Введение в интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность – есть собственность, полученная в результате творческой деятельности автора. Непосредственным результатом индивидуальной собственности является создание технических решений, а также материальных и художественных произведений. Все они имеют нематериальный характер.

Изобретатель машины, автор книги или композитор, так или иначе, обычно «владеют» своими произведениями. В мировой практике принято что, нельзя просто копировать или покупать копии произведений этих авторов без учета их прав.

Каждый раз, когда мы покупаем такие охраняемые предметы, часть того, что мы платим, возвращается владельцам как компенсация за время, деньги, усилия и мысли, которые они вложили в создание произведений.

Объектом интеллектуальной собственности в соответствии с национальными законами в области интеллектуальной собственности различными международными договорами могут быть:

Диски Образцы предметов Графические указания происхождения некоторых видов продукции
Исполнения Изображения Фирменные наименования
Трансляция Логотипы Промышленные способы
Видеокассеты Товарные знаки Химические формулы
Компьютерные игры Интегральные схемы Материалы
Программы для ЭВМ Изобретения Парфюмерные изделия
Литературные произведения Полезные модели Знаки обслуживания
Музыкальные произведения Промышленные образцы Наименование мест происхождения товаров

Владелец собственности вправе использовать ее так, как он желает, при условии, что такое использование не противоречит закону, и воспрепятствовать другим лицам, использовать этот объект собственности.

Создатели объектов интеллектуальной собственности могут приобретать права на результаты своей работы.

Права на объекты-результаты этой работы могут передаваться другим лицам или становиться предметом лицензионных договоров.

Права интеллектуальной собственности распространяются также на такие произведения, как ненаписанные и незафиксированные проявления культуры многих развивающихся стран, широко известные как фольклор.

Интеллектуальная собственность включает в себя две среды прав: патентное право на объекты промышленной собственности, а также авторское и смежное право.

Классификация объектов интеллектуальной собственности (ОИС)

Интеллектуальная собственность
ОИС научно-технической и производственной сфер ОИС гуманитарной сферы
открытие Объекты промышленной собственности секреты производства (ноу-хау) программы ЭВМ базы данных технологии интегральных микросхем научные публикации литературные произведения музыкальное произведения произведения искусств
изобретение промышленные образцы полезные модели товарные знаки и знаки и знаки обслуживания селекционные достижения географические указания и наименование мест происхождения товаров
                             


Авторское право

Сферой авторского права является охрана литературных и художественных произведений. Они включают письменные произведения, музыку, произведения изобразительного искусства, в частности, живопись и скульптуру, а также произведения, основанные на использовании технологий, например программы для ЭВМ и электронные базы данных.

Авторское право охраняет произведения, то есть выражение мыслей, но не сами идеи. Так если вы изображаете сюжет, то на него охрана не распространяется, но когда вы выражаете его в кратком содержании или, скажем, в коротком рассказе, выражение сюжета в этой форме будет охраняться.

В Бернской конвенции (1886 г.), являющейся старейшей международной конвенцией, регулирующей авторское право, говорится следующее:

«Термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы их выражения, включая книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения к которым приравниваются произведения, выраженным способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирование и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

Переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения.

Сборники литературных и художественных произведений, например, энциклопедии и антологии, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющего часть таких сборников.

Не существует никакого требования, чтобы литературное или художественное произведение было хорошим или обладало художественными достоинствами. Однако оно должно быть оригинальным, должно нести отпечаток индивидуальности автора.

Наиболее важный признак собственности заключается в том, что владелец может пользоваться ею исключительным образом, то есть так, как он желает, и больше никто не может использовать ее законным образом без разрешения владельца.

Таким образом, права, предоставляемые национальными законами обладателю авторского права на охраняемое произведение, обычно являются «исключительными правами»: использовать произведение или разрешать другим лицам использовать произведение при соблюдении юридически признанных прав и интересов других лиц.

В соответствии с авторским правом существует два вида исключительных прав: имущественные права, которые позволяют владельцу прав получать материальное вознаграждение за использование его произведения другими лицами, и личные неимущественные права, которые позволяют автору предпринимать определенные действия, чтобы сохранить личную связь между ним самим и произведением.

Традиционно и исторически право на воспроизведение является одним из ключевых прав. Право на воспроизведение могло бы, например, охватывать печатание книг, а также изготовление фотокопий, однако оно также охватывает более современные способы воспроизведения, такие, как записать на ленту и копирование записей на ленту. Оно охватывает сохраненные произведения в компьютерной памяти и, конечно, копирование программ для ЭВМ на дискеты, не перезаписываемые или перезаписываемые компакт-диски и так далее.

Другой важной группой прав, касающиеся перевода и переделки.

Помимо основного права на воспроизведение, национальные законы признают другие права. Например, некоторые законы содержат право разрешить распространение экземпляров произведений. Право на распространение обычно подлежит исчерпанию после первой продажи или иной передачи права на владение экземпляром, которое осуществляется с разрешения правообладателя. В некоторых законах об авторском праве содержится положение о праве на осуществление контроля за ввозом копий, как средство предотвращения размывания принципа территориальности авторского права. Многие национальные законы традиционно разрешают физическим лицам изготавливать единичные экземпляры произведений для частных, личных и некоммерческих целей.

В ряде стран предусмотрены также права на публичные исполнения, передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения. Имущественные права упомянутого выше типа могут передаваться или переуступаться лицам обычно за определенную сумму денег или гонорара, в зависимости от предполагаемого использования произведения. Однако права второго вида, то есть личные неимущественные права, никогда не могут передаваться. Они всегда сохраняются за первоначальным автором произведения.

Неимущественные права имеют иное значение: они включают две составляющие, и первой является право авторства. Это право заявить об авторстве на произведение и требовать признания этого авторства. В основном, это право быть упомянутым в качестве автора, например, когда произведение воспроизводится. Если вы написали книгу, то вы имеете законное право на то, чтобы ваше имя было упомянуто в качестве ее автора, а также на то, чтобы это имя упоминалось во время использования книги, по крайней мере, в разумных пределах.

Неимущественные права включают право на уважение, то есть, право противодействовать всякому искажению произведения или любому его использованию, которое наносит ущерб чести или литературной и художественной репутации автора.

Для охраны произведения его необходимо зафиксировать, т. е. облечь в письменную форму или записать на определенный носитель.

При опубликовании произведения для его охраны необходимо поставить знак © с указанием фамилии, имени, отчества автора и года первой публикации.

Защита авторского права в соответствии с Бернской конвенцией составляет время жизни автора и 70 лет. Срок исчисляется с конца года смерти автора. Этот срок принят в Российской Федерации.

В Европейском союзе этот срок составляет 70 лет, такой же срок прописан в законодательстве США.

Для обеспечения защиты прав принимаются:

§ Охранительные или временные меры преследуют две цели: во-первых, предотвращение возникновения случаев правонарушения, в частности, предотвращение поступления незаконных товаров в торговую сеть, в том числе импортированных товаров после таможенной очистки; и, во-вторых, сохранение соответствующих доказательств, относящихся к предполагаемым нарушениям.

§ Гражданско-правовые средства защиты направлены на возмещение правообладателю материального ущерба, понесенного в результате правонарушения, обычно в виде денежной компенсации, и создание эффективного механизма предотвращения дальнейших нарушений, зачастую в форме постановления суда, предписывающего уничтожение незаконных товаров, а также материалов и инвентаря, которые использовались преимущественно для изготовления этих товаров.

§ Уголовные санкции предназначены для наказания тех лиц, которые преднамеренно совершают акты пиратства, в отношении авторского права и смежных прав в коммерческом масштабе.

§ Меры, предпринимаемые на границе, отличаются от указанных выше мер по обеспечению защиты прав тем, что они предусматривают действия, предпринимаемые таможенными, а не судебными властями. Пограничные меры позволяют правообладателям обращаться к таможенным органам за приостановлением выпуска в свободное обращение товаров, подозреваемых в нарушении авторского права.

Смежные права

Смежные права – это права, которые в некоторых отношениях имеют сходство с авторским правом. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных юридических и физических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики. Одним ярким примером является певец или музыкант, исполняющий произведение композиторов для широкой публики. Общей целью смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.

Смежные права не являются авторским правом, однако они тесно связаны с ним; они вытекают из произведения, охраняемого авторским правом. Поэтому, в некотором смысле, эти понятия всегда близкие. Смежные права предлагают тот же самый вид исключительности, что и авторское право, однако они не распространяются на произведения как таковые. Они охватывают нечто, включающее в себя само произведение и, обычно, способ доведения его до широкой публики.

Предположим, есть оригинальная песня. Она, конечно, охраняется в отношении композитора и автора слов, являющихся первоначальными обладателями авторского права; они в должное время предложат ее певцу, который исполнит ее, и ему или ей также потребуется определенная форма охраны, если песня записывается, или если певец надеется исполнить ее в эфире,

Тогда эти действия выведут на авансцену другую фирму, которая при заключении соглашения тоже захочет иметь определенную форму охраны. В первую очередь, смежными правами обладают те, кто исполняет произведения, а именно исполнители, певцы, актеры, танцоры, музыканты и так далее. Кроме того, существует и вторая группа; производители фонограмм, или, более точно, производители звукозаписей.

Третью группу лиц, пользующихся охраной смежных прав, составляют организации вещания. Их права вытекают из их творческого вклада, а именно создания вещательных передач, и эти права касаются не содержания передачи, не кинофильма, например, а действия, связанного с его вещанием. Тот факт, что они способны передавать представляющее собой вещательную передачу, дает им охраняемые права как бы на эти сигналы.

§ Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.

§ Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (магнитофонных лент, кассет, компакт-дисков и т. д.). Они также, имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий (пиратство) или несанкционированное эфирное вещание или доведение фонограмм до аудитории.

§ Таким же образом права организации эфирного вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широко аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля, за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.

Первой организованной международной реакцией на необходимость в представлении правовой охраны трем категориям бенефециаров смежных прав стало заключение в 1961 г. Римской конвенции или, более конкретно, «Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организацией эфирного вещания».

§ Исполнителям предоставляются права воспрепятствовать фиксации (записи), передаче в эфир и сообщению для всеобщего сведения их непосредственных исполнителей без их согласия.

§ Производителям фонограмм предоставляются права разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение, ввоз и распространение их фонограмм и копий этих фонограмм, а также право на справедливое вознаграждение за передачу в эфир и доведение фонограмм до всеобщего сведения.

§ Организациям эфирного вещания предоставляются права разрешать или запрещать ретрансляцию, фиксацию и воспроизведение их вещательных передач.

Права исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течении 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнения, а права организаций эфирного вещания – в течение, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача.

Наши рекомендации