Дидактическая единица: Общественное производство и экономические отношения.
Общие положения
В приведенных ниже типовых задачах жирным шрифтом выделено рекомендуемое оформление их решения.
Часть 1. Микроэкономика
1.Дидактическая единица: Предмет и метод экономической теории.
Знать содержание терминов - экономия, политическая экономия, экономикс, микроэкономика; макроэкономика; абстракция (абстрагирование); анализ; синтез; индукция; дедукция; нормативный анализ; позитивный анализ; математический анализ; статистический анализ; экономический закон; экономическая модель.
Дидактическая единица: Этапы развития экономической теории.
Знать содержание терминов - меркантилизм; школа физиократов; классическая политическая экономия; марксизм; маржинализм; неоклассическая школа; кейнсианство; монетаризм; институционализм.
Дидактическая единица: Общественное производство и экономические отношения.
Знать содержание терминов - традиционная экономика; рыночная экономика; командная экономика; смешанная экономика; натуральное производство и его основные черты; товарное производство и его основные черты; экономические отношения собственности; юридические отношения собственности; пучок правомочий Оноре; частная собственность; государственная собственность; национализация; приватизация.
Дидактическая единица: Функционирование фирмы.
Знать содержание терминов - производственная функция фирмы, график изокосты, график изокванты, краткосрочный период времени, долгосрочный период времени, переменные факторы производства, постоянные факторы производства, закон убывающей отдачи переменного фактора производства, предельный продукт переменного фактора производства, средний продукт переменного фактора производства, издержки фирмы в краткосрочном периоде и их графики (постоянные издержки, переменные издержки, общие издержки, средние постоянные издержки, средние переменные издержки, средние общие издержки, предельные издержки), долгосрочные средние издержки производства и отражение на их графике эффектов масштаба производства (постоянной отдачи, возрастающей отдачи, снижающейся отдачи).
Типовая задача 7.1. Предприниматель изготовил и реализовал 50 тыс. штук продукции, потратив на оплату сырья 50 тыс. руб., аренду офиса 40 тыс. руб., заработную плату рабочих 80 тыс. руб., служащих 20 тыс. руб. Определите:
1) средние постоянные издержки фирмы; 2) средние переменные издержки фирмы; 3) средние общие издержки.
Решение
1. Средние постоянные издержки рассчитываются по формуле:
AFC = постоянные издержки FC / объем производства Q
К постоянным издержкам в данной задаче относятся расходы на аренду офиса, так как их величина не зависит от объема выпуска.
FC = 40 тыс. руб.
Q = 50 тыс. шт.
AFC = 40000 / 50000 = 0,8 руб. / шт.
2. Средние переменные издержки рассчитываются по формуле:
AVC = переменные издержки VC / объем производства Q
К переменным издержкам в данной задаче относятся расходы фирмы на оплату сырья и заработную плату рабочих и служащих, так как они зависят от объема выпуска.
VC = 50 тыс. руб. +80 тыс. руб. + 20 тыс. руб. = 150 тыс. руб.
AVC = 150000 / 50000 = 3 руб. / шт.
3. Средние общие издержки фирмы могут быть рассчитаны по формуле:
AТC = AFC + AVC
AТC = 0,8 + 3 = 3,8 руб./ шт.
Средние общие издержки фирмы также могут быть рассчитаны по формуле:
AТC = (FC + VC) / Q. Соответственно, AТC = (40 тыс. руб. + 150 тыс. руб.) / 50 тыс. шт. = 190 тыс. руб. / 50 тыс. шт. = 3,8 руб. / шт.
Общие положения
В приведенных ниже типовых задачах жирным шрифтом выделено рекомендуемое оформление их решения.
Часть 1. Микроэкономика
1.Дидактическая единица: Предмет и метод экономической теории.
Знать содержание терминов - экономия, политическая экономия, экономикс, микроэкономика; макроэкономика; абстракция (абстрагирование); анализ; синтез; индукция; дедукция; нормативный анализ; позитивный анализ; математический анализ; статистический анализ; экономический закон; экономическая модель.
Дидактическая единица: Этапы развития экономической теории.
Знать содержание терминов - меркантилизм; школа физиократов; классическая политическая экономия; марксизм; маржинализм; неоклассическая школа; кейнсианство; монетаризм; институционализм.
Дидактическая единица: Общественное производство и экономические отношения.
Знать содержание терминов - традиционная экономика; рыночная экономика; командная экономика; смешанная экономика; натуральное производство и его основные черты; товарное производство и его основные черты; экономические отношения собственности; юридические отношения собственности; пучок правомочий Оноре; частная собственность; государственная собственность; национализация; приватизация.