Кафедра Экономика и управление дорожным хозяйством
Факультет Автомобильные дороги и мосты
Кафедра Экономика и управление дорожным хозяйством
Материалы для подготовки
к междисциплинарному экзамену
По специальности 270205 – Автомобильные дороги и аэродромы
По кафедре Экономика и управление дорожным хозяйством
Раздел 1: «Основы экономики отрасли»
Раздел 2: «Основы предпринимательской деятельности»
Раздел 3: «Организация и управление производством в дорожной отрасли»
Омск-2009 г.
Экзаменационные вопросы и ответы подготовили преподаватели кафедры «Экономика и управление дорожным хозяйством» СибАДИ.
Раздел 1. «Основы экономики отрасли» – проф., д.т.н. Боброва Т.В., доцент, к.т.н. Кабанов Н.В.
Раздел 2. «Основы предпринимательской деятельности» – ст. преподаватель Цырульникова А.Б.
Раздел 3. «Организация и управление производством в дорожной отрасли» – проф., д.т.н. Боброва Т.В.
Вопросы и ответы составлены под руководством и общей редакцией зав. каф. ЭУДХ Бобровой Т.В.
Вопросы и краткие варианты ответов
Раздел 1: Основы экономики отрасли
Вопрос 1. Закон об автомобильных дорогах и его цели. Понятие дорожной деятельности. Планирование дорожной деятельности.
Федеральный закон № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона (ФЗ) распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Целями ФЗ №257 являются:
1) определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований;
2) совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности;
3) обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния;
4) содействие внедрению перспективных технологий и стандартов в области дорожной деятельности;
5) обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке работ и (или) услуг при осуществлении дорожной деятельности;
6) улучшение инвестиционного климата в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;
7) обеспечение интеграции автомобильных дорог в международную транспортную сеть.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Вопрос 8. Порядок формирования договорной цены на строительную продукцию. Понятие инвесторской сметы, сметы подрядчика, открытой и твердой договорной цены
Формирование договорных цен на строительную продукцию реализуется на конкурсной основе при проведении подрядных торгов. При этом рекомендуется составлять следующие виды смет:
· При разработке предпроектной и проектно-сметной документации - инвесторские сметы;
· На основе подготовленной инвестором тендерной документации, данных об объемах работ и потребности в ресурсах подрядчик составляет свою смету в текущем уровне цен. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся у данной подрядной организации.
Определение стоимости строительной продукции осуществляется (заказчиком) и подрядчиком в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство или капитальный ремонт объекта.
Договорные цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства или твердыми (окончательными).
В дорожной отрасли
Комбинированные методы
Вопрос 5. Графическое отображение организации работ с разными темпами специализированных потоков. Расчет начального задела. Пример графика с круглогодичной организацией работ.
Расчет текущего задела (начального)
( V2 >V1) - темпы потоков
Знач = t нач * V1
tнач = D1 + tк - D2
Вопрос 9. Виды транспортных работ. Расчет потребности автомобилей для обеспечения заданного темпа работ в потоке. Примеры выравнивания эпюр потребности автомобилей.
Транспортные работы призваны обеспечивать запланированные темпы работ, но иногда наличие транспортных средств служит ограничением темпа работ. Внешний транспорт: вне района строительства - ж/д, водный
Роль дорожных организаций: договора с согласованием возможных сроков и объемов поставок, разгрузка, создание запасов.
Внутренние перевозки: в районе строительства. Автомобильный транспорт, собственный и привлеченный. Перевозки выполняются по графикам, составленным подрядной организацией в соответствии с потребностями строительного процесса.
Основные задачи:
1.Определение потребности в автомобилях для обеспечения сменного темпа производства работ.
2.Определение темпа работ при заданном постоянном количестве автомобилей.
3.Способы выравнивания потребности в автомобилях при производстве работ.
|
Т Т
Вывозка в притрассовые склады зимой
Т Т
L Nавт
склад1 склад2
Вид эпюры потребности транспорта при строительстве летом
Т Т
∆1 ∆2 L Nавт
Вопрос 10. Этапы управления производственной программой организации. Показатель ритмичности использования трудовых ресурсов в подсистемах дорожного производства. Определение трудоемкости ручных и механизированных работ для выполнения программы.
Управление производственной программой включает стадии:
· формирование программы;
· распределение программы по плановым периодам года и подразделениям;
· расчет календарно-плановых нормативов потребности ресурсов.
Показатель ритмичности производства отражает внутреннюю динамику использования трудовых ресурсов и техники в дорожном производстве. Коэффициент ритмичности производства Крп рассчитывают по формуле
Крп = 1-`О / Рj рав ,
здесь `О-среднее арифметическое значение отклонения от равномерного уровня трудовых затрат, `О рассчитывают по формуле
n
`О = å Oj /n
j=1
где Оj – величина отклонения от равномерного уровня трудовых затрат в j-м интервале (месяце или квартале года), определяемая как Оj = Рj - Pjрав ; Рj -уровень трудовых затрат (плановых или фактических) в j-м интервале; n-количество интервалов; Рjрав -уровень трудовых затрат в j-м интервале при их равномерном использовании в плановом периоде.
Значения Рj и Рjрав могут измеряться в долях единицы, в % или натуральных показателях, например, чел.-ч, маш.-ч и т.д. В совокупный показатель, характеризующий трудовые затраты, включается нормативная трудоемкость всех видов работ основного производства, подсобных и вспомогательных производств.
Расчет трудозатрат:
TO(in) = V(in) * to(i);
TR(in) = V(in) * tr(i);
TM(in) = V(in) * tm(i),
где TO(in), TR(in), TM(in) - потребность трудозатрат соответственно общая, рабочих на ручных работах, механизаторов для i-го вида работ в n-м интервале; to(i), tr(i), tm(i) - норма трудозатрат, чел.-ч, соответственно общая, рабочих на ручных работах, механизаторов для i-го вида работ; V(in) - объем i-го вида работ в n-м интервале
Список литературы
для подготовки к междисциплинарному экзамену
Факультет Автомобильные дороги и мосты
Кафедра Экономика и управление дорожным хозяйством
Материалы для подготовки
к междисциплинарному экзамену