Меры безопасности при техническом обслуживании машинно-тракторного парка
Техническое обслуживание тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин в зависимости от сложности операций проводится в различных условиях: в поле, на полевых станах, на специализированных пунктах технического обслуживания.
Для проведения технического обслуживания в полевых условиях агрегат устанавливают на ровной горизонтальной площадке. Для придания устойчивого положения под колеса трактора и сельскохозяйственной машины подкладывают прочные упоры. Для осмотра или ремонта колес, а также некоторых других узлов ходовой части приходится приподнимать обслуживаемую машину. Эту операцию следует проводить только с применением исправных грузоподъемных средств (домкратов, талей). Домкраты устанавливаются в местах, указанных в заводских инструкциях. Для обеспечения полной безопасности под навешенную машину ставят прочные козлы или подставки, которые необходимо периодически проверять на соответствующую грузоподъемность.
Запрещается применять в качестве упоров случайные предметы: кирпичи, шлакоблоки, камни, диски колес и пр.
Важнейшим требованием безопасности при проведении технического обслуживания при устранении неисправностей являются остановка машины и неработающий двигатель или отключенный электропривод. В практике отмечаются многочисленные случаи травмирования из-за самовключения отдельных механизмов. Так, на зерноуборочных комбайнах возможны самовыключения ходовых муфт сцепления и муфт привода молотилки.
Особую осторожность следует соблюдать при отсоединении трубопроводов или шлангов гидравлической системы машин. Перед выполнением этой операции необходимо убедиться, что рабочие органы навешиваемой машины опущшены на землю. Травмирование может произойти и от струи масла, вытекающей под большим давлением.
На постах технического обслуживания транспортных средств широко используются эстакады. Для обеспечения безопасности въезда и съезда в конструкции эстакады необходимо предусмотреть отбойные реборды и направляющие с уклоном не более 25 %. В конце тупиковой эстакады устанавливают опорный брус. Боковые площадки должны иметь перила высотой 1 м.
Для удобства и безопасности обслуживающего персонала на стационарных пунктах технического обслуживания тракторов и в профилакториях автогаража оборудуют смотровые канавы, оснащенные подъемниками, необходимым инструментом и оборудованием.
Особая осторожность должна быть соблюдена при разборке и регулировке некоторых деталей и сборочных единиц (карбюраторов, трубопроводов и других деталей топливной аппаратуры двигателей), работающих на этилированном бензине. Все операции по техническому обслуживанию с ними необходимо проводить только после тщательной очистки и промывки их в ванне с керосином.
Следует помнить, что такие детали покрыты пленкой с концентрацией значительного количества тетраэтилсвинца, который при попадании в организм человека может вызвать сильное отравление.
Особую осторожность следует проявлять при контроле и обслуживании аккумуляторных батарей. Правилами технического обслуживания предусмотрена периодическая (через 60 ч) прочистка вентиляционных отверстий в пробках элементов аккумуляторов. Засорение этих отверстий может привести к разрыву корпуса аккумулятора и разбрызгиванию электролита.
Проверять уровень необходимо с помощью стеклянной трубки. Применение открытого огня может вызвать воспламенение и взрыв горючего газа. При проверке напряжения нагрузочной вилкой необходимо убедиться в отсутствии газа в банках аккумуляторной батареи, для чего выворачивают пробки, чтобы дать возможность газу выйти наружу. После закрытия заливных отверстий проверяют напряжение. При этом замер проводится очень осторожно нагрузочной вилкой, так как ее сопротивление сильно нагревается и при неосторожном обращении может произойти ожог.
Приготовлять электролит необходимо в чистой кислотостойкой посуде (керамической, фаянсовой, эбонитовой и т.п.). Применять стеклянную посуду нельзя, так как она может сильно нагреться и лопнуть при смешивании кислоты и воды. Вначале посуду заливают необходимым количеством воды, а затем, непрерывно помешивая, тонкой струей вливают серную кислоту. Аккумуляторные батареи очищают обязательно в рукавицах обтирочным материалом, смоченным в водном растворе аммиака. Переносить аккумуляторные батареи нужно с помощью специальных приспособлений – захватов.
Большое число несчастных случаев, в том числе с тяжелыми и смертельными исходами, происходит при монтаже и демонтаже шин без применения специальных приспособлений. Определенную опасность представляет перекатка колес большегрузных автомобилей и тракторов вручную.
При осмотре объектов контроля и регулирования следует использовать переносную лампу напряжением до 36 В. Она должна быть защищена проволочной сеткой. Применять для этих целей различные горелки, спички и факелы запрещается во избежание загорания или взрыва нефтепродуктов и их паров.
Контрольно-диагностические средства и слесарный инструмент должны быть исправными, соответствовать своему назначению и обеспечивать безопасность работ.
Для охлаждения двигателя широко применяются специальные жидкости – антифризы. Антифриз – не безвредная жидкость, он обладает свойствами, неблагоприятно влияющими на здоровье людей, поэтому с ним нужно обращаться осторожно, предупреждая попадание в рот и на кожу.
Все работы по техническому обслуживанию машин должны проводиться только в спецодежде.
С целью улучшения условий труда и повышения безопасности работников АПК, занятых в процессе технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, предлагается ряд технических средств. Например, вывешивание переднего моста автомобиля с помощью приспособления, представленного на рисунке 3.17.
Рисунок 3.17 – Принципиальная схема приспособления для вывешивания переднего моста автомобиля: 1 – сварная рама; 2 – горизонтальные плоскости направляющих тележки; 3 – наклонная плоскость направляющих тележки; 4 – несущая тележка; Н0 – высота расположения центра передней оси до поверхности дороги; h0 – высота центра колес несущей тележки приспособления до поверхности дороги; Н1 – высота расположения центра передней оси до поверхности дороги в средней части подъема; h3 – высота центра задних колес оси тележки на средней части наклонной плоскости; h4 – высота центра передних колес оси тележки на средней части наклонной плоскости; Н2 – высота расположения центра оси переднего моста до поверхности дороги вывешенного колеса; h2 – высота центра колес несущей тележки приспособления до поверхности дороги при полностью вывешенном колесе; h5 – расстояние от несущей поверхности до нижнего края пневматической шины при полностью вывешенном колесе
На рисунке 3.18 показано устройство, позволяющее повысить безопасность работников в процессе монтажа-демонтажа крупногабаритных колес (на примере зерноуборочного комбайна).
Рисунок 3.18 – Схема устройства для вывешивания крупногабаритных колес на комбайнах:
1 – колесо; 2 – шланг высокого давления; 3 - кран переключения; 4 – палец; 5 – кронштейн крепления силового цилиндра жатки; 6 – упор предохранительный; 7 – деревянная подставка; 8 – пята; 9 – силовой гидроцилиндр
В процессе вывешивания колеса оператор вручную переводит вентиль крана переключателя в положение А – при этом полость гидроцилиндра сообщается с нагнетательной магистралью и масло под большим давлением поступает в цилиндр. Шток выходит из цилиндра, поднимая колесо. Далее вентиль крана переводится в положение Б, при котором масло не выдавливается из полости цилиндра в систему слива. Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала в обязательном порядке следует устанавливать предохранительный упор 6 из положения I в положение II.
Рисунок 3.19 – Принципиальная схема устройства для замены масла в картерах: 1 – сливная пробка; 2 – барабан; 3 – электродвигатель; 4 – шестеренчатый насос; 5 – мерный цилиндр для промывочных масел; 6 – краны; 7 – емкость для слива отработанного промывочного масла;
8 – емкость для слива отработанного масла; 9 – мерный цилиндр для нового масла
В целях устранения возможности попадания посторонних частиц при смене масла в картерах двигателей, снижения сложности и трудоемкости операций, а также повышения безопасности персонала предлагается устройство, которое может применяться при замене масла (операции слива, заправки масла и промывочной жидкости), а также для дозаправки маслом. Принципиальная схема данного устройства представлена на рисунке 3.19.