Факторы, определяющие особенности ОПП
Задачи и содержание оперативно-производственного планирования являются общими для всех предприятий, однако его организационные особенности оказывают влияние на вид графика, степень его постоянства, применяемые методы расчета.
На пищевых предприятиях особенности ОПП определяются типом производства, формой организации основного производства и условиями сбыта готовой продукции. Тип производства определяет степень стабильности условий работы и в связи с этим степень стабильности графиков.
Наиболее простыми являются расчет графиков и контроль их выполнения на предприятиях или в цехах с массовым типом производства. Задание на сутки, смены и часы по количеству и по виду продукции отличается постоянством. Это облегчает расчет заданий и позволяет разработать для каждого участка и рабочего места стандартный график. Отсутствие переходов (или небольшое их число) дает возможность при расчете графиков предусмотреть высокий уровень использования оборудования и рабочих. Стабильность заданий по выпуску продукции определяет постоянство потребности в сырье и вспомогательных материалах, что позволяет организовать снабжение основного производства по стандартному графику. По такому же графику может быть организован и сбыт. Постоянство структуры производственного процесса, установившийся ритм работы позволяют организовать работу по часовому графику. В свою очередь, при наличии такого графика целесообразно организовать и учет выполнения заданий в почасовом разрезе, что позволит оперативно (на протяжении смены) регулировать процесс в соответствии с графиком, добиваться ежесменного его выполнения. Изменение плана по объему производства, исходных нормативов, режима работы и прочих условий приводит к соответствующему изменению графиков, но стабильность графиков и сравнительная простота их расчета для производства данного типа остаются в силе.
На предприятиях (или поточных линиях) серийного производства, имеющих широкое распространение в пищевой промышленности, задания на отдельные равные отрезки времени могут быть различными как по объему, так и по ассортименту. Это объясняется неодинаковыми нормами производительности машин при выпуске отдельных изделий, большой номенклатурой планового задания и различными сочетаниями видов продукции, выпускаемых в равные периоды времени. Здесь расчет трафиков значительно усложнен. Для равномерного распределения планового задания по ассортименту необходимо календарное расписание выпуска на все дни и смены месяца. Оно нужно .для выявления потребности в отдельных видах сырья и материалов в календарном разрезе и организации своевременного снабжения ими, а также для планирования комплектного сбыта продукции.
По условиям сбыта продукции различаются предприятия, работающие «на склад» (к ним относится большинство пищевых предприятий), и предприятия, работающие по ежесуточно меняющемуся заказу (хлебопекарные). Ограниченные сроки хранения хлеба (в пределах нескольких часов) приводят к тому, что производство изделий за каждые сутки должно быть непосредственно подчинено требованиям сбыта (заказу) на эти же сутки. Мало того, сбыт, а значит, и выпуск продукции должны осуществляться в определенные часы суток. Из этого следует, что период, на который рассчитывается расписание, составляет одни сутки и работа по часовому графику на протяжении этих суток является требованием хлебопекарного производства. К обстоятельствам, усложняющим составление графиков на предприятиях серийного типа (большинство хлебопекарных предприятий относится к этому типу производства), добавляется сложность своевременного выполнения плана по ассортименту в соответствии с суточным заказом. Изменение заказов как по общему объему, так и по ассортименту создает трудности в обеспечении полного и равномерного использования оборудования и рабочих. Однако рациональное оперативное планирование способствует улучшению использования производственных ресурсов. Для рационального размещения заказов на хлеб и оперативного регулирования доставки продукции используются программы с применением ЭВМ.
На предприятиях, работающих «на склад» (кондитерских,, макаронных, винодельческих, витаминных, сахарных), наименьшим периодом, на который составляется оперативный план-график, является месяц. Наличие постоянного месячного задания по ассортименту, менее жесткие требования сбыта в календарном выполнении плана облегчают составление графиков, уменьшают трудоемкость этой работы и позволяют заранее так распределить выпуск отдельных видов продукции на весь месяц, квартал или даже год, чтобы обеспечить равномерное выполнение плана по ассортименту и комплектную своевременную отгрузку продукции при рациональном использовании оборудования и рабочих. Распространенной формой оперативного планирования на таких предприятиях является система «стандартная неделя», которая будет рассмотрена дальше.
Формы организаций основного производства также оказывают влияние на оперативно-производственное планирование. Основное производство всех пищевых предприятий имеет поточную форму организации, но виды потока по степени непрерывности различны. При наличии непрерывного (ритмичного) потока с высокой степенью механизации процессов расчет графиков может быть ограничен составлением расписания работы ведущих машин и определением начала приготовления основного полуфабриката в соответствии с этим расписанием (например, теста, шоколадной массы, помады). В силу непрерывности и синхронности процессов необходимость расчета заданий отдельным участкам (разделки, глазировки, завертки, упаковки) в линиях такого типа отпадает. Наоборот, на линиях прерывных, где отсутствует полная, синхронность между отдельными участками, наличие графиков работы отдельных рабочих мест является обязательным элементом оперативно-производственного планирования. Так, например, при порционном способе приготовления теста (в дежах) должен быть составлен график работы отдельных тестомесильных машин в соответствии с графиком работы печи. Отсутствие непрерывности потока на участках формовка — глазировка-завертка, встречающиеся еще в конфетном производстве, делает необходимым составление согласованных графиков работы этих машин.
12.3. Методика составления планов-графиков
Выпуска продукции
В системе графиков работы отдельных частей предприятия важнейшим является график работы основных производственных цехов. С ним должны быть согласованы графики работы вспомогательных цехов и служб предприятия (тарных, ремонтных цехов, отделов снабжения и сбыта). В свою очередь, в системе графиков работы отдельных участков основного производства главным является график работы ведущих машин потока, с которым увязываются графики других рабочих мест. Поэтому работа по оперативно-производственному планированию начинается с составления графиков ведущих машин основного производства.
Общие требования, предъявляемые к графикам выпуска продукции, следующие:
график должен быть рациональным с точки зрения использования оборудования и рабочих. Рациональность графика определяется прогрессивностью нормативов, применяемых при его расчете (нормы использования оборудования, выработки, времени, длительности технологических процессов и перемещающих операций), и наиболее целесообразной специализацией поточных линий. Распределение планового задания по отдельным суткам и сменам должно быть сделано с таким расчетом, чтобы избежать потерь или уменьшить их при переходе с выработки одного вида изделий на другой. Это способствует планомерному использованию резервов производства и достижению высоких показателей по выпуску продукции, прибыли, производительности труда;
график должен содержать задания на отдельные календарные отрезки времени по ассортименту, а не в среднем по количеству. Выполнение этого требования делает его основой контроля и регулирования выполнения плана по ассортименту, способствует достижению равномерного выпуска продукции и ее реализации, позволяет организовать планомерное снабжение основного производства всеми видами сырья, основными и вспомогательными материалами.
Составление графиков работы основного производства заключается в таких операциях;
1. Расчет календарно-плановых нормативов:
- планового фонда времени работы цехов, участков, поточных линий в календарный период, принятый для составления графика (месяц, неделя, сутки);
- норм времени производительной работы машин в течение смены (суток) и норм времени на остановки при переходе с выпуска одного вида продукции на другой;
- технико-экономических норм использования оборудования (часовых, сменных, суточных) на все виды изделий, планируемых к выпуску;
- технологических нормативов длительности стадий и операций (сушки, остывания, темперирования и т. п.), времени на перемещающие операции, а также размеров порций сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Все это нужно для расчета графиков движения производства.
2. Специализация поточных линий, т. е. наиболее рациональное в условиях данного предприятия закрепление выпуска определенной продукции за оборудованием.
3. Расчет графиков работы ведущих машин, который складывается из таких этапов:
- определение ассортиментного цикла;
- расчет графика загрузки ведущих машин;
- распределение планового задания по календарным отрезкам ассортиментного цикла.
4. Составление графиков движения производства для увязки во времени работы всех участков основного производства с работой ведущих машин.
Рассмотрим методику расчета графика ведущих машин потока. Сначала необходимо установить ассортиментный цикл, т. е. промежуток времени, в течение которого выпускаются все виды изделий в заданном соотношении. В каждый последующий одинаковый интервал выпуск повторяется в той же последовательности по объему и ассортименту. При этом выпуск в каждый отрезок цикла (смена, сутки) повторяется, что приводит к стандартному графику. Период расчета такого графика может быть ограничен ассортиментным циклом. Такое содержание ассортиментного цикла и использование его в качестве расчетного периода применимы, главным образом, для предприятий, имеющих сравнительно стабильный план выпуска (работающих «на склад»), - кондитерских, макаронных, пищеконцентратных, вторичного виноделия и т. п. На ряде кондитерских, макаронных и других пищевых предприятий получил распространение ассортиментный цикл, равный неделе.
Организация диспетчирования
Диспетчированием называется централизованный контроль и регулирование производственного процесса на основе заранее разработанного календарного плана-графика. Диспетчерская служба на предприятии призвана решать следующие основные задачи:
систематический контроль фактического хода работы на всех участках производства;
руководство оперативной подготовкой к выполнению часовых, сменных и суточных графиков производства;
принятие оперативных мер по устранению отклонений от плана и регулирование фактического хода работы в целях обеспечения комплектного равномерного изготовления продукции по установленной графику;
текущая увязка работы отдельных звеньев производства, для обеспечения наилучших качественных показателей выполнения плана (повышение производительности труда, лучшее использование основных фондов, сокращение продолжительности производственного цикла).
Диспетчерская служба носит профилактический (предупредительный) характер, т. е. заблаговременно выявляет и своевременно устраняет намечающиеся отклонения от плана. При простой фиксации отступлений от графика, регистрации неполадок без приложения сил для их устранения диспетчерский контроль является пассивным и не выполняет в полной мере своих задач по обеспечению равномерной работы предприятия.
Необходимыми условиями для нормальной работы диспетчерского аппарата являются:
рациональная организация оперативного планирования;
оперативный учет производства;
быстрая информация о выполнении графика и доведение до исполнителей текущих распоряжений диспетчера;
наличие контрольно-измерительной аппаратуры, позволяющей в любой момент определять использование оборудования по времени и интенсивности нагрузки, а также параметры технологического процесса (температура, влажность, толщина слоя и др.).
Быстрая информация о ходе производственного процесса и отдача оперативных распоряжений диспетчером невозможны без специальных технических средств. Эти средства делятся на три основных вида.
1. Диспетчерская связь (телефонная, телеграфная, радиосвязь, телевизионная).
2. Диспетчерская сигнализация (световая или звуковая), которая бывает поисковой, вызывной, контрольной и аварийной
Цель поисковой сигнализации - быстро найти на территории предприятия или цеха должностное лицо (дежурного электрика, слесаря, мастера). Для этого на всех участках устанавливаются устройства, включаемые на пульте управления диспетчером, - светофоры или громкоговорители. Вызывная сигнализация приводится в действие непосредственно рабочим, который сигнализирует мастеру, дежурному слесарю, наладчику о необходимости обслуживания рабочего места. Контрольная – предназначается в основном для наблюдения со стороны диспетчера за использованием оборудования. Она может быть дистанционной, когда при включении машины или прекращении ее работы на табло диспетчерского пульта зажигаются соответствующие сигнальные лампы. Аварийная – автоматически оповещает о нарушении заданного режима или неисправности оборудования.
3. Диспетчерский автоматический учет и контроль выработки с помощью электроконтактных систем, приводящих в действие счетчики, находящиеся в помещении диспетчера; автоматический учет времени работы оборудования по датчикам машинного времени.
Кроме всякого рода технических средств, для контроля выполнения графиков широко применяются различные таблицы и диаграммы.
На ряде пищевых предприятий (хлебопекарных, кондитерских, сахарных), имеющих разработанную систему оперативно-производственного планирования, есть диспетчерское управление, на многих других - элементы диспетчерского контроля (автоматический контроль работы макаронных прессов, процесса сушки макаронных изделий, автоматическое регулирование параметров карамельного производства и др.).
Проводимая в кондитерской и других отраслях пищевой промышленности работа по созданию автоматических поточных линий является предпосылкой для организации диспетчерской службы в полном объеме. Но наличие автоматических средств контроля и регулирования процессов лишь облегчает организацию диспетчирования. Ее основой является рациональная система оперативно-календарного планирования.
ТЕМА 13. бизнес–планирование
13.1. Цели и задачи бизнес–планирования
В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и формах предпринимательства и помогает очертить тот круг проблем, с которыми сталкиваются предприятие либо предприниматель в условиях изменчивости, нестабильности и, порой, непредсказуемости самых разнообразных рыночных ситуаций.
Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Цели и задачи бизнес-плана:
1. Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения успеха.
2. Бизнес-план является документом, позволяющим "высветить" курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
3. Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит "наживкой" для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса.
4. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям — техническим, технологическим, информационным, opганизационным, экономическим и др.'
5. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
6. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти риск.
7. Бизнес-план — инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка — это непрерывный процесс познания и самопознания.
Подводя итоги вышеизложенному, можно утверждать, что бизнес-планирование — творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.
Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов:
- гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
- непрерывности, предполагающей "скользящий" характер планирования;
- коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано, взаимозависимо);
- интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
- многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
- участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
- адекватности отражения реальных проблем и самооценки процесса планирования.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д.
Классификация бизнес-планов по представлена на рис. 2. Возможны другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому и действующему).
Особенности, которые необходимо учитывать при разработке личных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.
Рис. 2. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса.
13.2. Состав бизнес–плана
Опыт работы в области планирования деятельности организаций позволил выработать оптимальную структуру бизнес-плана:
• концепция бизнеса (резюме);
• описание фирмы;
• маркетинговая стратегия;
• сведения о конкурентах;
• план производства;
• организационный план;
• юридический план;
• кадровая политика;
• риск и финансирование;
• финансовый план и финансовая стратегия.
Бизнес-план — официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана и в данном аспекте заслуживает внимания предварительная разработка его рабочего варианта. В него включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний, формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким образом, соблюдаются требования основополагающих принципов бизнес-планирования.
Концепция бизнеса (резюме).
Концепция бизнеса — это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция является предельно сокращенной версией самого бизнес-плана.
Ключевые моменты: возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее распределение, условия инвестирования.
Порядок изложения концепции достаточно свободен, однако начинать ее надо, как правило, с формулирования главной цели предлагаемого бизнеса и назначения разрабатываемого бизнес-плана.
Главной целью предполагаемого бизнеса, в большинстве случаев, является получение прибыли за счет предложения рынку конкурентоспособных видов продукции, услуг, новых технических решений и пр.
Главная цель бизнес-плана — выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза.
В концепции указывается назначение бизнес-плана:
- • для потенциального инвестора или кредитора;
- • возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей;
- • руководства предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации);
- • оказания государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления.
Концепция является, по сути рекламой предлагаемого бизнеса и должна вызывать интерес у адресата. Она составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит «выжимки» из всех его разделов и умещается на одной — двух страницах.
Описание компании.
В этом разделе бизнес-плана необходимо кратко рассказать о характере деятельности, производственно-сбытовой и организационной структурах, финансовом положении и престиже фирмы. В частности, нужно указать:
- полное и сокращенное наименование фирмы;
- почтовый адрес фирмы, страну регистрации, номер расчетного счета в банке, название банка, номер телекса, телефакса и телефона;
- величину фирмы (крупная, средняя, малая) и размер акционерного капитала, активов, оборотов, объемов продаж; • характер собственности фирмы (акционерное общество открытого или закрытого типа, товарищество с ограниченной, смешанной или полной ответственностью, единоличная, государственная фирма);
- характер капитала и контроля (национальный, иностранный, смешанный);
- год основания и пути развития фирмы (данные о крупных слияниях, поглощениях, реорганизации, изменении наименования и юридического статуса);
- сферу деятельности с указанием вида (промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская фирма);
- ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции, основные товары или группы товаров, направление специализации;
- номенклатуру экспорта и импорта, место фирмы на внешнем и внутреннем рынках, удельный вес в производстве основных товаров, доля в экспорте страны;
- банки, через которые фирма осуществляет свои операции;
- владельцев фирмы или материнскую компанию (для дочерних компаний), тип монополистического объединения, в которое входит фирма, и ее положение в нем, представительства фирмы;
- состав руководящих органов, организационную структуру аппарата управления, численный и персональный состав правления, фамилии главных администраторов фирмы, название производственных отделений фирмы, закрепленную за ними номенклатуру изделий;
- производственную и материально-техническую базу фирмы, число и местонахождение предприятий, их мощность, число и местонахождение сбытовых организаций, складов, станций технического обслуживания;
- число занятых в фирме с подразделением на основной промышленный персонал, вспомогательных рабочих, аппарат управления;
- основные показатели финансового положения и деятельности фирмы за ряд лет и последний год, в том числе акционерный или паевой капитал, активы (основной и оборотный капиталы), собственный капитал, объемы продаж, чистую прибыль, капиталовложения, кредиторскую задолженность и др.;
- важнейших контрагентов по выпускаемой и реализуемой продукции;
- принадлежность к национальным союзам предпринимателей;
- производственно-технические и прочие связи с другими фирмами (указать наименование фирм и формы связей).
Многие из этих сведений будут рассмотрены подробнее в других разделах, но такое дублирование коммерческой информации оправданно, потому что служит для косвенной проверки представленных сведений.
В описании фирмы необходимо кратко охарактеризовать проект, под который заемщик хочет получить кредит и конечную цель его реализации.
Стратегия маркетинга.
Маркетинговую программу фирмы составляют на основе: анализа маркетинговой среды; комплексного изучения требований потребителя к товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообразования, форм и методов сбыта; оценки производственно-ресурсных и сбытовых возможностей фирмы; определения уровня конкурентоспособности фирмы на различных сегментах рынка.
Для реализации поставленных целей формулируется маркетинговая стратегия, определяющая действия фирмы в конкретных условиях предложения и спроса, складывающихся на рынке. Следует определить цели предпринимательской деятельности на определенный период. Они могут быть количественными (скажем, увеличение объема продаж на 20% или увеличение доли на рынке на 10%) и качественными (совершенствование организационной структуры управления, повышение престижа фирмы и т.д.). Цели должны быть непротиворечивыми и избирательными. Маркетологи пользуются методом построения дерева целей, который заключается в следующем: исходя из главной цели и для ее достижения формируется несколько уровней промежуточных целей.
Основой маркетинговой программы служат данные маркетинговых исследований, которые предполагают:
- изучение требований потребителей к свойствам продукта и набору сопутствующих продаже и потреблению услуг, определение уровня конкурентоспособности продукции;
- изучение экономической конъюнктуры, соотношения спроса и предложения;
- сегментацию рынка;
- анализ социально-психологических особенностей покупателей на конкретных рынков, мотивации решений о покупке.
Маркетинговые исследования включают в себя изучение вторичной информации (справочники, периодические издания и др.) и сбор первичной информации у потребителей товара путем опроса, наблюдения, эксперимента и имитации. На основе данных исследований предприниматель строит ценовую, ассортиментную и сбытовую политику.
Цена товара формируется под воздействием множества факторов: общественной цены производства, конкуренции, государственного регулирования цен, объема поставок, условий поставок, франкирования цены и др.
Для выбора оптимального уровня цены пользуются специальными методами расчета— так называемыми прайсингами, позволяющими с достаточной степенью точности определить затраты на производство товаров и их соотношение с возможной прибылью при различных масштабах производства, реализации и уровнях, складывающихся на рынке цен.
Применяются различные варианты прайсингов, базирующиеся на расчете полных, усредненных, стандартных, прямых затрат или ценовой нормы прибыли. Выбор метода определяется достигнутыми масштабами производства и степенью монополистического контроля над производством и сбытом. Например, при использовании метода полных затрат, т.е. определении расчетной цены исходя из совокупности всех издержек производства и реализации товара, к которым добавляется определенная прибыль (фиксированная или переменная), фирма должна иметь полную гарантию реализации своего товара.
Описание ценовой политики следует подкреплять сметой затрат. Оно должно давать ясное представление о методе определения цены на товар или услугу, а также использовании надбавок или скидок.
Товарная политика состоит в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции, совершенствовании ее качественных характеристик в соответствии с запросами потребителей, создании новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинении жизненного цикла товара.
Необходимо охарактеризовать товар с точки зрения того, насколько его свойства отвечают функциям, которые он предназначен выполнять, каковы его эргономические, эстетические и экологические параметры. Следует произвести позиционирование товара — определение особенностей, характерных черт, отличающих его от аналогичного товара фирм-конкурентов.
Оптимизация ассортимента может строиться по следующим направлениям:
- товарная дифференциация — выделение фирмой своих товаров и услуг в качестве особых, отличных от товаров и услуг конкурентов;
- узкая товарная специализация — работа в довольно узком сегменте рынка, ограничение сферы сбыта продукции;
- товарная диверсификация — значительное расширение сферы деятельности и производство большого числа не связанных друг с другом товаров и услуг;
- товарная вертикальная интеграция — расширение деятельности предприятия по вертикали (освоение производства или услуги по одной технологической цепочке, например сырьевых продуктов, базовых материалов, полуфабрикатов, деталей и узлов, а также сбытовых функций по одному товару или немногочисленной товарной группе).
В соответствующем разделе бизнес-плана необходимо указать, какой ассортиментной политики придерживается фирма и чем обоснован ее выбор.
Сбытовая политика — это организация сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, пунктов техобслуживания и выставочных залов, определение маршрутов товародвижения, транспортировки, системы снабжения.
При планировании сбыта устанавливают каналы движения различных групп товаров на разные сегменты рынка, число уровней (участников) системы сбыта, правовой и организационный аспекты сбыта, интенсивность товародвижения.
Важную роль в системе сбыта играют сбытовые центры и склады, эффективность работы которых во многом зависит от месторасположения, оснащения, организации работы.
При выборе торгового посредника требуется осмотрительность и осторожность. Не лишним будет выяснить, какова его платежеспособность, не связан ли он с конкурентами. Следует отдавать предпочтение посреднику, специализирующемуся на продаже определенного круга товаров, причем такому, кто пользуется хорошей репутацией на рынке. Надо составить представление о материально-технической оснащенности фирмы-посредника. Если и после этого остались сомнения, лучше заключать пробные краткосрочные соглашения о посредничестве. Коммуникационный компонент маркетинга включает в себя рекламу, стимулирование сбыта, сервисную политику.
В планировании рекламной кампании можно вычленить следующие этапы:
- определение объекта (товар или фирма), адресата (группа потребителей) и мотива рекламы;
- выбор рекламных средств и их оптимального соотношения, каналов распространения рекламы;
- составление рекламного сообщения, графика рекламных выступлений и сметы расходов на рекламу;
- расчет эффективности рекламы.
Параллельно разрабатывают систему мер стимулирования сбыта (скидки с цены, продажа в кредит, возврат товара, раздача бесплатных образцов товара и т.д.), сервисную политику (услуги по доставке и транспортировке товара и т.п.) и порядок технического обслуживания (предпродажное обслуживание, разработка каталогов и прейскурантов, придание продукции товарного вида после транспортировки к месту назначения, послепродажное обслуживание).
Важнейшим элементом коммуникационной политики является участие фирмы в выставках и ярмарках, которые позволяют потребителю увидеть товар в действии, составить представление о фирме, завязать контакты с ее представителями.
Конкуренты.
В этом разделе бизнес-плана содержатся сведения о конкуренции на том сегменте рынка, где фирма собирается реализовывать свою продукцию.
Необходимо назвать основных конкурентов, охарактеризовать их финансовое положение, объем продаж, деятельность маркетинговых служб, а также дать оценку их продукции (основные характеристики, качество, дизайн, мнение покупателей, уровень цен).
Следует оценить конкурентоспособность собственной продукции с точки зрения соответствия общественной потребности, затрат на маркетинг и затрат потребителя на покупку.
План производства.
В этом разделе дают обоснование плана производства товара или оказания услуг, указывают, какие для этого требуются ресурсы и чем располагает предприятие.
Характеристика производственно-ресурсных и экспортных возможностей фирмы охватывает внешние условия, определяемые в основном правовой базой, и внутренние условия, к числу которых относят: финансово-экономический потенциал фирмы, товарный ассортимент и конкурентоспособность, материально-технический потенциал (объем и качество производственных мощностей), научно-технический потенциал (число и оснащенность научно-исследовательских лабораторий, оперативность внедрения инноваций в производство, квалификация научно-исследовательских кадров), характер планирования и эффективность производственно-сбытовых и научно-технических прогнозов, информационную инфраструктуру.
Возможности фирмы сопоставляют с возможностями конкурентов.
Характеризуя производственные мощности фирмы, следует привести опись средств производства с указанием сроков приобретения, амортизации и износа, динамику их загрузки за последние годы (хроническая недогрузка мощностей свидетельствует о сложной ситуации на предприятии). Важным моментом является и моральный износ оборудования, поскольку он определяет конкурентные позиции предприятия. Особое внимание уделяется экологической безопасности оборудования.
При описании материально-технической базы предприятия надо рассмотреть порядок снабжения энергией, материалами, компонентами и сырьем, стабильность поставок, надежность поставщиков, продолжительность хозяйственных связей, географию сырьевых и других поставок. Следует указать, каковы энерго- и материалоемкость производства, возможности диверсификации источников сырья и материалов в целях обеспечения стабильной работы, провести сравнительный анализ эффективности привлечения независимых поставщиков или поставщиков, работающих на основе долгосрочных соглашений о сотрудничестве,
Оценивая научно-технический потенциал предприятия, целесообразно выделить важные области исследований, в которых научные работники фирмы добились успеха, затраты на НИР, соотношение собственных и закупаемых технологий.
Организационный план.
Анализ организационной структуры фир