Необх-ть выдел-я УУ в самост. подс-му.
Необх-ть выдел-я УУ в самост. подс-му.
Эк-ты выдел. след. этапы развития УУ:1) промышл. (калькуляц.) к.19в.– возник вместе с хоз. учетом и явился следствием обмен. операций. Переход от индивид. и мануфактурн. орг-ции пр-ва к фабричной способствовали возникн-ю конкур-ции рынков капитала, товаров и труда, а также своб. ценообраз-ю. В этих усл-х возросло знач-е калькулир-я, прежде всего, как инструмента оценки рентаб-ти товаров и уровня выгодности рын. цен. Конкурентн. борьба и, как следствие, необх-ть и возм-ть сниж-я цен повысили знач-е калькулир-я с/с с тем, чтобы точно знать пределы сниж-я цены. 2) аналит. учет – конц-ция пр-ва на основе научно-тех. прогресса сопровождалась дальнейшим развитием и специализацией труда. До 2 миров. войны УУ б. нацелен на измер-е факт. с/с. 3) УУ – 50г. 20в. – в усл-х конц-ции капитала, внешн. и внутр. конкур-ции, инфляции, созд-я и функционир-я транснац. компаний традиц. методы учета оказ-сь недостаточ-ми д/ эфф. управл-я. УУ стал прим-ся более широко, начал играть важн. роль источника инф-ции д/ принятия управл. реш-й. На этом этапе произошло не просто измен-е методологии, но и организац. раздел-е с-мы БУ на фин. и УУ. Офиц. признание УУ в 1972г. в США. 4) Маржин. учет – в калькуляц. бухг-рии выделились задачи, а именно эфф. управл-е пр-вом, т.е. обеспеч-е проц. упр-я операт.-аналит. инф-цией, контроль затрат и доходов всех произв. структ. подраздел-й. Это привело к созд-ю с-м учета затрат: стандарт-кост, директ-кост,орг-ции учета затрат в разрезе центров ответств-ти. 5) статегич. учет - бухг-р стал уделять внимание прогнозор-ю, планир-ю, принятию реш-й и контролю за обеспеч-ем инф-цией управл. служб орг-ции.
УУ в информац. с-ме орг-ции.
От того наск-ко действенна учетн. с-ма орг-ции зав-т кач-во аналит. обраб-ки исх. данных, а след-но, кач-во приним-х управленч. реш-й, степень достиж-я целей, поставл-х перед менеджм-ом орг-ции. Реш-е этих целей обеспеч-т с-ма УУ. Информац. с-ма УУ сост-т из множ-ва процедур, к-ые д. отвечать опред. принципам: 1) непрер-ть деят-ти орг-ции, т.е. в ближ. вр. банкротство ей не грозит; 2) исп-е единых ед-ц измер-я д/ планир-я учета, т.е все объекты учета д.б. выражены в ден. измерителе при составл-ии планов и отражении в УУ хоз. операций; 3) обязат. оценка рез-тов деят-ти подразд-й орг-ции, т.е. прибыль определ-ся по кажд. центру ответств-ти отдельно; 4) преемственность и многократн. исп-е первичн. и промежут. инф-ции д/ целей управл-я; 5) примен-е сметного метода управл-я, т.е. закл-ся в составл-ии план. и факт. смет расходов и доходов орг-ции по отд. статьям; 6) формир-е показ-лей внутри отчетности как связи м/ уровнями управл-я, т.е чтобы ее м. исп-ть менеджеры разл. уровней управл-я; 7) полнота, аналитичность и периодичночть инф-ции, т.е. обеспеч-е исчерпывающ. данными об объектах учета.
Сущность и задачи УУ.
УУ – установленная орг-цией с-ма сбора, регистрации, обобщ-я и предоставл-я инф-ции о хоз. деят-ти орг-ции и ее структ. подраздел-й д/ осущ-я планир-я, контроля, анализа и управл-я этой деят-тью. Осн. целью УУ явл. предоставл-е руков-лям и спец-там орг-ции и структ. подраздел-й план., факт. и прогнозной инф-ции о деят-ти орг-ции д/ обеспеч-я возм-ти принятия обоснован. управл. реш-й. Осн. пользов-лями инф-ции УУ явл. высшее рук-во орг-ции, рук-ли структ. подраздел., спец-ты. Осн. задачи УУ: 1) учет наличия и движ-я матер., ден. (фин.) и труд. ресурсов и представл-е инф-ции по ним. 2) учет затрат и доходов и отклон-й по ним от установл. норм по орг-ции в целом, структ. подраздел., центрам ответств-ти, группам изделий, техн. реш-ям и др. признакам. 3) исчисл-е различн. показ-лей факт. с/с пр-ции, работ, услуг и их отклонений от нормат. (план.) знач-й. 4) опред-е фин. рез-тов деят-ти отдельн. структурн. подраздел., отдельн. техн. реш-й, отд. реализов. изделий. 5) составл-е управл. отчет-ти и предоставл-е ее спец-там, менеджерам д/ управл-я пр-вом и принятия реш-й на перспективу.
Признание расходов в БУ.
В УУ в кач-ве расходов (затрат) признаются обоснованные и документально подтвержденные издержки пр-ва, понесенные субъектом хозяйствования в процессе их деят-ти. Все расходы орг-ции признаются в БУ при наличии след. усл-й: 1) расход произв-ся в соотв-ии с конкр. договором, требов-ми законодат. и нормат. актов. 2) сумма расходов м.б. определена. 3) имеется уверенность в том, что в рез-те конкр. операции произойдет уменьш-е эконом. выгод орг-ции. Расходы подлежат признанию в БУ незав-мо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осущ-я расхода (ден., натур.). Расходы признаются в том отчетн. периоде, в к-ом совершены, незав-мо от фактич. выплаты ден. ср-в.
Учет по центрам затрат
Ц-р затрат – эта любая един. деят-ти ор-ции.выдел. в учете для осущ. контр. за затратами.
Ц-м за-т мож. б. отдел. рабоч. место, отдел. произв. операц., или неск. операц.
Основным ц-м з-т явл. единство вып. опер. и фун-ий и использ. оборуд.
Для организ. контроля з-т по кажд. ц-у важ. знач. имеет учет фактич. расход. по кажд. ц-р.На кажд. ц-р з-т открыв. отдельный аналит. счет по учету затрат на пр-во.Прямые расходы учит. на основ. первич. док-в, косвен. расход - 2 вида: 1 вид – непоср. относящ. к данному цен. з-т,2 вид – распредел. из других ц-в затр.Эфф-ть функц. ц-в з-т завис. от содерж. отчет. по ц-м з-т.
Основн. принцип. составл. этой отч-ти явл.:
1.Включ.только контролир. расх-дов.
2.Укрупн. показат. отчетн. по ц-м по мере восхожд. от низш. уровня к высш.
3.Налич. в отчетн. информ. об отклон. позвол. реализ. принцип управл. по отклон..
Отчет центра инвестиций.
Ц-р инв. – структ. единицы самого высок. уровня крупн. холдинг. ор-ций.
Поэтому ц-ры инвест. сост. бух. отчет.
Для оценки деят. ц-ров исп. 3 основн. показ:1.Прибыль.2.Рентабельность активов, 3.Остат. приб.
Ra=П/ОА (ОА – общ. актив)
ОА=ДА+КА (ДА- долгоср. ак-вы,КА-кратк.акт.)
Rа= П/В*В/ОА=Rоб*Коб(Rоб – рент. обор., Коб- коэф.оборачив.)
Остаточ. приб. – показат. котор.опред. вычит. из приб. минимально необходим. прибыли на использ.активы.Показат. остат. приб. показ.какую приб. приносит ор-ции соотв.центр инвест. сверх миним. необход. приб. на активы, он отраж. вклад соотв. ц-ра в общий рез. деятельн. ор-ции.
Чтобы измерить относит. эф-ть работы отделений, орг-ция использует спец. аналитич. пок-ль «возврат на активы», или рент-ть активов.он рассчит-тся как отнош-е прибыли к активам.
Ор-ции вышестоящее могут устан. разные нормы приб. на использ. активы для различ. центр. инвест., при этом более высок. н-мы обыч. устанав. для видов деят. с более высок.уровнем риска.
Спец. плановые и фактич. аналит. пок-ли, рассчит-мые для оценки деят-ти центров инвестиций, составляют третий уровень внутрихоз-ной управл-кой отчетности.
16. Трансфертные цены
Трансф.цена –цена по которой центр ответствен. Передает свою продукцию работы,услуги другим центрам ответствен.,внутри организации или продает продукцию,работу,услуги на сторону. Трансф. Цены применяются как правило в центрах прибыли и центрах инвестиций.
Применение рыночных цен в качестве трансф.,возможно:
1) При достаточно высокой степени децентрализации управления
2) При наличии устойчивых рыночных цен на работу,услуги,продукцию
Затратные трансф.цены устанавлив. на основе:
1) Переменных затрат
2) Полных затрат
3) Полных затрат + прибыль
При использовании переменной с/c в качестве трансферт.цен возникает несколько проблем:
1) Трансф.цена не возмещает постоянные зат-ты и не показывает прибыль
2) Если зат-ты передаются другому центру ответствен.автоматически,то руководитель центра затрат будет лишен стимула контролировать издержки,кот.в результате могут расти
Трансф. цена не может прямо повлиять на финн. рез-ты предпр-я в целом, если все промежут. продукты продаются и покупаются внутри самой фирмы.
Если трансф. цена выше с/с, в кач-ве базы её кстановл-я необх-мо использовать стандартные затраты.
Примен.функцион.-стоимостного анализа(ФСА) для принят.управленч.решений.
Расширение ассортим.выпуск-й прод-и приводит к тому,что в струк-ре произв.затрат происх.увелич.доли косвенных и уменьшен.прямых затрат.Использ-е традиц-х мет-в затрат нерациональна,т.к информац.о с/свыпущ-й продукции мож.быть искажена.
Примен.метода ФСА предост.возможность руководству получ.адекватную информац.для принят.обоснован-х управленч.решений.ФСА-методология измерен.стоим-ти и эффектив-ти функций организ-и,ее ресурсов и объектов учета затрат.В основе концепц.ФСА лежит предпосыл.,что для произ-ва и поставки прд-и или услуг предпр-ю необх.выполн.опред.функции,треб-е определ.зат-т.Все затраты,кот.нельзя прямо отнести на прод-ю или услугу,в СФА прослежив-ся по функциям,с кот.связ.возникнов.этих зат-т.Вначале метод СФА испол.для более точн.распред.зат-т.затем диапозон расширился и в него включ.непроизвод.зат-ты.это сыграло роль в использ-и СФА для разраб.ценов.полит.орг-й.ФСА-дорогостоящее мероприя-е.его след.провод.после тщательной оценки зат-т и выгод, связаннх с его применением.
Необх-ть выдел-я УУ в самост. подс-му.
Эк-ты выдел. след. этапы развития УУ:1) промышл. (калькуляц.) к.19в.– возник вместе с хоз. учетом и явился следствием обмен. операций. Переход от индивид. и мануфактурн. орг-ции пр-ва к фабричной способствовали возникн-ю конкур-ции рынков капитала, товаров и труда, а также своб. ценообраз-ю. В этих усл-х возросло знач-е калькулир-я, прежде всего, как инструмента оценки рентаб-ти товаров и уровня выгодности рын. цен. Конкурентн. борьба и, как следствие, необх-ть и возм-ть сниж-я цен повысили знач-е калькулир-я с/с с тем, чтобы точно знать пределы сниж-я цены. 2) аналит. учет – конц-ция пр-ва на основе научно-тех. прогресса сопровождалась дальнейшим развитием и специализацией труда. До 2 миров. войны УУ б. нацелен на измер-е факт. с/с. 3) УУ – 50г. 20в. – в усл-х конц-ции капитала, внешн. и внутр. конкур-ции, инфляции, созд-я и функционир-я транснац. компаний традиц. методы учета оказ-сь недостаточ-ми д/ эфф. управл-я. УУ стал прим-ся более широко, начал играть важн. роль источника инф-ции д/ принятия управл. реш-й. На этом этапе произошло не просто измен-е методологии, но и организац. раздел-е с-мы БУ на фин. и УУ. Офиц. признание УУ в 1972г. в США. 4) Маржин. учет – в калькуляц. бухг-рии выделились задачи, а именно эфф. управл-е пр-вом, т.е. обеспеч-е проц. упр-я операт.-аналит. инф-цией, контроль затрат и доходов всех произв. структ. подраздел-й. Это привело к созд-ю с-м учета затрат: стандарт-кост, директ-кост,орг-ции учета затрат в разрезе центров ответств-ти. 5) статегич. учет - бухг-р стал уделять внимание прогнозор-ю, планир-ю, принятию реш-й и контролю за обеспеч-ем инф-цией управл. служб орг-ции.