Научно-техническая политика и её основные элементы.

Государственная научно-техническая политика — это составляющая социально-экономической политики государства относительно формирования условий эффективного научно-технического развития страны, определения целей, направлений, форм ее осуществления.

Научно-техническая и инновационная политика государства имеют решающее влияние на социально-экономическое развитие, поскольку выступает как ведущий фактор повышения производительности общественного труда, влияет на структуру экономики, способствует конкурентоспособности национальной экономики, облегчает и оздоровляет условия труда. Основными целями государственной научно-технической и инновационной деятельности является:

•приумножение национального богатства на основе использования научно-технических достижений;

•создание условий для достижения высокого уровня жизни каждого члена общества, его интеллектуального развития;

•укрепление национальной безопасности на основе использования научно-технических достижений;

•создание условий для развития научно-технического творчества.

Динамичность НТП в решающей степени зависит от научно-технического потенциала и определяющей его состояние и развитие политики государства. Под научно-техническим потенциалом понимают ресурсы и возможности, которыми страна располагает для развития научно-технической сферы, и достигнутый здесь уровень.

Масштабы и уровень научного потенциала характеризуется такими параметрами, как величина затрат на науку и их доля в ВВП, численность занятых в научной сфере и оснащенность их труда основными фондами, структура затрат и научных кадров по отраслям науки, стадиям научно-исследовательского цикла и видам научных учреждений, информационное обеспечение научной деятельности, количество открытий и изобретений, их значимость и эффективность. Основными параметрами, характеризующими технический потенциал, являются объемы производства и применения прогрессивной техники, уровень механизации, автоматизации, электрификации, химизации в народном хозяйстве, сроки внедрения научно-технических достижений и др.

В структуре научно-технического потенциала выделяются несколько подсистем: кадровая, материально-техническая, информационная, организационная.

В условиях рыночной экономики регулирование научно-технической сферы осуществляется на основе принципа сочетания самоорганизации с государственным управлением. Свободные производители за собственный счет организуют исследования и внедряют их результаты, отвечая за последствия. Научная и научно-техническая деятельность осуществляется в конкурентной среде и подчиняется действию закона спроса и предложения. Однако в ключевые области вмешивается государство. Главными задачами такого вмешательства в научно-технической сфере являются концентрация ресурсов на общественно значимых направлениях, обеспечение единства действий, социальная ориентация НТП, интеграция страны в мировые процессы. Цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации их достижений определяются научно-технической политикой, которая является важнейшей составной частью социально-экономической политики. В РФ принят Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике", в соответствии с которым в разработке научно-технической политики участвуют органы государственной власти, научные организации, представители широких кругов научной и научно-технической общественности. Содержание научно – технической политики в настоящее время формируется на базе пакета документов, включающего «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на долгосрочную перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологии и техники на долгосрочный период», «Перечень критических технологий РФ». В Основах поставлена задача сформировать Национальную инновационную систему и повысить эффективность использования результатов научной и научно – технической деятельности. Главное содержание научно-технической политики составляют перечень приоритетных направлений НТП и система мероприятий по их поддержке государством. В настоящее время приоритетными направлениями в РФ являются социально ориентированные исследования и разработки, прорывные технологии, экологические и оборонные НИОКР. Важнейшими формами государственной поддержки научной, технической и экспериментальной деятельности выступают бюджетное финансирование и система экономических льгот.





ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НТП.

Особый акцент в научно-технической политике России делается на содержании инновационной деятельности. Последняя выступает в качестве одной из форм инвестиций, осуществляемых с целью применения достижений НТП в сфере материального производства и социальной сфере.

Государственная инновационная деятельность должна обеспечивать создание инновационно восприимчивой среды, содействовать формированию инновационной направленности в развитии страны. В связи с этим важнейшими задачами для экономики переходного периода являются:

· мобилизация инновационных ресурсов;

· переход к новой, ориентированной на потребителя инновационной системе;

· развитие научно-технического потенциала;

· формирование инфраструктуры нововведений.

Основой принятия государственных решений в научно-технической сфере являются прогнозирование и планирование.

Прогнозированиеразвития науки и техники в стране осуществляется через систему прогнозных документов, в которую входят: Комплексная программа НТП и его социально-экономических последствий на 20 лет, макроэкономический прогноз научно-технического развития на 10-15 лет, частные научно-технические прогнозы на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет.

Комплексная программа НТП является важнейшим прогнозным документом, в котором находят свое отражение приоритетные направления развития науки и техники, обосновываются практические мероприятия, обеспечивающие максимально возможное и эффективное применение научно-технических достижений.

Комплексная программа НТП предусматривает:

· рекомендации по динамике, структуре и перспективам использования научного и образовательного потенциала страны, на основе которых формируются приоритеты отдельных направлений НИиОКР;

· предложения по основным направлениям научно-технической политики, по формированию трудовых, материальных и финансовых ресурсов (именно в распределении ресурсов практически реализуется принцип приоритетности);

· обоснование хозяйственных, организационных и других необходимых предпосылок для ускорения НТП в избранных направлениях.

В Комплексную программу НТП входят предложения по разработке отраслевых и региональных научно-технических программ; обоснование народнохозяйственной значимости решения актуальных научно-технических проблем; характеристика основного содержания намечаемых технических сдвигов; требования к НИиОКР, к смежным областям развития науки и техники; оценка сроков и масштабов решения научно-технических проблем, затрат на их реализацию и внедрение, ожидаемого социально-экономического эффекта; рекомендации по материальному и организационному обеспечению научно-технических программ.

В макроэкономическом прогнозе научно-технического развития на 10-15 лет содержатся:

· технико-экономическая оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;

· выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;

· определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;

· варианты путей и средств решения этих задач; оценка социально-экономических последствий НТП.

При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях и иерархиях управления (народное хозяйство, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие, научно-техническая организация).

На макроэкономическом уровне частные научно-технические прогнозы включают следующие элементы:

1. Цели и задачи научно-технической политики, обобщающие показатели эффективности НТП, научно-технические программы, в том числе межгосударственные, их ресурсное обеспечение и народнохозяйственный эффект;

2. Развитие науки, техники, стандартизации и научно-технической инфраструктуры;

3. Международное научно-техническое сотрудничество: выполнение обязательств по международным программам и соглашениям, продажа и приобретение крупных комплексов лицензий и образцов новой техники, затраты и эффект;

4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации научно-технических кадров;

5. Финансирование НИиОКР из различных российских и зарубежных фондов, в том числе фондов фундаментальных исследований, инновационных фондов и других источников.

На отраслевом уровне частные научно-технические прогнозы предусматривают задания и мероприятия по выполнению научно-технических программ и контрактов, разработке и освоению производства новой конкурентоспособной техники, ресурсосберегающих технологий, новых материалов, широкому использованию открытий, крупных изобретений и лицензий, развитию научного и научно-технического потенциала, опытно-экспериментальной базы.

Если представить научно-технический прогресс через последовательно развивающиеся во времени стадии инновационного цикла, то задачи прогноза и выбор методов прогнозирования определяются их (стадий) спецификой. При этом достоверность прогнозных оценок, как правило, определяется путем сопоставления результатов, полученных путем применения нескольких методов прогнозирования.

В состав перспективных и текущих плановых документов на различных уровнях (иерархиях) управления, в случае их разработки, включаются специальные разделы, посвященные проблемам и перспективам использования достижений НТП в народном хозяйстве, которые содержат:

· выбор и обоснование наиболее перспективных и приоритетных направлений НТП, способных обеспечить многократное повышение производительности труда, качественно новый уровень ресурсосбережения;

· пути решения важнейших научно-технических проблем, этапы осуществления работ;

· перечень и состав государственных целевых научно-технических программ;

· сферу и масштабы применения достижений науки и техники в различных отраслях народного хозяйства.

Основным методом планирования НТП является программно-целевой метод. Он реализуется через систему государственных научно-технических программ, которые разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Составление научно-технических программ направлено на решение важнейших производственных, экологических, социальных и оборонных проблем.

Реформирование перспективного государственного регулирования НТП в условиях перехода к рынку связано с применением программно-целевой методологии. При таком подходе централизованные средства не распыляются между большим числом мероприятий, а концентрируются на упреждающем развитии приоритетных направлений НТП в соответствии с комплексным прогнозом. Государственные целевые научно-технические программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий, носят межотраслевой характер и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений.Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы. Перечень федеральных программ, порядок их разработки, выполнения и финансирования определяется Правительством России. Разработка и реализация отраслевых и региональных программ осуществляются соответствующими органами управления.

Схема предварительной проработки состава и содержания государственных научно-технических программ может быть представлена следующим образом: научно-техническая и технико-экономическая экспертиза проектов; конкурсный отбор; формирование государственного заказа на реализацию научно-технических проектов.

В соответствии с мировыми тенденциями и практикой, приоритетными направлениями научно-технического развития становятся наукоемкие технологии, способные обеспечить социальные потребности личности и общества, производство высококонкурентной продукции и услуг, экологическую безопасность. К ним относятся прежде всего аэрокосмические, информационные, лазерные, биотехнологии.

В России, применительно к особенностям экономики переходного периода, к приоритетным относятся следующие направления НТП:

· кардинально обновляющие научные представления в традиционных областях и направлениях науки;

· оказывающие существенное влияние на получение новых знаний в различных областях и направлениях научных исследований;

· открывающие реальные перспективы обновления и развития прикладных возможностей науки.

Переход к преимущественно экономическим методам государственного регулирования НТП означает возрастание роли центральных органов исполнительной власти в выборе стратегических направлений и основных пропорций НТП и их воздействие на научно-технические организации и предприятия в основном не через обязательные задания, а с помощью финансово-кредитной и ценовой политики.

Предприятия и научно-технические организации самостоятельно разрабатывают и утверждают прогнозно-плановые документы. Центральные экономические органы управления определяют как индикативные лишь обобщающие показатели результативности НТП: рост производительности труда и фондоотдачи, снижение материалоемкости и энергоемкости производства, повышение технического уровня производства и качества продукции; предлагают экономические и организационные меры для реализации важнейших технических новшеств, изобретений, лицензий, базовых технологий.

Предприятия и научно-технические организации предусматривают техническое перевооружение и реконструкцию производства. При этом устанавливаются экономические нормативы, налоговые, ценовые, таможенные и другие льготы, которые заинтересовывают производителей научно-технической продукции в заключении хозяйственных договоров (контрактов) и выполнении госзаказов.

Предприятия и научно-технические организации разрабатывают показатели по отдельным нововведениям (научно-техническим продуктам) и по организации в целом (развитие и использование научного и научно-технического потенциала, общеэкономическая и коммерческая эффективность инноваций, научно-технический и технико-экономический уровень производства и другие).

Наши рекомендации