Об истерическом «вопросе» (мужчина я или женщина?) и навязчивом «вопросе» (жив я или мертв?) см.: Leclaire, Serge. La Mort dans la vie de l'obsédé // La Psychanalyse. № 2. P. 129–130.

[77]Art brut. № 3. P. 139. (Во введении Жан Ури называет Жайе «неотграниченным», «в постоянном перелете».)

[78]Nijinsky. Journal / tr. fr. Gallimard.

[79]Besançon A. Vers une histoire psychanalytique // Annales. Mai 1969.

[80]* Даблбайнд — «двойной сигнал», «двойная команда», «двойной приказ», «двойной узел», «двойной зажим», «двойной капкан», «двойное послание» и т. д. (англ.). Подробнее см.: Федотов Д. Я., Папуш М. П. Переводя Бейтсона // Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000.

[81]Bateson G. et collab. Towards a Theory of Schizophrenia // Behavioral Science. 1956.1 (см. комментарии Пьера Федида: Pierre Fédida. Psychose et parenté. Critique. Oct. 1968). [См.: Бейтсон Г. К теории шизофрении // Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000. — Примеч. пер. ]

[82]Freud. Psychologie collective et analyse du moi. Ch. 12, В. [Рус. изд.: Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет: В 2 кн. Кн. 1. Тбилиси, 1991. — Примеч. пер. ]

[83]Mitscherlich A. Vers la société sans pères. 1963 / tr. fr. Gallimard. P. 327–330.

[84]Boons, Marie-Claire. Le Meurtre du père chez Freud // L'Inconscient. № 5. Janvier 1968. P. 129.

[85]Ortiques, Edmond. Le Discours et le symbole. Aubier, 1962. P. 197.

[86]См. Pohier J. M. La Paternité de Dieu // L'Inconscient. № 5. (В этой статье обнаруживается совершенная формулировка Эдипа как double bind: «Психическая жизнь человека разворачивается в своеобразном диалектическом напряжении между двумя способами проживания эдипова комплекса. Один способ состоит в том, чтобы проживать его, а другой — в том, чтобы жить в соответствии со структурами, которые можно было бы назвать эдиповыми. Поэтому опыт показывает, что эти структуры не чужды самой критической фазе этого комплекса. Для Фрейда человек существенным образом отмечен этим комплексом — последний задает как его величие, так и его низость» и т. д. Р. 57–58.)

[87]Lacan. Ecrits. P. 813.

[88]Laing, Ronald. La Politique de l'expérience. 1967 / tr. fr. Stock. P. 106.

[89]* Беккет С. Неименуемое.

[90]Об игре рас и интенсивностей в театре жестокости см.: Artaud. Œuvres complètes. T. IV, V (например, проект «Завоевание Мексики». IV. Р. 151; также роль вибраций и интенсивных вращений в «Цензах». V. Р. 46 sq.).

[91]Ницше, письмо Буркхардту от 5 января 1889 года.

[92]* Имеется в виду произведение Гая Транквилла Светония «Жизнь двенадцати цезарей».

[93]Besse, Jacques. Le Danseur // La Grande Pâque. Ed. Belfond, 1969 (вся первая часть этой книги описывает прогулку шизофреника по городу, вторая часть, «Безумные легенды», переходит к галлюцинации или бреду об исторических событиях).

[94]Reich. La Fonction de l'orgasme. 1942 / tr. fr. L'Arche. P. 62. [Рус. изд.: Райх В. Функция оргазма. СПб.; М., 1997. — Примеч. пер. ] По поводу критики аутизма см.: Gentis, Roger. Les Murs de l'asile. Maspero, 1970. P. 41 sq.

[95]Garçon, Maurice. Louis XVII ou la fausse énigme. Hachette, 1968. P. 177.

[96]Mannoni, Maud. Le Psychiatre, son fou et la psychanalyse. Ed. du Seuil, 1970. P. 104–107: «Эдиповы персонажи остаются на своем месте, но они введены в постоянную игру преобразований, поэтому образуется как будто пустое место… В качестве отвергаемого проявляется все то, что имеет отношение к фаллосу или отцу… Каждый раз, когда Жорж пытается осознать свое желание, он отсылается к определенной форме разложения самотождественности. Он оказывается кем-то другим, пойманным образом матери… Он остается в ловушке воображаемой позиции, в которой он удерживается материнским имаго; именно из этого места он попадает в эдипов треугольник, что предполагает процесс невозможного отождествления, в свою очередь предполагающего в некоей чистой воображаемой диалектике разрушение того или другого из партнеров…»

[97]Foucault, Michel. Histoire de la folie. Pion, 1961. P. 607 sq. [Ср. рус. пер.: Фуко M. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. С. 494–499. — Примеч. пер. ]: «В этой мере вся психиатрия XIX века действительно сходится к Фрейду, первому, кто со всей серьезностью принял реальность пары врач — больной… На врача Фрейд сбросил все структуры, которые Пинель и Тьюк встроили в интернирование. Поэтому он избавил больного от того клинического существования, в которое он был отчужден своими „освободителями“; но он не избавил его от того, что было самым главным в этом существовании; он только перегруппировал его силы, довел их до максимума, подвязав их к рукам врача; он создал психоаналитическую ситуацию, в которой благодаря гениальному замыканию отчуждение становится излечением, поскольку во враче оно становится субъектом. Врач как отчуждающая фигура остается ключевым для психоанализа. Возможно, именно по той причине, что он не отменил эту конечную структуру и свел к ней все остальные, психоанализ не может и не сможет ни услышать голос неразумия, ни расшифровать сами знаки безумного. Психоанализ может распутать некоторые формы безумия; но он остается чуждым суверенной работе неразумия».

[98]Hochmann, Jacques. Pour une psychiatrie communautaire. Ed. du Seuil, 1971. Ch. IV (a также Le postulat msionnel // Information psychiatrique. Sept'. 1969).

[99]Cooper, David. Psychiatrie et antipsychiatrie. 1967 / tr. fr. Ed. du Seuil. P. 54.

[100]Fanon, Frants. Les Damnés de le terre. Maspero, 1961. P. 199.

[101]Gombrowiecz, Witoîd. L'Herne. № 14. P. 230.

[102]Lacan. Ecrits. P. 870. (Об особой роли богатой женщины и бедной женщины для «человека с крысами» см. анализы Лакана в «Индивидуальном мифе невротика» (Le Mythe individual du névrose, C.D.U.), не вошедшие в Ecrits.)

[103]* «Igitur» (лат. «итак») — произведение С. Малларме.

[104]Mendel, Gérard. La Révolte contre le père. 1968. P. 422.

[105]Engels. L'Origine de la famille. Ed. Sociales. P. 19, préface. [См. рус. пер.: Энгельс Ф. К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган). Предисловие к четвертому немецкому изданию работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 9 т. Т. 6. М., 1987. С. 247. — Примеч. пер. ]

[106]Nietzsche. Le Gai Savoir, V, § 346 [рус. изд.: Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. — Примеч. пер. ] (а также: Marx. Economie et philosophie. Pléiade II. P. 88–90).

[107]Hochmanu, Jacques. Pour une psychiatrie communautaire. P. 38.

[108]Lowry, Malcolm. Choix de lettres / tr. fr. Denoël. P. 86–87.

[109]Miller, Henry. Hamlet / tr. fr. Corrôa. P. 156.

[110]Freud. La Disparition du complexe d'Œdipe. 1923 / tr. fr. in la Vie sexuelle. P.U.F. P. 120.

[111]Freud. Totem et tabou. 1912 / tr. fr. Payot. P. 143. [Рус. изд.: Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет: В 2 кн. Кн. 1. Тбилиси, 1991. — Примеч. пер. ]

[112]Lawrence D. H. Psychanalyse et inconscent. 1920 / tr. fr. (изменено) // Homme d'abord. Bible. 10–18. P. 219–256.

[113]* Эшанжизм (echangisme) — практика обмена сексуальными партнерами. Так же называется концепция, утверждающая, что примитивные общества предполагали сложные практики обмена женами, выходящие за пределы нуклеарной семьи.

[114]См. два классических исследования — Райха (Reich. La Fonction de l'orgasme. P. 165–181) и Маркузе (Marcuse. Eros et civilization / tr. fr. Ed. de Minuit, первые главы [рус. изд.: Маркузе Г. Эрос и цивилизация // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М., 2002. — Примеч. пер. ]). Недавно этот вопрос был снова поднят в замечательных статьях в журнале Partisans. № 46. Fevral 1969: Françoit Chatelet. Freud et la question socio-politique; Jean-Marie Brohm. Psychanalyse et revolution (P. 85; 97).

[115]Artaud, Antonin. Ainsi donc question… // Tel Quel. 1967. № 30.

[116]Две рассматриваемые статьи 1924 года — это «Невроз и психоз» и «Потеря реальности в неврозе и психозе». См. также: Capgras et Carette. Illusion des sosies et complexe d'Œdipe // Annales medico-psychologiques. Mai 1924. Статья Фрейда «Фетишизм» (1927) не возвращается к обсуждению этого различия, что бы там иногда ни говорили, а подтверждает его (Fétichisme // la Vie sexuelle. P.U.F. P. 137: «Таким образом я могу поддержать свое предположение…»).

[117]Lacan. La Famille // Encyclopédie française VIII. 1938.

[118]Besse, Jacques. La Grande Pâque. P. 27, 61.

[119]Reich. La Fonction de l'orgasme. P. 94: «Все корни невротических фантазий растут из детской привязанности детей к родителям. Однако конфликт ребенка с родителями не смог бы вызвать длительное расстройство психического равновесия, если бы он не питался постоянно актуальным застоем, который вначале и был создан самим этим конфликтом…»

[120]Laplanche, Jean. La Réalité dans la névrose et la psychose (conférence à la Société française de la psychanalyse, 1961). См. также Laplanche et Pontalis. Vocabulaire de la psychanalyse, статьи «Фрустрация» («Frustration»] и «Невроз актуальный» [ «Névrose actuelle»]. [Рус. изд.: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996. — Примеч. пер. ]

[121]То же самое можно отнести и к Ранку — травма рождения не только предполагает восхождение за пределы Эдипа и доэдиповых фаз, но также должна быть способом сократить лечение. Фрейд с горечью отмечает это в «Конечном и бесконечном анализе»: «Ранк надеялся вылечить все неврозы, устраняя позже, посредством анализа, эту исходную травму рождения; таким образом, небольшой фрагмент анализа должен был сделать излишней всю остальную аналитическую работу…»

[122]Jung. La Guérison psychologique. Georg, 1953. Ch. 1–4.

[123]Pankow, Gisela. L'Homme et sa psychose. Aubier, 1969. P. 24–26 (мы еще будем ссылаться на великолепную теорию знака, разработанную Жизелой Панковой в ее работе «Динамическая структурация в шизофрении» (Structuration dynamique dans la schizophrénie. Huber, 1956)). О критике регрессии Бруно Беттельхаймом см.: Bettelheim, Bruno. La Forteresse vide. P. 369–374.

[124]Laing, Ronald. La Politique de l'expérience. P. 89, 93, 96, 100. [Рус. изд.: Лэйнг Рональд Д. Феноменология переживания. Райская птичка. О важном. Львов, 2005. — Примеч. пер. ] Мишель Фуко как-то сделал близкое по смыслу заявление: «Быть может, однажды люди уже не будут знать, чем могло быть безумие… Арто будет принадлежать основе нашего языка, а не его разрыву… Все, что мы испытываем сегодня в качестве предела, чуждости или невыносимого, приобретет трезвость позитивности. И то, что для нас сегодня указывает на это Внешнее, рискует однажды указать на нас самих… Безумие разрывает свои родственные связи с душевной болезнью… Безумие и душевная болезнь аннулируют свою принадлежность к одному и тому же антропологическому целому» (La Folie, l'absence d'oeuvre. La Table Ronde. Mai 1964).

[125]Van Gogh. Lettre du 8 sept. 1888.

[126]Marx. Introduction générale à la critique de l'économie politique. 1857. Pléiade I. P. 260–261. [Рус. изд.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 9 т. Т. 4. М., 1986. — Примеч. пер. ] Морис Годелье комментирует: «Линия западного развития, не будучи всемирной в том смысле, что она якобы обнаруживается повсюду, оказывается всемирной именно потому, что она не обнаруживается больше нигде, ни в каком ином месте… Следовательно, она типична потому, что в своем уникальном развертывании она достигла универсального результата. Она дала практическое основание (промышленную экономику) и теоретическую концепцию (социализм) для выхода за свои собственные пределы и для того, чтобы заставить все общества выйти за пределы как наиболее древних, так и более современных форм эксплуатации человека человеком… Подлинная универсальность линии западного развития заключается поэтому в ее уникальности, а не лежит вне этой уникальности, то есть она в различии, а не в сходстве с другими эволюционными линиями» (Godelier, Maurice. Sur le mode de production asiatique. Ed. Sociales, 1969. P. 92–96).

[127]Mumford, Lewis. La Première mégamachine // Diogéne. Juillet 1966.

[128]Fortes, Meyers II Recherches voltaïques. 1967. P. 135–137.

[129]* Гурманче, гурма (самоназвание «бимба» или «бинумба») — африканский народ, живущий в Буркина-Фасо, Того, Гане и пограничных районах Нигера и Бенина.

[130]* Снятии (нем.).

[131]Paul Parin et coll. Les Blanc pensent trop. 1963 / tr. fr. Payot: «Дообъектные отношения с матерями проходят и распределяются в отношениях отождествления с группой приятелей того же самого возраста. Конфликт с отцами оказывается погашенным в отношениях отождествления с группой старших братьев…» (Р. 428–436). Подобный анализ и результаты можно найти в работе: М. С. et Е. Ortigues. Œdipe africain. Pion, 1966. P. 302–305. Однако эти авторы занимаются странной гимнастикой, чтобы поддержать существование проблемы или комплекса Эдипа, несмотря на все доводы, которые они приводят против этого комплекса, и несмотря на то, что этот комплекс, по их собственным словам, «недоступен для клинического исследования».

[132]Nietzsche. La Généalogie de la morale. II. 2–7. [Рус. изд.: Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. — Примеч. пер. ]

[133]* Агнация — установление родства исключительно по мужской линии. Когнация предполагала включение и родства по женской линии, оказываясь синонимом «кровного родства» как такового.

[134]Leach Е. R. Critique de l'anthropologie. 1966 / tr. fr. P.U.F. P. 206–207.

[135]Berthe, Louis. Aînés et cadets, l'alliance et la hiérarchie chez les Baduj // L'Homme. Juillet 1965. Ср. формулировку Люка де Хеша [Luc de Heusch], в статье «Lévi-Strauss» (L'Arc. № 26): «Un système de parenté est aussi et d'abord une praxis» — «Система родства также и прежде всего является праксисом» (р. 11).

[136]Loffler L. G. L'Alliance asymétrique chez les Mru // L'Homme. Juillet 1966. P. 78–79. Лич в «Критике антропологии» [Critique de l'anthropologie] анализирует различие между идеологией и практикой на примере качинского брака [качин (самоназвание «чжингпхо») — народ, живущий в Мьянме, на юго-западе Китая, а также в Таиланде и Лаосе. — Примеч. пер .] (р. 140–141); он осуществляет глубокую критику концепций родства как закрытой системы (р. 153–154).

[137]Clastres, Pierre. L'Arc et le panier // L'Homme. Avril 1966. P. 20.

[138]* Гуаяки (самоназвание «аче») — южноамериканский индейский народ группы тупи, живущий в лесах восточного Парагвая.

[139]* Каури — раковины морских брюхоногих моллюсков, служившие монетой у народов Азии, Африки и островов Тихого океана.

[140]* Кула — распространенная у жителей Тробриандских островов особая система символического обмена, основанная на кругообороте даров, вокруг которой организуется социальная система значимости и статуса.

[141]Leach Е. R. Critique de l'anthropologie. P. 153. (См. также критику, адресованную Личем Леви-Стросу: «Леви-Строс с полным основанием поддерживает тот тезис, что структурные следствия брака можно понять, только если рассматривать брак в качестве одного из элементов в глобальной серии трансакций между группами родства. До этого пункта все верно. Но ни в одном из примеров, которые дает его книга, он не доводит этот принцип до логического завершения… В действительности, он не интересуется на самом деле природой или значением ответных возмещений, которые служат эквивалентом женщинам в рассматриваемых им системах… Мы не можем, исходя из первых принципов, предсказать, как будет достигнуто равновесие, поскольку мы не можем знать, как возмещения различных категорий будут оценены в том или ином обществе… Важно различать потребляемые блага и те, которые не потребляются; также весьма важно отдавать себе отчет в том, что абсолютно нематериальные элементы — такие, как, например, права и престиж — входят в общий перечень обмениваемых вещей». Р. 154, 169, 171.)

[142]Lévi-Strauss. Anthropologie structurale. Pion, 1958. P. 132. [Рус. изд.: Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001. — Примеч. пер. ]

[143]Favret, Jeanne. La Segmentarité au Maghreb // L'Homme. Avril 1966; Clastres, Pierre. Echange et pouvoir // L'Homme. Janvier 1962.

[144]Evans-Pritchard, Е. Е. Les Nouer du Soudan méridional // Systèmes politiques africains. 1962 / tr. fr. P.U.F.P. 248. [Рус. изд.: Эванс-Притчард Э. Э. Нуэры: описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М., 1985. — Примеч. пер. ]

[145]* От противного (лат.).

[146]* Номмо — в мифах африканского народа догон божества воды, разнополые близнецы, полулюди-полузмеи.

[147]Griaule, Marcel. Dieu d'eau. Fayard, 1948. Особенно p. 46–52.

[148]Lévi-Strauss. Les structures élémentaires de la parenté / 2e éd. Monton, 1967. P. 152.

[149]* Авункулат (от лат. avunculus — брат матери) — распространенный в традиционных обществах социальный институт особых отношений между дядей по материнской линии и племянниками.

[150]Griaule, Marcel. Remarques sur l'oncle utérin au Soudan // Cahiers internationaux de sociologie. Janvier 1954. Adler, Alfred; Cartry, Michel. La Transgression et sa dérision // L'Homme. Juillet 1971.

[151]* Йуругу — в мифах догонов шакал, воплощающий беспорядок, бесплодие, засуху, смерть, ночь. Йуругу противопоставляется близнецам Номмо (воплощающим порядок, плодовитость, воду, жизнь, свет), но вместе они равно необходимы для нормального течения жизни.

[152]* Амма — в мифах догонов высшее божество, демиург, отец Йуругу и Номмо.

[153]La Situation dans la science biologique. Ed. Française. Moscou, 1949. P. 16.

[154]Lévi-Strauss. Les Structures élémentaires de la parenté. P. 556–560.

[155]Jaulin, Robert. La Mort sara. P. 284.

[156]Adler et Cartry. La Transgression et sa dérision // L'Homme. Juillet 1971. В своем комментарии на Руссо Жак Деррида писал: «До праздника инцеста еще не было, поскольку не было запрета инцеста. После праздника инцеста уже нет, поскольку он запрещен… Сам праздник был бы инцестом как таковым, если бы нечто подобное — инцест как таковой — могло иметь место» (De la grammatologie. Ed. de Minuit, 1967. P. 372–377 [ср. рус. пер.: Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. С. 445, 450. — Примеч. пер. ]).

[157]* Implexe (франц.) — субстантив от прилагательного, имеющего значение «запутанный», «не сводящийся к с

Наши рекомендации