Экологические аспекты ресурсопользования.
Грандиозные масштабы научно-технического прогресса привели к созданию мощного промышленного и сельскохозяйственного потенциала, интенсивному развитию всех видов транспорта, строительству гидротехнических сооружений, а также созданию систем искусственного климата. К сожалению, развитие цивилизации сопровождается нарушением экологического равновесия в результате воздействия человека на природные объекты. Одним из факторов этого воздействия является загрязнение экосферы твердыми, жидкими и газообразными отходами, которое во многих регионах достигает угрожающих размеров. Дальнейшее ухудшение ее состояния становится опасным для человечества. Предварительные оценки показывают, что стоимость работ по восстановлению окружающей среды, изменившейся в результате хозяйственной деятельности человека, превосходит рыночную стоимость выпускаемой продукции в сотни раз.
С появлением промышленного производства металлов, гончарных и стекольных изделий, соды, мыла, красителей, текстильных материалов, пороха количество образующихся промышленных отходов резко возросло, т.к. создававшиеся технологии были рассчитаны на максимальное получение товарного продукта при минимальной его стоимости.
Большое количество отходов промышленного, сельскохозяйственного и бытового происхождения, образующихся в наше время, нарушило равновесие, при котором природа успешно справлялась с переработкой отходов с помощью бактерий, воды, воздуха и солнечного света.
В 1874 г. в Англии появилась первая печь для сжигания мусора. Это было связано с последствиями промышленной революции и появлением отходов с высокой теплотворной способностью. В 1914 г. в этой стране было построено уже 200 печей для сжигания отходов, из них 65 были снабжены парогенераторами для получения энергии, т. е. уже тогда тепло, выделяющееся при сжигании отходов, утилизировалось.
Впервые сортировка отходов, их обработка и максимальное извлечение из них полезных материалов были организованы в США в 1898 г. Отходы начали классифицировать, собирать и складировать раздельно по видам.
В настоящее время необходим переход к качественно новому решению вопросов, связанных с охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов. Это требует коренной перестройки практики природопользования и управления развитием потребностей в незагрязненной среде.
Глобальный характер деградации окружающей среды позволяет рассматривать этот процесс как результат действия объективных законов взаимодействия природы и общества.
Регулирование использования природных ресурсов осложняется еще и противоречием между сегодняшними задачами и проблемами будущего развития.
Решая сегодняшние задачи, человек использует природные ресурсы на благо современному обществу неизбежно в ущерб будущему развитию. Развитие современного общества входит в противоречие с выживанием будущих поколений. Осознание противоречий есть необходимое условие их разрешения.
Подсчитано, что на производство промышленной продукции расходуется всего 1/3 потребляемых сырьевых ресурсов, а 2/3 утрачивается в виде побочных продуктов и отходов. На технические нужды ежегодно расходуется из атмосферы 6 млрд. тонн кислорода, что составляет 12 % от вырабатываемого биосферой планеты. Усиление техногенного воздействия на природную среду уже породило ряд экологических проблем, связанных с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.
Ежегодно промышленные предприятия всех стран мира выбрасывают в атмосферу: углекислого газа — 20 млрд. т; оксида углерода — 200 млн. т; диоксида серы — 200 млн. т; оксидов азота — 50 млн. т; фреонов — 1 млн. т; свинца — 0,4 млн. т; пыли — 250 млн. т; золы — 200 млн. т.
В общем виде воздействие человека на биосферу определяется следующими факторами:
1. Синтезом множества (более 10 млн.) веществ, отсутствующих в природе и обладающих качествами, не свойственными природным соединениям.
2. Строительством широкой сети газо- и нефтепроводов, других транспортных артерий и массовым транспортированием разнообразного сырья из районов добычи в районы переработки, сопровождающимся его рассеиванием и расширением регионов загрязнения.
3. Интенсивным развитием энергетики, использующей для выработки энергии углеводородное сырье, при сжигании которого выделяются в большом количестве загрязняющие биосферу вещества.
4. Освоением методов проведения управляемых ядерных реакций, приведшим к широкому использованию радиоактивных материалов и загрязнению ими биосферы.
5. Развитием транспорта, при эксплуатации которого выделяется большое количество токсичных отходов.
6. Интенсификацией сельскохозяйственного производства, сопровождающейся использованием на полях удобрений, гербицидов и пестицидов.
7. Расширением металлургической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности, производящих в массовом количестве химически активные отходы производства.
Одной из основных глобальных проблем стала угроза возникновения парникового эффекта вследствие загрязнения атмосферы диоксидом углерода, образующимся в процессе сжигания углеродсодержащего топлива: угля, бензина, природного газа, дров и т.д. По различным оценкам специалистов, опасный порог содержания диоксида углерода в атмосфере (0,045 %) будет достигнут к 2030 либо к 2050 г., что приведет к возникновению парникового эффекта в 2050 или в 2090 году соответственно. В начале XX в. содержание диоксида углерода в атмосфере составляло 0,03 %. При удвоении его содержания температура атмосферы поднимется на 2—4 °С в среднем, но со значительными отклонениями, что приведет к подъему уровня мирового океана на 1 м.
Россия не является лидером по потреблению энергии в пересчете на одного человека. Больше всех энергии потребляет Канада: 14 т условного топлива на человека в год. Далее со значительным отрывом идут США — 11 т. Россия же потребляет только 6,5 т условного топлива на душу населения в год, что составляет всего 40 % от необходимого ей количества с учетом более северного положения большинства ее территорий по сравнению с другими странами. Для того, чтобы сохранить роль великой державы, Россия должна наращивать энерговооруженность.
Загрязнения, поступающие в атмосферу, возвращаются на Землю с осадками и попадают в водоемы и почву. Наряду с этим реки, озера и моря загрязняются сточными водами промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Учитывая, что объемы неконтролируемого сброса загрязненных промышленными стоками вод в реки и закрытые водоемы составляют 600 — 700 млрд. м3 в год, можно понять, что водные ресурсы во многих странах стали остродефицитными.
Одними из главных загрязнителей гидросферы стали нефтепродукты. Загрязнение мирового океана нефтью и нефтепродуктами достигло уже 1/5 его общей поверхности. В результате аварий судов, промывки резервуаров танкеров, утечек нефти при добыче ее в шельфовой зоне ежегодно в воды океана попадает 12-15 млн. т нефти.
Нефтяная пленка приводит к гибели оплодотворенной икры, нарушает процессы фотосинтеза и выделения кислорода, осуществляемого фитопланктоном, в результате чего происходит нарушение газо- и влагообмена между атмосферой и гидросферой.
Огромную нагрузку в результате деятельности человека испытывает и литосфера. Практически все полезные ископаемые вместе с содержащими их породами извлекаются из недр земли. Кроме того, подземная среда используется для строительства (размещение производств, прокладка коммуникаций, создание хранилищ и т. д.). Поверхностные накопители промышленных отходов и сточных вод в результате несоблюдения правил складирования и захоронения отходов наносят большой ущерб флоре и фауне этих регионов, влияя на динамическое равновесие биосферы.
В почву, самоочищение которой происходит медленно, попадает огромное количество отходов. Накапливание токсичных веществ приводит к постепенному изменению химического состава почв, нарушению единства геохимической среды и живых организмов.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что антропогенное воздействие на природу вызывает следующие проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды:
1. Возможное изменение климата вследствие поступления в атмосферу техногенного тепла, углекислого газа и аэрозолей.
2. Нарушение озонового слоя Земли за счет поступления в атмосферу фреонов, оксидов азота и других соединений.
3. Биологические последствия загрязнения биосферы радиоактивными веществами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами.
4. Биологические последствия, связанные с загрязнением мирового океана речными стоками, морским транспортом, продуктами техногенного происхождения, содержащимися в атмосферных осадках.
События, изменяющие ход эволюции на Земле, происходят в среднем раз в 100 млн. лет. Мы живем именно в такую переломную эпоху, и земляне должны сделать выбор: либо создать условия для сохранения экологической системы, либо в ближайшие 50 лет стать очевидцами и участниками катастрофы.
Экологический кризис, переживаемый человечеством в конце XX в., требует критического пересмотра ценностей научно-технической революции и определения приоритетных задач предстоящего периода общественного развития с целью более рационального природопользования.
Необходимо, чтобы природоохранная деятельность стояла наряду со здравоохранением на первом месте в ряду приоритетов политики государства. Не решая эффективно экологические проблемы, мы разрушаем природный, а значит, продовольственный, сырьевой и вообще экономический потенциал общества.
В нашей стране экологическая ситуация может считаться одной из самых неблагополучных в экономически развитой части планеты. Достаточно отметить, что 16 % территории, занятой населением 50—70 млн. человек, признано зоной экологического бедствия. Каждый десятый город имеет высокий уровень загрязнения основных природных сред, причем среди них все города, включая Москву и Санкт-Петербург, с населением больше 1 млн. человек. В России ежегодно образуется 270 млн. т газообразных отходов, более 60 млрд. т сточных вод, из которых около 41 % относятся к категории загрязненных, и 7 млрд. т твердых отходов. Только бытовых твердых отходов ежегодно вывозится на свалки и полигоны более 130 млн. т, под складирование которых занято 250 тыс. гектаров земельных угодий. А всего на учтенных свалках накоплено 65 млрд. т твердых отходов.
Как известно, в последние годы произошел значительный спад объемов производства и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Несмотря на это, качественного изменения экологической обстановки в стране не произошло, а по ряду показателей она продолжает ухудшаться. В частности, все более острой становится проблема утилизации и обезвреживания токсичных отходов: более половины из них вывозится в необработанном виде на свалки, которые зачастую для этого не приспособлены и не отвечают природоохранным требованиям.
Около половины населения России используют для питья воду, не соответствующую санитарным нормам. Концентрации токсичных веществ в атмосферном воздухе 208 городов страны, в которых проживает 43 % населения, превышают предельно допустимые нормы.
Наибольший вклад в загрязнение среды обитания вносят предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, стройиндустрии, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д.
При бездумном расхищении потенциала, дарованного нам природой, мы находимся в состоянии хронического сырьевого и топливно-энергетического дефицита, особенно обострившегося в последнее время из-за заметного сокращения добычи нефти и перерасхода материальных ресурсов на единицу конечного общественного продукта.
Анализ показывает, что в России имеются гигантские резервы ресурсосбережения: наша страна потребляет на единицу валового внутреннего продукта (ВВП) нефти на 36 %, угля — на 56 %, газа — на 42 %, стали — на 138 % больше, чем США.
Ресурсоемкость единицы ВВП в России почти в два раза выше, чем в США, и примерно в четыре раза выше, чем в Западной Европе. Это означает, что в общее загрязнение окружающей среды Россия вносит примерно такой же вклад, как США и Западная Европа, значительно уступая им по объему ВВП. Отсюда справедливое беспокойство мирового сообщества по поводу экологической ситуации в России.
За последние 15 лет в индустриально развитом мире совершилась настоящая революция в ресурсосбережении и были достигнуты значительные успехи в снижении уровня загрязнения окружающей среды. В России, к сожалению, положение в области ресурсосбережения практически не изменилось, а экологическая ситуация заметно ухудшилась. Следует признать, что определенную роль в ресурсорасточительности нашего хозяйства в какой-то мере играет богатство природных недр страны, малая зависимость России от импорта сырья и энергоносителей.
Необходимо наведение элементарного порядка в хранении, перемещении и использовании сырья и энергии, а также стимулирование создания новой ресурсосберегающей техники и технологии. Важную роль должны сыграть структурные сдвиги в экономике и широкое рециклирование большинства промышленных материалов.
Важнейшей задачей государства является создание нормативно-правового, экономического и общественно-политического механизмов управления природопользованием.
Нормативно-правовой механизм должен обеспечить развитие всех сфер общественного производства в соответствии с реальным состоянием ресурсов и условий окружающей среды. Основными средствами его реализации являются система норм состояния и допустимых воздействий на окружающую среду, система норм и стандартов использования ресурсов, экологическая экспертиза, система законодательных актов, определяющих правовую ответственность ресурсопользователя.
Необходимо создание системы современных стандартов качества природной среды и предельно допустимых воздействий на нее, а также сети стационарных и передвижных постов экологического мониторинга, оснащенных приборами и системами автоматизированного контроля за расходованием природных ресурсов, выбросами и сбросами вредных веществ, их содержанием в атмосфере, водных источниках, почве, растениях и продуктах питания. Организационной основой нормативно-правового механизма должна стать единая государственная система нормирования, контроля и управления природопользованием.
Экономический механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды должен обеспечить прогрессивное развитие и внедрение ресурсосберегающих, малоотходных технологических процессов, комплексных безотходных производств. Он должен способствовать созданию и внедрению экологичной техники, экологически обоснованному размещению производительных сил, перераспределению материально-технических и трудовых ресурсов в приоритетные сферы рационального природопользования, развитию адекватных научных знаний и образования. Основными средствами реализации такого механизма должны стать: политика в области ценообразования, плата за пользование природными ресурсами, экономическое стимулирование предприятий через систему налогообложения и государственных дотаций и инвестиций.
Общественно-политический механизм должен обеспечить решение вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды путем воспитания и экологического образования населения страны, повышения личной ответственности каждого гражданина за состояние окружающей среды.
В качестве обобщенных целевых эколого-экономических показателей программы восстановления отечественной природной среды могут быть приняты: повсеместное достижение, а затем и ужесточение нормативных уровней чистоты окружающей среды по всем сферам (атмосфера, гидросфера, литосфера); стабилизация забора воды из природных источников по стране в целом на уровне 320—340 куб. км в год, что обеспечивается примерно двухкратным снижением водоемкости общественного производства; снижение потерь почв от антропогенной эрозии на всей площади государственного земельного фонда до уровня, соответствующего масштабам естественного состояния почв (0,5—3,0 т/га в год в зависимости от типов почв); сокращение площади пашни в районах интенсивной распашки до экологически допустимых пределов (40—60 % всей территории); снижение площади нарушенных земель до технологически допустимого минимума (1,5—2 млн. га, включая торфоразработки); создание около 8 млн. га полезащитных и противоэрозионных и 8 млн. га пастбище-защитных и мелиоративно-кормовых насаждений; комплексное, малоотходное и безотходное использование минерально-сырьевых ресурсов, обеспечивающее размер потерь при добыче и переработке не более 2—25 % (в зависимости от вида ресурса); доведение площади природных охраняемых территорий всех видов до 10—15 % (в том числе 6 % строго охраняемых) всей земельной площади России с созданием •экологически обоснованной системы таких территорий во всех регионах страны; увеличение и улучшение ресурсов дикой флоры и фауны и других биологических ресурсов на территории России, включая повышение лесистости в малолесных районах, повышение доли хвойных и других ценных лесных пород и размера среднего запаса леса на лесопокрытых площадях, увеличение видового разнообразия животного и растительного мира, обеспечение условий для естественного воспроизводства редких и исчезающих биологических видов и других дикорастущих растений, наземных позвоночных и беспозвоночных, а также рыб и других биологических объектов в естественных водоемах и водохранилищах; осуществление комплекса мероприятий по резкому снижению риска и ущерба от катастрофических социально-экологических ситуаций (аварий на экологически опасных объектах, стихийных бедствий и т.д.).
Достижение указанных целей могло бы стабилизировать состояние окружающей среды и ее санитарно-гигиенические показатели. Естественно, что осуществление этих целей потребует увеличения капиталовложений на охрану окружающей среды и рациональное природопользование.
Полномасштабная программа восстановления природной среды и внедрения природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий в России требует сотни триллионов рублей.
28. Экологический паспорт предприятия
Экологический паспорт предприятия — это комплексный документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой.
Экологический паспорт предприятия состоит из двух частей. Первая часть содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.
В экологическом паспорте предприятия находят отражение три группы показателей:
§ показатели влияния предприятия на состояние окружающей среды;
§ показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия;
§ общие и частные показатели анализа затрат на природоохранную деятельность.
К первой группе относятся следующие показатели:
§ экологичность выпускаемой продукции;
§ влияние на водные ресурсы;
§ влияние на атмосферный воздух;
§ влияние на материальные ресурсы и отходы производства;
§ влияние на земельные ресурсы.
Ко второй группе показателей относятся такие, как:
§ оснащенность источников загрязнения очистными устройствами;
§ пропускная способность имеющихся очистных сооружений;
§ прогрессивность применяемого очистного оборудования;
§ возможность контроля за функционированием очистного оборудования;
§ рациональность существующей организационной структуры природоохранной деятельности предприятия;
§ удельные показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия.
Третья группа показателей
Включает в качестве общего показателя отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведение и совокупность частных показателей.
К ним относятся:
§ доля капитальных затрат на природоохранные мероприятий в общем объеме капитальных затрат предприятия;
§ доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия;
§ доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
§ доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
§ доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
§ доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных, бессточных и т.п.) в общих затратах на НИОКР;
§ доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на природоохранную деятельность в общем объеме этих затрат предприятия.
Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.
Работа по составлению экологического паспорта оплачивается предприятием по договоренности с коммерческой организацией. При выдаче разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ региональное отделение Госкомэкологии получает от предприятия сумму в размере 10% договорной стоимости составления экологического паспорта коммерческой организацией.
Экологический паспорт подписывается руководителем предприятия и руководителем районной организации охраны окружающей среды и природных ресурсов. В последующем этот документ уточняется, в него вносятся необходимые изменения.