Регулировка теплового зазора ГРМ с помощью щупов.
Согласно установленным правилам, точный способ регулировки клапанов может происходить только при холодном двигателе. Это связано с тем, что заводские настройки проводятся при нормальной температуре металла, когда он имеет стандартные линейные размеры. Порядок регулировки клапанов довольно прост, но последовательность всех действия должна выполняться согласно рекомендациям.
Некоторые автовладельцы на протяжении многих лет проводят регулировку самостоятельно. Дедовским способом можно назвать использование щупа, который выступает в роли приспособления для регулировки клапанов. Для этого используется регулировочная шайба или головка регулировочного болта, который поворачивается для получения определенного результата.
Установить поршень цилиндра, зазор которого будет выставлен щупом для регулировки, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В подобном положении оба клапана закрыты, а коромысло будет качаться в пределах установленного зазора. Это позволит провести регулировку клапанов двигателя. Установить в подобное положение можно по меткам, нанесенным производителем.
Поворот коленвала по звездочке следует проводить по часовой стрелке. Регулировка клапанов под газ или другой тип топлива требует совпадения метки на подшипнике и коленвале. Можно нанести собственные метки, что позволит по зубьям звездочки определять положение каждого цилиндра.
Следующий пункт в очередности регулировки — отжать контргайку на винте или болте, который используется для установки зазора. Установить зазор, когда плоский щуп выступает в качестве предела поворота болта. После этого следует затянуть контргайку. Нужно регулировать и силу затяжки контргайки — она может сбить установленные параметры.
После затяжки следует проверить зазор: щуп должен проходить с небольшим усилием. Если условия не выполнены, следует повторить процедуру.Проводим регулировку 16 клапанов или другого количества поочередно, соблюдая ранее приведенные правила.
Этот способ выполнения регулировки клапанов реализовать без щупа нельзя. Однако, если есть специальное приспособление, можно добиться большой точности.Описание регулировки клапанов (данные тепловых зазоров) можно узнать из руководства по ремонту автомобиля. Стоит отметить, что регулировка впускных клапанов отличается от выпускных величиной устанавливаемого зазора. В некоторых случаях показатель может быть разным для цилиндров.
Ремонт коленчатых валов.
Коленчатый вал,— одна из основных деталей двигателя, определяющая вместе с другими деталями цилиндропоршневой группы его ресурс. Ресурс коленчатого вала характеризуется двумя показателями: усталостной прочностью и износостойкостью. При эксплуатации двигателя в результате действия высоких и непостоянных динамических нагрузок вал подвергается кручению и изгибу, отдельные поверхности (шатунные и коренные шейки и др.) — изнашиванию. В структуре металла накапливаются усталостные повреждения, возникают микротрещины и другие дефекты.
Долговечность коленчатого вала автотракторного двигателя зависит от целого ряда конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов. Определяющее влияние оказывают такие параметры, как жесткость коленчатого вала и его опор, остаточный прогиб вала в результате релаксации напряжений черновой и чистовой правки, метод обработки (упрочнения) галтелей, режимы нагружения двигателя, состояние смазки.
У четырехтактных четырехцилиндровых двигателей с пятиопорным коленчатым валом коренные подшипники по степени нагружения можно разделить на две группы. К первой группе относят первый, третий и пятый подшипники, ко второй — четвертый и второй. Наибольшие нагрузки испытывают нижние вкладыши подшипников второй группы. Шатунные подшипники нагружены одинаково у всех цилиндров. При работе двигателя минимальная толщина масляного слоя в соединениях (рис. 4.21) зависит от зазора в подшипнике и относительного эксцентриситета
С увеличением относительного эксцентриситета значение минимального зазора в соединении (минимальной толщины масляного слоя) уменьшается.
Установлено, что при обкатке двигателя после ремонта температура масла не должна быть выше 85...90 °С во избежание возможного задира поверхностей трения. У форсированных двигателей в силу большей нагруженности и шатунных подшипников значения относительного эксцентриситета выше, чем у обычных, что предъявляет более высокие требования к качеству ремонта коленчатых валов, так как критическая толщина масляного слоя (допустимое значение) тем меньше, чем выше точность обработки вала и ниже шероховатость поверхности шатунных и коренных шеек.
Режимы пуска и интенсивного разгона двигателя наиболее опасны для коренных и шатунных подшипников коленчатого вала. В эти периоды минимальный зазор в подшипниках не превосходит. 2...3 мкм, что при недостаточной смазке вызывает интенсивное изнашивание деталей соединений. Для улучшения условий смазки подшипников в периоды пуска и разгона форсированные двигатели СМД-62 и СМД-64 оборудуют насосами предпусковой прокачки масла.