Раздел 1. Теоретические основы производственного менеджмента

I. Аннотация

1. Наименование дисциплины (или модуля) в соответствии с учебным планом

Производственный менеджмент

2. Цель и задачи дисциплины (или модуля)

Целью освоения дисциплины (или модуля) является: овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в области принятия управленческих решений, связанных с производственной (операционной) деятельностью предприятий.

Задачами освоения дисциплины (или модуля) являются:

- изучение теоретических основ управления производственной (операционной деятельностью) предприятий и организаций производственной сферы и сферы услуг;

- освоение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в сфере управления производственной (операционной деятельностью) предприятий;

- овладение методами анализа и синтеза в сфере управления производственной (операционной деятельностью) предприятий;

- получение навыков использования широкого спектра методов и средств принятия решений в области производственного менеджмента, в том числе на базе современных информационных технологий.

3. Место дисциплины (или модуля) в структуре ООП

Дисциплина «Производственный менеджмент» относится к базовой части учебного плана по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. Преподавание данной дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: Теория организации, Стратегический менеджмент, Инвестиционный менеджмент и др. Изучение дисциплины «История» является основой для таких последующих дисциплин как: Управление проектами, Управление персоналом/Управление офисом и др.

4. Объем дисциплины (или модуля):

5 зачетных единиц,108 академических часов, в том числе

контактная работа:лекции 36 часов, практических занятий 54 часа, самостоятельная работа:54 часа.

5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (или модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты освоения образовательной программы (формируемые компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине (или модулю)
Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3) Знать: - знать базовые экономические понятия (спрос, предложение, цена, стоимость, товар, деньги, доходы, расходы, прибыль, риск, собственность, управление, рынок, фирма, государство), объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов (законы спроса и предложения, принципы ценообразования, принцип ограниченной рациональности, принцип альтернативных издержек, принцип изменения ценности денег во времени); - знать основные виды финансовых институтов (банк, страховая организация, брокер, биржа, негосударственный пенсионный фонд, центральный банк, агентство по страхованию вкладов, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, ломбард) и финансовых инструментов (банковский вклад, кредит, договор страхования, акция, облигация, пластиковая карта, индивидуальный инвестиционный счет), основы функционирования финансовых рынков; - знать сущность и составные части издержек производства, источники и способы оптимизации издержек и прибыли фирм; - знать основы ценообразования на рынках товаров и услуг; - знать условия функционирования национальной экономики, понятие и факторы экономического роста; - знать состав, структуру и способы расчета основных показателей результатов национального производства (валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, личный доход). Уметь: - уметь использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; - уметь искать и собирать финансовую и экономическую информацию (цены на товары, валютные курсы, процентные ставки по депозитам и кредитам, уровень налогообложения, уровень зарплат при поиске работы); - уметь анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов (сравнивать предлагаемые товары и услуги в координатах «цена – качество», предложения по депозитам, кредитам, другим финансовым продуктам, адекватность валютных курсов, предложения по зарплате); - уметь оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для личных финансов; - уметь решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием (рассчитать процентные ставки, оценить целесообразность взятия кредита с точки зрения текущих и будущих доходов и расходов, оценить эффективность страхования); - уметь осуществлять постановку целей и формировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций (анализировать организационную структуру, разрабатывать предложения по её совершенствованию, организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач). Владеть: - владеть методами экономического планирования (бюджетирование, оценка будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов, управление рисками, применение инструментов защиты прав потребителя финансовых услуг); - владеть методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль), а также методами разработки комплекса маркетинга, современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.
Владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организации (ОПК-6) Знать: - методы принятия управленческих решений; - основы операционной (производственной) деятельности. Уметь: - принимать решения в управлении операционной (производственной) деятельностью организации. Владеть: - технологией принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
Владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений (ПК-8) Знать: - документы в управлении операционной деятельностью Уметь: - документально оформлять решения в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений Владеть: - технологиями документального оформления решения в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений
Способность оценивать воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9) Знать: - экономические основы поведения организаций; - структуру рынков и конкурентной среды отрасли. Уметь: - оценивать воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления; - выявлять и анализировать рыночные и специфические риски; - анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса. Владеть: - методиками оценки влияния внешней среды на организацию; - методиками анализа поведения потребителей.
Умение применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыки управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета (ПК-14) Знать: - основные принципы и стандарты финансового учета; - учетную политику и финансовую отчетность организации - основы управления затратами. Уметь: - применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации; - управлять затратами и принимать решения на основе данных управленческого учета; Владеть: - принципами стандартами финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации; - технологиями управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета.




6. Форма промежуточной аттестации –экзамен.

7. Язык преподаваниярусский.

II. Содержание дисциплины (или модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

1. Для студентов очной формы обучения

Учебная программа –наименование разделов и тем   Всего (час.)   Контактная работа (час.) Самостоятельная работа (час.)
Лекции Практические (лабораторные) работы
Тема 1. Сущность производственного менеджмента
Тема 2. Характеристика общей и производственной структуры предприятия
Тема 3. Производственный менеджмент на начальном этапе жизненного цикла изделия
Тема 4. Стратегия процессов организации
Тема 5. Стратегия размещения в производственном менеджменте
Тема 6. Управление запасами
Тема 7. Производственное планирование
Тема 8. Оперативное планирование производства
Тема 9. Организация поточных производств
Тема 10. Техническое обслуживания производства
Тема 11. Транспортно-складское обслуживание производства
ИТОГО
Контроль      

2. Для студентов заочной формы обучения

Учебная программа –наименование разделов и тем   Всего (час.)   Контактная работа (час.) Самостоятельная работа (час.)
Лекции Практические (лабораторные) работы
Тема 1. Сущность производственного менеджмента
Тема 2. Характеристика общей и производственной структуры предприятия
Тема 3. Производственный менеджмент на начальном этапе жизненного цикла изделия 16,5 0,5
Тема 4. Стратегия процессов организации 15,5 0,5
Тема 5. Стратегия размещения в производственном менеджменте 14,5 0,5
Тема 6. Управление запасами 14,5 0,5
Тема 7. Производственное планирование
Тема 8. Оперативное планирование производства 14,5 0,5
Тема 9. Организация поточных производств
Тема 10. Техническое обслуживания производства 14,5 0,5
Тема 11. Транспортно-складское обслуживание производства
ИТОГО
Контроль      

Содержание разделов и тем по дисциплине

Тема 6. Управление запасами

Сущность и виды запасов. Решения в управлении запасами при независимом спросе: оптимальный объем заказа, точка заказа, страховой запас.

Системы управления «независимыми» запасами: с фиксированным объемом заказа, с фиксированным периодом времени между заказами.

Задачи в процессе планирования зависимых производственных запасов при зависимом спросе. Системы планирования потребности в ресурсах: MRP, MRP-2, ЛT.

Системы учета в управлении запасами. ABC-анализ как инструмент анализа запасов и выбора системы управления запасами.

Тема 7. Производственное планирование

Задачи и виды производственного планирования.

Сущность агрегатного планирования. Место агрегатного планирования в системе производственного планирования и его задачи.

Понятие производственной программы и ее структура. Процесс формирования производственной программы. Способы согласования объемов производства и спроса (сбыта) при формировании производственной программы.

Методы агрегатного планирования. Техника дезагрегирования в агрегатном планировании.

Тема 8. Оперативное планирование производства

Задачи оперативного планирования и место в системе производственного планирования. Типы систем оперативного планирования и их характеристика.

Назначение и виды расписаний в производственном менеджменте.

Составление расписаний для индивидуальных процессов: расписания в управлении проектами, графики Гантта, сетевые графики.

Оперативное планирование серийного производства: характеристики системы.

Творческих работ (эссе)

Эссе – самостоятельная, авторская письменная работа студента, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Цель эссе - развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Требования, предъявляемые к эссе

Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц.

Эссе должно содержать четкое и краткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Особенности эссе:

- наличие конкретной темы или вопроса;

- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

- небольшой объём;

- внутреннее смысловое единство.

Структура эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

- мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

- мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.

Вступление – суть и обоснование выбора темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ.

Основная часть - ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

Заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы.

Сборник кейсов, тестов и других видов заданий по изучаемой дисциплине представлены в Фонде оценочных средств по дисциплине, которые размещены локальной сети факультета управления социологии по адресу: г. Тверь, Студенческий пер., д.12, кор. «Б».

IV.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (или модулю)

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине разработан на основе карт компетенций (Приложение 1). Подробный перечень оценочных средств сформирован и находится в локальной сети факультета управления социологии по адресу:г. Тверь, Студенческий пер., д.12, кор. «Б».

V. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (или модуля)

а) Основная литература:

1. Организация производства и менеджмент (Производственный менеджмент). Шубина Н.Н. Учебно-методическое пособие / Н. Н. Шубина, В. В. Ленина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Пермский нац. исследовательский политехнический ун-т". Пермь, 2012.

2. Концептуальные подходы к сбалансированному управлению преобразованиями в производственном менеджменте. Воробьев И.Н.

Управление инновациями: теория, методология, практика. 2013. № 6. С. 59-63.

3. Ресурсосбережение в системе производственного менеджмента. Волков А.В., Панченко А.И. Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 1. С. 198-199.

б) Дополнительная литература:

1. Бакальская, Е., Дуванова, Е. Устойчивость торговых предприятий: теоретический и практический аспекты// Проблемы теории и практики управления. – 2012. - №12. – с.92

2. Баландина, Т., Быченко, Ю. Совершенствование организационной культуры на российских предприятиях.//Проблемы теории и практики управления. – 2010.- №10.-С.79

3. Билаева, О., Предводителева, М. Управление организациями сферы услуг: формирование сервисной системы.//Проблемы теории и практики управления. – 2011.- №8.- С.111

4. Блинов, А., Захаров, В., Захаров, И. Социальные проблемы трансофрмации предприятия// Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 8. – С.79

5. Болотин, А., Чегис, А. Моделирование управления девелоперским предприятием: системный подход.//Проблемы теории и практики управления. – 2012.- №10. –С.96

6. Бучнев, О., Емелин, М., Калинин, В. Стратегические показатели ОАО «Газпром»: основные результаты и актуальные направления исследований.// Проблемы теории и практики управления.- 2010.- №7.- С.102.

7. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник/В. Р. Веснин.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект, 2013.-502 с.:табл.

8. Галушкина А. Оценка финансовой устойчивости промышленного предприятия// Проблемы теории и практики управления. – 2012. - №10. – С.54

9. Герчикова, Ирина Никоновна. Менеджмент=Management: Учеб. для студентов экон. специальностей вузов /И. Н. Герчикова.-3-е изд./перераби доп.-М.:ЮНИТИ,2011.-501 с.

10. Гилева Т., Исмагилова Л. Компетентностно-ориентированный подход к формированию стратегии развития предприятия.//Проблемы теории и практики управления.- 2012. - №9. - С.106.

11. Гоберман, В.А. Основы производственного менеджмента: моделирование операций и управленческих решений:учеб.пособие/В. А. Гоберман, Л. А. Гоберман.-М.:Юристъ, 2011.-333 с.:ил., табл.-(Homo faber).

12. Гонов, А. Организация управления на промышленных предприятиях: современные тенденции// Проблемы теории и практики управления. – 2010. - №9. – С.112

13. Горелик, Ольга Михайловна. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений:учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 351400 "Прикладная информатика (по областям)" и др. междисциплин. специальностям/О. М. Горелик.-М. :Кнорус, 2013.-269, [1] с.:ил., табл.;21 см.

14. Гороховицкая, Т. Управление организационно-техническим уровнем парка технологического оборудования на предприятии.//Проблемы теории и практики.- 2012. -№7. -С. 112

15. Гусев, А. Недостатки систем управления как одна из причин несостоятельности сельхозпредприятий.//Проблемы теории и практики управления.- 2013.-№7.- С.108.

16. Денисов, А., Левин, М. Подходы к организации конструкторско-технической подготовки производства// Проблемы теории и практики управления. – 2013. - №7. – 2008.- С.52

17. Джурабаев, К.Т. Производственный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов/К. Т. Джурабаев, А. Т. Гришин, Г. К, Джурабаева.-М.:КНОРУС, 2012.-405, [1] с. : ил., табл.

18. Дресвянников, В., Лосева, О. Стратегическое управление процессами функционирования, совершенствования и развития предприятия.// Проблемы теории и практики управления. - 2013.-№8. - С.93

19. Дудорин Василий Иванович. Управление экономикой:учеб. пособие для студентов и слушателей ин-тов повышения квалификации экон. вузов, обучающихся специальности "Менеджмент"/В.И.Дудорин.-М.: Экзамен, 2013.-477 с.: ил., табл.-(Учебник для вузов).

20. Зарницина К. Управление проектами на предприятии: оценка эффективности// Проблемы теории и практики управления. – 2012. - №7. – С.106

21. Зинина Л., Ефремова, Л. Информационно-аналитическое обеспечение менеджмента предприятия// Проблемы теории и практики управления. – 2013. - №2. – с.87

22. Зинина Л., Бурлакова, О. Производство конкурентноспособной сельскохозяйственной продукции: формирование стратегии развития// Проблемы теории и практики управления. – 2012. - №8. – с.112

23. Калюгина С. Социальная сфера предприятия: вопросы стратегического управления// Проблемы теории и практики управления. – 2008. -№9.- С.97

24. Катков Е. Подготовка решений в процессе обоснования и внедрения нововведений на машиностроительных предприятиях// Проблемы теории и практики управления. – 2012. - №7. – С.69

25. Кравченко К. Особенности управления крупными промышленными компаниями.// Проблемы теории и практики управления.- 2013. -№ 11.- С.25.

26. Красильников С. Антикризисные очаги и их влияние на политику предприятий// Проблемы теории и практики управления. – 2011. - №11. – С.67

27. Кудалиева Л., Рахаев Б., Узденова Ф. Управление капиталом на уровне предприятия.//Проблемы теории и практики управления. – 2011. -№ 12. – С.110

28. Кузнецов А., Кувшинов Б., Ширяев В. Оценка качества управления в задачах ранжирования предприятий// Проблемы теории и практики управления.- 2011. - №12.-С.73

29. Кузнецова З. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой6 пути стимулирования.// Проблемы теории и практики управления. – 2012. -№10. - С.106.

30. Лаврентьев В.Технологическая модернизация организационной структуры и функций интегрированных наукоемких предприятий. // Проблемы теории и практики управления. – 2013. - №10. – С.107

31. Луганова Е. Стратегическое управление предприятием: внешние и внутренние факторы/ / Проблемы теории и практики. Управления. – 2013. - №9. –С.90

32. Макаренко, М.В. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов/М.В. Макаренко, О. М. Махалина.-М.:ПРИОР, 2006.-383 с. : табл.

33. Марюта А. Пути повышения эффективности финансово-экономического управления предприятиями и их конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления.- 2008. - №8. – С.40

34. Мельник А. Повышение энергетической эффективности производства как важное направление развития отечественной экономики// Проблемы теории и практики управления. – 2010. - №12. – с.8

35. Менеджмент:Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям/[В. В. Томилов, Л. Н. Бабкина, Е. В. Песоцкая и др.]; Под ред В. В. Томилова; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов (ФИНЭК) .-М. : Юрайт, 2010.-590 с.:табл.

36. Мищенко, В.В. Организация менеджмента. Процессное вание и аналитическое планирование: учеб. пособие/В. В. Мищенко, С. А Локтев, И. С. Межов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Алт. гос. ун-т.-Барнаул:Алтайский гос. ун-т, 2010.-179 с.:ил., табл.

37. Неверов А. Роль реорганизации в превентивном антикризном управлении предприятием// Проблемы теории и практики управления. – 2010. - №9. – с.116

38. Невский Н. Бюджетирование как инструмент управления предприятием// Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №8. – с.102

39. Никитина Н. Антикризисное финансовое управление предприятием: исследование факторов внутренней и внешней среды/ /Проблемы теории и практики управления. – 2010.- №7. -С.91

40. Нифаева О. Концепция реструктуризации предприятия.// Проблемы теории и практики управления. -2011. -№9.- С.99.

VI. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (или модуля)

Современные подходы к образовательному процессу предполагают в полном объеме использовать интерактивные обучающие возможности ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

1. Справочная правовая система, некоммерческая версия Консультант Плюс - http://base.consultant.ru/

2. Информационно-правовой портал (законы и кодексы Российской Федерации) - http://www.garant.ru/

VII. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (или модуля)

1) Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Организуя свою самостоятельную работу по дисциплине студенты должны:

– выявить рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса, практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д.;

– ознакомиться с указанным в методическом материале по дисциплине (модулю) перечнем учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также с методическими материалами на бумажных и/или электронных носителях, выпущенных кафедрой своими силами и предоставляемые студентам во время занятий.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы по разделам и темам разработаны преподавателем и находятся в Фонде оценочных средств. Методические указания по их выполнению:

1. Работа с учебными пособиями.В ходе изучения дисциплины студентам в первую очередь необходимо использовать лекционные материалы, материалы презентаций и первоисточники (законодательные и нормативно-правовые акты), и только для получения дополнительной информации или разъяснения отдельных элементов темы рекомендуется использовать учебные пособия. При работе с учебными пособиями также необходимо осторожно относиться к образцам документов, приведенным в учебных пособиях, часто они не соответствуют требованиям современных стандартов.

2. Самостоятельное изучение темы.В ходе самостоятельного изучения материала студенты в обязательном порядке оформляют конспекты по изучаемой теме. Это необходимо для лучшего запоминания информации. Кроме того, материалы конспектов в дальнейшем будут использованы ими при подготовке к практическим занятиям, для решения кейсов и подготовки к зачету. Наличие у студентов конспектов по всем указанным темам дает возможность получить рейтинговые баллы. Студентам необходимо отразить в конспекте: основные понятия темы, раскрыть принципы и метода работы с документами в рамках конспектируемой темы.

Для наглядности и удобства запоминания материала студентам рекомендуется активно использовать при конспектировании схемы и таблицы.

3. Подготовка к практическим занятиям.В ходе подготовки к практическим занятиям студенты должны следовать методическим рекомендациям по работе с учебными пособиями. При подготовке к практикумам необходимо основное внимание уделить оформлению управленческих документов и связи документов с определенной управленческой ситуацией. Студенты должны понять, что документы в сфере управления представляют собой форму фиксации управленческих решений или форму обратной связи, обеспечивают управляемость объекта, являются основной формой деловой коммуникации.Часть вопросов выносится на обсуждение на занятиях. Одной из основных форм отчета студентов на занятиях является устный доклад или презентация.

4. Разработка тестов. Одной из форм контроля самостоятельной работы студента является самостоятельная разработка ими тестов по одной из изучаемых тем. В тестах необходимо использовать разные варианты вопросов (открытые, с выбором варианта), при составлении вопросов с вариантами ответа таких вариантов должно быть не меньше трех. Требования по составлению тестов формируются преподавателем.

5. Подготовка к зачету.При подготовке к промежуточной аттестации студенты также должны в первую очередь опираться на лекционный материал и на изученные НПА, а также на подготовленные в ходе самостоятельного изучения дисциплины конспекты. На зачете в первую очередь оценивается понимание студентом значения делопроизводства для организации системы управления как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и организаций.

Результаты самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента.

Требования к рейтинг-контролю

Рейтинг - интегральная накопительная оценка качества учебной работы студента по учебной дисциплине, изучаемой в течение семестра, учебного года, всего периода обучения в вузе, выраженная в баллах.

Прием зачета в соответствии с «Положением о рейтинговой системе обучения и оценки качества учебной работы студентов ТвГУ», утвержденного 28.05.2016 г.:

- Студент, набравший 50 баллов и выше, получает зачет по итогам работы в семестре.

- Студент, набравший от 20 до 49 баллов включительно, сдает зачет в последнюю неделю семестра.

- Студент, набравший меньше 20 баллов, получает оценку «незачтено»,которая выставляется в экзаменационной ведомости. Данному студенту разрешается пересдача зачета по направлению деканата на последней неделе семестра.

Прием экзаменов осуществляется в период экзаменационных сессий, в соответствии с «Положением о рейтинговой системе обучения и оценки качества учебной работы студентов ТвГУ» и графиком учебного процесса:

- Студенту, набравшему 50-54 балла, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в экзаменационной ведомости и зачетной книжке может быть выставлена оценка «удовлетворительно». При несогласии студента с оценкой он вправе сдавать экзамен на общих основаниях.

- Студенту, набравшему 55-60 баллов, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в графе экзаменационной ведомости «Премиальные баллы» может быть добавлено 15 баллов и выставлена экзаменационная оценка «хорошо». В каких-либо иных случаях добавление премиальных баллов не допускается. При несогласии студента с оценкой он вправе сдавать экзамен на общих основаниях.

- Студент, набравший от 20 до 49 баллов включительно, сдает экзамен.

- Студент, набравший меньше 20 баллов, получает оценку«неудовлетворительно», которая выставляется в экзаменационной ведомости. Данному студенту разрешается пересдача экзамена по направлению деканата в день экзамена по расписанию экзаменационной сессии.

VIII. Перечень педагогических и информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (или модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (по необходимости)

Современный образовательный процесс предусматривает использование разнообразных образовательных технологий обучения в том числе, информационных и электронных технологий обучения, активных и интерактивных технологий, дистанционных, сетевых форм обучения и т.д.

Информационные и электронные технологии обучения – образовательные технологии, использующие специальные технические и электронные информационные средства (ПК, аудио, кино, видео, CD, DVD или flash-карты).

При чтении лекций по всем темам активно используется компьютерная техника для демонстрации слайдов с помощью программного приложения Microsoft Power Point. На семинарских и практических занятиях студенты представляют презентации, подготовленные с помощью программного приложения Microsoft Power Point, подготовленные ими в часы самостоятельной работы.

Образовательная технология – система, включающая в себя конкретное представление планируемых результатов обучения, формы обучения, порядка взаимодействия студента и преподавателя, методик и средств обучения, системы диагностики текущего состояния учебного процесса и степени обученности студента.

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы

Вид учебной работы Образовательные технологии
Лекции - классическая лекция, в том числе с использованием мультимедийных презентаций; - проблемная лекция – в ней моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях; - лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах, презентациях и пр.); - лекция – консультация; - лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые слушатели должны отвечать непосредственно в ходе лекции; - лекция с применением дидактических методов (метод «мозговой штурм», метод конкретных ситуаций и т.д.), когда слушатели сами формируют проблему и сами пытаются ее решить и др.
Практические занятия 1) компьютерные симуляции, 2) разбор конкретных практических ситуаций, решение ситуационных задач, 3) выполнение практических работ: - ознакомительных, - экспериментальные, - проблемно-поисковые и др.

Методов обучения

Под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они должны быть направлены на повышение качества подготовки специалистов путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.).

Деятельные технологии включают в себя анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, контекстное обучение организацию профессионально-ориентированной учебно-исследовательской работ. Ведущая цель таких технологий – подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Ориентация при разработке технологий направлена на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению с которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

Кроссворд как форма рубежного контроля. В современной высшей школе существует немало приемов, способов и методов, побуждающих творческую активность студентов. Среди них, несомненно, достойное место занимает такой вид, как составление кроссвордов. Кроссворд – удобная форма активизации мышления студентов. В процессе подготовки кроссворда студенту необходимо тщательно прорабатывать теоретический и практический материал, обращаться не только к лекциям и учебникам, но и к дополнительной и справочной литературе. В ходе такой проработки и отбора материала студент, без сомнения, более глубоко усваивает уже полученный материал и приобретает дополнительную информацию, которая постепенно накапливается, формируя более высокий уровень знаний. В то же время нестандартная форма задания стимулирует нестандартный подход к выполнению данного задания, следовательно, активизируется не только познавательная деятельность, но и творческое начало будущих специалистов.

Целесообразно кроссворд использовать как форму рубежного контроля по окончании изучения материала модуля. В курсе освоения дисциплины составление тематических кроссвордов – удобная и эффективная форма рубежного контроля. Преимущества использования кроссвордов как формы рубежного контроля:

- повторение изученного материала с выходом на более глубокий уровень проработки;

- освоение студентами базовых понятий дисциплины;

- расширение активного словарного запаса;

- творческая и исследовательская работа;

- приобретение практических навыков правильного и точного формулирования вопросов и заданий;

- творческое отношение к заданию, с

Наши рекомендации