Нормирование разрывов и габаритов безопасности

Для обеспечения безопасности труда человека в системе «человек – машина – среда» требуется создание определенной пространственной совместимости. Системой средств безопасности предусмотрен метод нормирования разрывов и габаритов безопасности. Под разрывом и габаритом безопасности обычно понимают минимально допустимое расстояние между объектами, представляющими потенциальную опасность. Нормирование разрывов и габаритов безопасности играет большую роль в предупреждении производственного травматизма.

Нормы технологического проектирования регламентируют ширину проходов и проездов, расстояние между оборудованием при его различном расположении. Так, на территории ремонтной мастерской ширина дороги (проезда) при одностороннем движении транспорта должна быть на 1,8 м, а при двухстороннем – на 2,7 м больше ширины сельскохозяйственной машины; ширина пешеходной дорожки должна быть не менее 0,9 м.

Требования безопасности к конструкциям ремонтно-технологического оборудования устанавливают следующие разрывы при установке оборудования на сборочном участке ремонтного предприятия:

Расстояние между оборудованием, мм:

- по фронту 500...1200

- между тыльными сторонами оборудования 500...1000

- от стены 1200...1500

- до тыльной и боковых сторон оборудования 500...800

Расстояние между сборочными столами при расположении, мм:

- по фронту 2000...2500

- «в затылок» 1000...1700

Расстояние между слесарными верстаками при расположении, мм:

- попарно по фронту 2000

- «в затылок» 1000

Между ремонтируемыми машинами, их боковыми сторонами и торцами, а также между машиной и стеной или стационарным оборудованием расстояние должно быть не менее 1,2 м. При установке машин на хранение ширина прохода между боковыми поверхностями двух машин, стоящих одна за другой, должна быть не менее 1 м.

Ширину проезда при установке трактора с прицепом (или машиной) на машинном дворе для обеспечения свободного выезда и въезда можно подсчитать по формуле:

Нормирование разрывов и габаритов безопасности - student2.ru (3.12)

где b – ширина проезда, м; Нормирование разрывов и габаритов безопасности - student2.ru т, Нормирование разрывов и габаритов безопасности - student2.ru п – длина трактора и длина прицепа с дышлом, м; Rа – радиус поворота агрегата, м; bп – ширина прицепа, м.

Разрывы и габариты безопасности определяют на основе изучения характерных особенностей объектов, условий проявления их потенциальной опасности, степени разрушающего действия и зоны распространения появившейся опасности.

Правила дорожного движения нормируют разрывы транспортных средств при движении по дорогам. При переправе по льду транспортных средств установлены расстояния между машинами и осями полос движения, зависящие от массы агрегатов.

Для конкретных производственных условий разрывы и габариты безопасности устанавливают соответствующими стандартами, нормами технологического проектирования, общими и специальными правилами безопасности.

Дистанционное управление

Дистанционное управление технологическими процессами имеет большое значение для безопасности труда, так как позволяет избежать пребывания персонала в непосредственной близости от опасных зон.

Дистанционное управление применяют там, где присутствие человека затруднено или невозможно. Для него характерно то, что оператор, обслуживающий комплекс оборудования, находится на значительном расстоянии от него, вне опасной зоны. Дистанционное наблюдение за технологическим процессом осуществляют визуально или с помощью средств сигнализации (телесигналы, звуковые или световые сигналы и т.п.). Так, комбайнер зерноуборочного комбайна управляет работой молотильного аппарата, очисткой копнителем и другими механизмами на расстоянии.

Дистанционное управление находит широкое применение в современных животноводческих комплексах, где раздачей кормов, удалением навоза, кормоприготовлением и другими технологическими операциями управляют дистанционно, с одного пульта управления, расположенного иногда даже вне пределов данного помещения.

Применение дистанционного управления необходимо также в технологических процессах, в которых используют легковоспламеняющиеся или токсичные вещества (при окраске машин, протравливании семян и т.п.).

По принципу действия различают следующие системы дистанционного управления: механические, гидравлические, пневматические и комбинированные. Механическое управление находит применение там, где оборудование размещено на небольших расстояниях от пульта управления. Если требуется управление со значительным расстоянием, применяют другие системы. Наиболее широко используется электрическая система вследствие ее простоты и безынерционности.



Наши рекомендации