Задачи синтеза систем управления
В отличие от анализа, когда исследуется заданная система управления, в процессе синтеза необходимо создать новую систему путем определения ее рациональных или оптимальных свойств и соответствующих показателей.
Целью синтеза системы управления является:
– создание новой системы управления, на основе новых достижений науки и техники;
– совершенствование существующей системы управления на основе выявленных недостатков, появлении новых задач и требований.
В общем виде задача синтеза систем управления заключается в определении структуры и параметров системы исходя из заданных требований к значениям показателей эффективности ее функционирования, а также способов обеспечения целей функционирования системы. Структурный синтез является центральным звеном создания системы управления.
Структурный синтез систем управления включает:
1. Синтез структуры управляемой системы, т. е. определение оптимального состава и взаимосвязей элементов системы, оптимальное разбиение множества управляемых объектов на отдельные подмножества, обладающие заданными характеристиками связей.
2. Синтез структуры управляющей системы:
а) выбор числа уровней и подсистем.(иерархии системы);
б) выбор принципов организации управления, т. е. установление между уровнями правильных взаимоотношений (это связано с согласованием целей подсистем разных уровней и оптимальным стимулированием их работы, распределением прав и ответственности, созданием контуров принятия решений);
в) оптимальное, распределение выполняемых функций между людьми и средствами вычислительной техники;
г) выбор организационной иерархии.
З. Синтез структуры системы передачи и обработки информации. В том числе:
а) синтез структуры системы передачи и обработки информации;
б) синтез структуры информационно-управляющего комплекса (в том числе размещение пунктов обслуживания).
Синтез представляет собой многошаговый итеративный процесс, включающий последовательное решение следующих основных задач:
¾ формирование замысла и цели создания системы управления;
¾ формирование вариантов облика новой системы;
¾ приведение описания варианта облика системы во взаимное соответствие;
¾ оценка эффективности вариантов и· принятия решения о выборе облика новой системы;
¾ разработка требований к системе управления;
¾ разработка программ реализации требований к системе управления;
¾ реализация разработанных требований к системе управления.
Формирование замысла и цели создания системы управления
Замысел возникает на основании полученного задания, выделения недостатков существующей системы управления, появления практической потребности: или новых научных достижений.
Формирование замысла начинается с исторического анализа проблемы, практических возможностей, научных достижений, потребности, анализа сходных систем, сложившейся ситуации, чужих мнений и всех сопутствующих факторов. Это - творческий этап, слабоструктурированный и слабоформализуемый.
Результатом решения задачи формирования замысла и цели создания системы должно быть:
¾ определение назначения системы управления;
¾ определение цели (целевой функции);
¾ определение задач системы;
¾ формулирование основной идеи создания системы;
¾ определение направлений разработки системы.
Формирование вариантов облика новой системы
Варианты облика новой системы формируется на основе анализа общей цели создания системы, изучения общественных потребностей, которые должны быть удовлетворены, предполагаемого объема удовлетворения этих потребностей, изучения состояния и перспектив развития аналогичных отечественных и зарубежных систем.
Процесс формирования каждого варианта облика новой системы может быть описан концептуальной и математической моделями.
При построении концептуальной модели облика новой системы управления можно выделить несколько этапов.
На первом этапе определяется уровень детализации концептуальной модели варианта системы.
Модель системы представляется в виде совокупности подсистем (элементов). В эту совокупность включаются все подсистемы (элементы), обеспечивающие сохранение целостности системы. Исключение же каких-либо элементов не должно приводить к потере основных свойств системы при выполнении ею функций по предназначению.
С другой стороны, каждая подсистема состоит из совокупности элементов, которые, в свою очередь, могут быть расчленены на элементы. С учетом вышесказанного проблема выбора уровня детализации может быть решена путем построения иерархической последовательности моделей, где система представляется семейством моделей, каждая из которых отражает ее поведение на различных уровнях детализации. На каждом уровне, безусловно, существуют характерные особенности системы, принципы и зависимости, определяющие ее поведение.
Выбор уровня детализации зависит от целей моделирования и степени предварительного знания свойств элементов.
Обычно в модель включают элементы одного уровня детализации, но может возникнуть необходимость в построении модели из элементов разных уровней.
На втором этапе построения концептуальной модели осуществляется ее локализация (установление границ взаимодействия с сверхсистемой) путем представления внешней среды в виде генераторов внешних воздействий, причем эти генераторы включаются в состав системы в качестве ее элементов. Приемники же воздействия системы на среду и (или) другую систему в модель обычно не включаются, полагая при этом, что результаты функционирования системы внешняя среда (другая система) принимает полностью и без задержек.
На третьем этапе завершается построение структуры модели с указанием связей между составляющими ее элементами. Связи могут быть подразделены на вещественные и информационные.
В системах управления информационные связи имеют первостепенное значение. Причем прежде всего следует выделить функционально необходимые внутренние связи, которые обуславливают целостность модели и обеспечивают ее адекватность системе.
Каждый формируемый вариант облика системы включает различные виды описаний: структурное (морфологическое), функциональное, информационное и параметрическое.
Структурное описание включает описание структуры и видов обеспечения системы управления, назначения, состава и размещения ее элементов.
Функциональное описание включает решаемые системой функции, задачи, порядок функционирования системы.
Информационное описание включает описание входной и выходной информации; потоков информации, циркулирующей в системе, способов представления и передачи.
Параметрическое описание включает перечень количественных показателей (параметров), характеризующих отдельные свойства системы, которые необходимо обеспечить в процессе ее создания.
Требования к показателям в виде различных ограничений формируются в процессе оценки эффективности каждого исследуемого варианта облика системы и уточняются в ходе ее разработки.
На четвертом этапе определяются управляемые характеристики, т. е. в модель должны войти те параметры (показатели) системы, допускающие варьирование своих значений в процессе моделирования, которые обеспечат нахождение интересующих разработчика моделей характеристик при конкретных внешних воздействиях на заданном временном интервале функционирования системы. Остальные параметры необходимо, по возможности, исключить из модели естественно без ущерба для ее адекватности, а при необходимости ввести их в ограничения. Желательно, чтобы в концептуальной модели были конкретизированы все решающие правила или алгоритмы управления элементами и (или) процессами модели, которые отражают статику системы.
На пятом этапе описывается динамика системы. Полученную ранее модель необходимо дополнить описанием функционирования системы. Следует отметить, что в сложных системах зачастую протекает несколько процессов одновременно. Каждый процесс представляет собой определенную последовательность отдельных элементарных операций, часть из которых может выполняться параллельно разными элементами (ресурсами) системы.
Приведение описаний варианта облика системы во взаимное соответствие
Приведение описаний варианта облика системы во взаимное соответствие включает:
¾ сопоставление описаний (структурного, функционального, информационного, параметрического);
¾ приведение названных описаний во взаимное соответствие;
¾ объединение названных описаний.
Оценка эффективности вариантов и принятия решения о выборе облика новой системы
Решение данной задачи включает:
¾ определение значений выбранных показателей эффективности каждого исследуемого варианта облика создаваемой системы;
¾ сравнительную оценку эффективности, которая производится в соответствии с заданным правилом предпочтений и установленным критерием;
¾ принятие решения о выборе наилучшего варианта облика системы.
После выбора окончательного варианта облика системы уточняется критерий эффективности системы, формируется исходный вариант значений показателей системы управления и производится повторная процедура синтеза системы, которая приобретает каждый раз все большую определенность.
Разработка требований к системе управления
Для искусственных систем организационного или эрготического (человеко-машинного) типа четко сформулировать цель очень сложно, поэтому она вырабатывается в виде количественно-качественных требований к существенным свойствам системы, определяющим ситуацию или область ситуации в n-мерном пространстве, которая должна быть достигнута при функционировании системы (величина п обуславливается количеством выделенных существенных свойств объекта).
Требования формируются в виде показателей (количественные) и характеристик (качественные). Как правило, требования задаются в виде ограничения на допустимые пределы значений показателей.
Разработка требований производится в процессе решения всех перечисленных выше задач. Общие требования к системе управления документально оформляются, а затем уточняется отдельные требования к ее элементам, включая элементы, выделяемые при морфологическом (структурном), функциональном, информационном и параметрическом описании системы.
Разработка программ реализации требований к системе управления
Обычно, программа или план реализации требований включает:
¾ перечень целей и задач (заданий) исполнителям (ответственным за создание системы управления развернутых во времени, взаимосвязанных по отношению к общей цели· создания новой системы и сбалансированных. по отношению к общей цели создания новой системы и сбалансированных по ресурсам);
¾ график (порядок) обеспечения исполнителей ресурсами (информационными, материальными; энергетическими и др.). Сбалансированность по ресурсам означает, что не даются задачи, не обеспеченные ресурсами, и что произведено рациональное распределение ограниченных ресурсов между всеми исполнителями.
Реализация разработанных требований к системе управления
Целью задачи является реализация разработанных требований к системе управления в заданные сроки в соответствии с Разработанной программой. Процесс непосредственного создания новой системы управления очень сложный.
Рассмотрим этапы реализации разработанных требований к человеко-машинной (эргатической) системе управления. Условно можно выделить следующие этапы реализации разработанных требований:
¾ моделирование (математическое, физическое, сценарное) подсистем и систем в целом;
¾ макетирование системы;
¾ проектирование системы;
¾ конструирование системы;
¾ изготовление системы;
¾ испытание системы;
¾ оценка путей модернизации;
¾ возвращение к анализу замысла создания системы и перспектив его развития в связи с созданием новой системы.