Утилизация отходов отработанных аккумляторов .
В зависимости от вида электрода и состава электролита АКБ подлежат различным методам переработки. В частности, для щелочных (никель-кадмиевые, никель-металлогидридные) и кислотных аккумуляторов первоначальным этапом переработки является слив (удаление – для гелевых аккумуляторов) электролита и его нейтрализация. В дальнейшем нейтрализованный электролит подлежит утилизации (использованию). На следующем этапе переработки происходит разделка аккумуляторных блоков на металлические элементы, пластиковые детали корпуса и использование их в качестве вторичного сырья.
Процесс утилизации литиево-ионных и литиево-полимерных аккумуляторов довольно сложный. В связи с новизной технологий производства этих видов аккумуляторов только ограниченный ряд государств обладают промышленными линиями по их утилизации. Причем в большинстве случаев технологии переработки в этих странах не вышли на уровень рентабельности, и развитие данной деятельности стимулируется государством. В Российской Федерации технологические линии переработки на уровне промышленной реализации отсутствуют. Однако бурный рост рынка электронной техники обусловливает интерес к технологиям их переработки, и наша компания участвует в работах по этому направлению.
Утилизация изношенных шин .
Незаменимость резины как материала для современного машиностроения и прочих отраслей экономики обусловливается некоторыми специфическими особенностями химического строения эластомеров, обладающих прочной трехмерной структурой с поперечными связями. Но с другой стороны, именно эти свойства резины, в большинстве случаев значительно усугубленные сложностью конструкторского решения (например, автошины, изобилующие металлической проволокой), представляют основную сложность для процесса утилизации вышедших из строя автопокрышек. В данное время существует множество методов для переработки резинотехнических изделий и автошин. Основными из них считаются:
физический;
химический;
физико-химический.
1. Физическая утилизация автопокрышек
Утилизация автомобильных покрышек с помощью физического метода предусматривает различные технологии измельчения резины до состояния резиновой крошки. В результате чего получается сырье со всеми свойствами резины. Процедура измельчения резины представляется достаточно сложной, так как за счет высоких эластичных свойств резины большая часть энергии, затрачиваемой на ее измельчение, расходуется на механические манипуляции. Основными критериями эффективности измельчения резины являются температура и скорость приложения нагрузок во время процесса измельчения. Если процедура измельчения выполняется при температуре, которая ниже температуры хрупкости материала, процесс не требует больших затрат энергии, так как деформации полимера невелики и его измельчение носит хрупкий характер.
2. Физико-химическая утилизация автопокрышек
Утилизация автомобильных покрышек выполняется посредством физико-химических методов, подразумевающих под собой регенерацию материала при помощи различных технологий, которые обеспечивают сохранение структуры сырья, применяемого для производства резины. Специалисты объясняют это так: в процессе регенерации посредством теплового, химического и механического воздействия разрушается пространственная вулканизационная сетка резины. В результате чего получаемый после процедуры регенерации продукт обладает пластическими свойствами и впоследствии может быть применен в качестве частичной замены каучука в процессе производства резиновых смесей.
3. Химическая утилизация автопокрышек
Химические методы утилизации автопокрышек образуют необратимые химические изменения не только в резине, но и во всех ее составляющих: каучук, смягчители и прочие вещества. Химическая переработка резины выполняется в условиях высоких температур. Результатом процесса становится полная деструкция полимерного материала посредством или полного сжигания сырья или пиролиза.
Становится совершенно очевидно, что именно эти методы способны увеличить получение тепловой энергии и ценных продуктов, однако также очевидными становятся и слабые стороны этих методов. И один из самых серьезных минусов – они не позволяют сохранить для дальнейшего использования ценные исходные полимерные материалы. Именно поэтому в большинстве случаев изношенные автопокрышки используются в качестве исходного материала для получения резиновой крошки.