Вопрос 1. Определение организации работ. Особенности организации работ в дорожной отрасли
Под организацией работ понимают разработку и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих своевременную подготовку производства, выбор и обоснование потребности материальных, технических и трудовых ресурсов, их взаимодействие, рациональное распределение по периодам и объектам, эффективное использование и перемещение в процессе производства работ .
Особенности оргшанизации работ в дорожной отрасли :
– Организация производственной базы, включающей предприятия по производству полуфабрикатов и изделий, карьеры, склады открытого и закрытого хранения материалов, подразделения, обеспечивающие подсобное производство электроэнергией, водой, паром, сжатым воздухом и т.д. Проектируется организация работ непосредственно на объектах производственной базы и обеспечивается согласованность основного и подсобного производства
– Линейная неоднородность объемов земляных работ; изменение конструкций дорожных одежд в зависимости от наличия местных материалов; разнородность объектов (мосты, путепроводы, трубы, ливневая канализация). Эти обстоятельства заставляют менять интенсивность потребления ресурсов и темпы работ.
– Подвижной характер производства (перемещение строительной площадки, людей, материалов, техники, производственных баз, складов и т.д.). В ряде случаев осложняется организация быта (питания, отдыха) рабочих и специалистов, возникают дополнительные потери времени и затраты на доставку людей к местам производства работ.
– Растянутость дорожного строительства на десятки и сотни километров, частые изменения мест производства работ снижают возможности маневров дорожной техники, затрудняют ее техническое обслуживание и ремонт.
– Технология дорожно-строительных работ коренным образом меняется в различные сезоны года. Отдельные виды работ в зимних условиях практически невыполнимы или могут выполняться с существенным удорожанием. Изменение перечня выполняемых работ и технологий обязательно вызывают изменение в организации всего комплекса. Одной из главных задач совершенствования организации производства является переход от сезонного производства работ к круглогодичному, с более равномерным использованием ресурсов.
– Дорожное производство характеризуется большими объемами разнообразной транспортной работы. Организацию работ усложняют смешанные перевозки материалов по железной дороге (водным путем) с перевалкой на автомобили, создание промежуточных складов материалов, непрерывное изменение дальности возки и соответственно изменение потребности в количестве транспортных средств.
Вопрос 2. Организационно-технологическая подготовка (ОТП) дорожной организации к строительству, функции Застройщика (Заказчика), Подрядчика
Общее ведение строительства осуществляет лицо, получившее разрешение на строительство – застройщик. Разрешение на строительство – документ, удостоверяющий право собственника объекта осуществить застройку земельного участка. Разрешение выдается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Базовыми функциями застройщика являются:
– получение разрешения на строительство;
– получение права ограниченного пользования соседними земельными участками на время строительства (сервитутов);
– привлечение для осуществления работ исполнителя (подрядчика);
– обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке;
– привлечение авторского надзора проектировщика;
– извещение о начале работ органов государственного контроля (надзора);
– обеспечение безопасности работ на строительной площадке для окружающей среды и населения;
– обеспечение безопасности законченного строительством объекта для пользователей;
– принятие решения о вводе объекта в эксплуатацию.
При подрядном способе взаимоотношения заказчика и подрядчика определяются договором строительного подряда (контрактом).
В течение строительства ответственность за безопасность действий на строительной площадке несет подрядчик.
Заказчик передает исполнителю проектную документацию:
– утверждаемую часть, в т.ч. ПОС;
– рабочую документацию на весь объект или определенные этапы.
В функции заказчика входит:
Отвод земель для строительства и во временное пользование;
Переселение жителей из зоны сноса.
Вынос геодезической разбивочной основы.
Функции подрядчика на стадии ОТП:
А. До начала работ на стройплощадке: обеспечение кадрами (прием, обучение); подготовка средств механизации, транспорта, ремонт; обеспечение строительства водой, электроэнергией.
Б. Подготовительные работы на строительной площадке: восстановление и закрепление трассы; Перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов, коллекторов; Снос и перенос зданий и сооружений; Расчистка дорожной полосы и территорий, отведенных под притрассовые карьеры и резервы; Подготовка и усиление сети временных дорог, намеченных к использованию в период строительства; Строительство временных жилых поселков, решение вопросов размещения и доставки строителей к местам производства работ; Оборудование связи между управлением и производственными участками для оперативного управления. Составление ППР; Создание на объектах необходимых запасов материалов; Перебазирование техники.
Вопрос 3.Основные документы по проектированию организации работ на стадии подготовки к строительству в дорожной отрасли. Требования к составлению проектов организации строительства в соответствии со СНИП 12-01-2004.
Проектирование организации работ на стадии подготовки к строительству: реализуется в виде следующих основных документов: ПОС, ППР, ПОР.
ПОС - раздел технорабочего проекта, составляется проектной организацией, утверждается вместе с проектом гл. инженером проекта.
ПОС содержит:
– мероприятия по обеспечению прочности и устойчивости сооружений;
– решения по организации транспорта, водоснабжения, энергоснабжения, связи, осуществление строительства в сложных природных условиях;
– ситуационный план строительства;
– условия использования и восстановления территорий, определенных сервитутами;
– календарный план строительства с учетом сроков действия сервитутов;
– перечень работ, подлежащих оценке в соответствии с техническими регламентами;
– сроки выполнения сезонных (незавершенных работ), порядок их приемки;
ПОС разрабатывается на весь объект и весь период строительства, используется для составления смет, определения капиталовложений в строительство.
Подрядчик осуществляет входной контроль передаваемой проектной документации.
ППР составляет подрядная организация, утверждает гл. инженер подрядной организации. ППР уточняет и детализирует ПОС. Дополнительные вопросы: детализация технологии, привязка к местным условиям.
Состав ППР: детализированный генплан, ведомости объемов, календарные планы, графики движения машин и транспорта, графики поставок ДСМ, технологические карты, рабочие чертежи временных зданий, указания по ТБ, охране труда, контролю качества, пояснительная записка с ТЭП.
Специальные разделы ППР специфичны для разных условий: в северных районах - внимание к зимним работам, в болотистых районах - организация бесперебойного движения построечного транспорта. Подвоз материалов - в горной местности. Пропуск движения - в условиях города. Диспетчерское управление - специальный раздел ППР.
ПОР - документация по организации работ при подготовке строительной организации к строительству.
Пор включает: календарный план (сводный) на годовую (или двухлетнюю программу) с установлением последовательности и сроков поточного выполнения работ на объектах, их взаимной увязки, с целью достижения полной загрузки и ритмичной работы производственных подразделений;
Ведомость (сводная) поставки материалов, потребности техники, работы подсобных производств в увязке с работой производственных подразделений.